Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2009

Мыльницы в ассортименте

Почему-то нам мало назвать созданные нашими руками (или приобретенные в магазине) приспособления развивающими игрушками или настольными играми. Это звучит не модно и как-то сразу отодвигает от магистрального пути развития современной педагогической науки.
То ли дело — «сенсорные тренажеры»! Сегодня любой «продвинутый» педагог-дошкольник с легкостью козыряет этим «термином».
Откуда он взялся?

Когда-то Мария Монтессори предложила использовать для тренировки детских пальчиков и обучения детей бытовым манипуляциям с предметами так называемые «рамки». Эти рамки с полным основанием можно считать прообразом «сенсорных тренажеров». И именно Монтессори принадлежит создание первой методической системы упражнения «чувств», включающей различные приспособления.
Прилагательное «сенсорные», его проникновение в дошкольную педагогику связано с работами отечественного психолога Л.Венгера. Он ввел в науку термин «сенсорные эталоны», исследовал и описал их освоение маленьким ребенком.
Самим словом «тренажеры», обжившимся в нашем педагогическом словаре в последние десять–пятнадцать лет, мы скорее всего обязаны послеперестроечному увлечению фитнесом. В это время спортивные тренажеры, раньше использовавшиеся в специализированных сферах (например, для подготовки летчиков и космонавтов, профессиональных спортсменов и т.п.), стали доступны гораздо более широким слоям населения.

Спонсор публикации статьи компания "TonFix" в Киеве. Мастерская по обслуживанию офисной техники "Тонфикс" предлагает Вам приобрести картриджи для принтера, МФУ, а также предоставляет услуги по заправке картриджей, ремонту принтера, прошивке принтера и установке драйверов. Бесплатная диагностика при ремонте, низкие цены, гарантия на все виды работ, возможность безналичного расчёта, выезд на дом. Информацию о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты смотрите подробнее здесь.

Но дискуссия о названии в данном случае не имеет смысла. Тренажеры — так тренажеры!
Слабость к «умным словам» можно простить — если настольная игра придумана с умом и помогает обогатить развивающую среду детского сада.
Как правило, в разного рода тренажерах мы видим шнуровки и застежки (вспоминайте, вспоминайте Монтессори добрым словом!).

Но вот педагоги детского сада «Золотой ключик» с. Верх-Тула Новосибирского района, изобретая свои игрушки, значительно расширили ассортимент используемых бытовых предметов. Здесь тебе и шпингалеты, и замки, и звонки, розетки, выключатели — все то, что ребенок может видеть вокруг себя дома, с чем сталкивается в жизни. Педагоги утверждают: когда ребенок обнаруживает знакомые бытовые элементы, перенесенные в неожиданный контекст и приспособленные для игры, он живо включается в обсуждение принципов работы этих деталей и их игровых перспектив. То есть получает мощный импульс, стимулирующий познавательную, игровую и речевую активность.
А ведь существуют предметы, внешне ничем не примечательные. Например — мыльница. Ну, лежит в ней обычно мыло. Ну, трудно бывает его из мыльницы вынуть. А положить на место — еще труднее: мыло, выскальзывая из пальцев, может и мимо пролететь. Вряд ли это побуждает ребенка к творческим размышлениям по поводу неожиданных возможностей предмета.
А тут вдруг эта самая мыльница оказывается деталью конструктора, чем-то вроде кубика или кирпичика. Да к тому же кирпичика с крышкой — то есть почти волшебной коробочкой. Коробочка, если захочешь, легко превращается в тайничок, в секретницу. А это создает новую игровую интригу.
Умение взглянуть на вещь под новым углом зрения, придумывать ей новые неожиданные функции, новые области применения считается одним из показателей креативности человека, его творческих способностей. А поиск таких областей применения вместе с ребенком — эффективный способ развития его воображения и способности нестандартно мыслить.

Итак — мыльницы в ассортименте педагогических средств развития.
Знакомьтесь с работами сибирских педагогов!

«Цветок»

Настольная игра с функциями моторного и сенсорного тренажера

На планшете с помощью половинок мыльниц и половинок футляров для зубных щеток создано изображение цветка.
К планшету прилагается коробочка с дополнительными деталями — недостающими половинками мыльниц и футляров.
В задачу ребенка входит, ориентируясь на цвет, подобрать парные детали.

Если основу цветка будут составлять мыльницы, одинаковые по цвету, но разные по размеру (так, например, можно изобразить венчик цветка и его листья), задача ребенка усложнится.

Игру можно использовать для занятий и самостоятельных игр в работе с малышами. Дополнение картинки деталями можно сопровождать заданиями по счету и сравнению частей цветка по цвету, форме (и величине). Можно предложить ребенку придумать рассказик, опираясь на вопросы педагога:

— Как называется твой цветок? Почему ты решил так его назвать?
— Где он растет?
— Его посадили или он вырос сам?
— Кто за ним ухаживает?
— Кто приходит на него любоваться?

«Паровоз»

Настольная игра с функциями моторного и сенсорного тренажера

На планшете изображена сюжетная картинка с едущим по рельсам паровозиком. Паровозик составлен из половинок мыльниц. Соединения между вагончиками обозначены шпингалетами. Колеса только обозначены выступающими стержнями с резьбой. Элементы живописного пейзажа выполнены из цветной пленки.
На картинке присутствует светофор с отсутствующими цветными глазками.

К панно прилагается ящичек с дополнительными деталями: погремушками с изображением пассажиров, крышками от мыльниц, накручивающимися частями от колес и глазками светофора, мелкие игрушки на магнитах для оживления пейзажа (бабочки, лягушки и т.п.).
В задачу ребенка входит дополнить картинку недостающими деталями.
Можно сопровождать выполнение задания пересчетом различных элементов картины и составлением рассказа по картинке.
Игра может быть использована для индивидуальных и групповых занятий с детьми среднего и старшего возраста.

«Кораблик»

Настольная игра с функциями моторного и сенсорного тренажера

На панно закреплены половинки мыльниц: это основание корабля.
Также с помощью пластмассовых (или картонных) полосок обозначены мачты корабля. Волны и звезды сделаны из пленки-самоклейки.
Остальные детали (половинки мыльниц, образные игрушки на магнитиках, прищепки) уложены в коробочку. Это детали для восполнения изображения на картинке.

Планшет «Кораблик» может украсить занятие по математике и по развитию речи. Он предоставляет широкие возможности и для составления задач, и для придумывания историй.
Может быть использован для индивидуальной и групповой работы с детьми старшего и предшкольного возраста.

В создании игр и разработке конспектов
принимали участие воспитатели детского сада «Золотой ключик»
Елена САЖИНА, Олеся ЕМЕЛЬЯНОВА, Валентина ГРИНЕНКО.

Автор методической идеи

Рейтинг@Mail.ru