Почему-то нам мало назвать созданные
нашими руками (или приобретенные в магазине)
приспособления развивающими игрушками или
настольными играми. Это звучит не модно и как-то
сразу отодвигает от магистрального пути
развития современной педагогической науки.
То ли дело — «сенсорные тренажеры»! Сегодня
любой «продвинутый» педагог-дошкольник с
легкостью козыряет этим «термином».
Откуда он взялся?
Когда-то Мария Монтессори предложила
использовать для тренировки детских пальчиков и
обучения детей бытовым манипуляциям с
предметами так называемые «рамки». Эти рамки с
полным основанием можно считать прообразом
«сенсорных тренажеров». И именно Монтессори
принадлежит создание первой методической
системы упражнения «чувств», включающей
различные приспособления.
Прилагательное «сенсорные», его проникновение в
дошкольную педагогику связано с работами
отечественного психолога Л.Венгера. Он ввел в
науку термин «сенсорные эталоны», исследовал и
описал их освоение маленьким ребенком.
Самим словом «тренажеры», обжившимся в нашем
педагогическом словаре в последние
десять–пятнадцать лет, мы скорее всего обязаны
послеперестроечному увлечению фитнесом. В это
время спортивные тренажеры, раньше
использовавшиеся в специализированных сферах
(например, для подготовки летчиков и космонавтов,
профессиональных спортсменов и т.п.), стали
доступны гораздо более широким слоям населения.
Спонсор публикации статьи компания "TonFix" в Киеве. Мастерская по обслуживанию офисной техники "Тонфикс" предлагает Вам приобрести картриджи для принтера, МФУ, а также предоставляет услуги по заправке картриджей, ремонту принтера, прошивке принтера и установке драйверов. Бесплатная диагностика при ремонте, низкие цены, гарантия на все виды работ, возможность безналичного расчёта, выезд на дом. Информацию о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты смотрите подробнее здесь.
Но дискуссия о названии в данном случае
не имеет смысла. Тренажеры — так тренажеры!
Слабость к «умным словам» можно простить — если
настольная игра придумана с умом и помогает
обогатить развивающую среду детского сада.
Как правило, в разного рода тренажерах мы видим
шнуровки и застежки (вспоминайте, вспоминайте
Монтессори добрым словом!).
Но вот педагоги детского сада «Золотой
ключик» с. Верх-Тула Новосибирского района,
изобретая свои игрушки, значительно расширили
ассортимент используемых бытовых предметов.
Здесь тебе и шпингалеты, и замки, и звонки,
розетки, выключатели — все то, что ребенок может
видеть вокруг себя дома, с чем сталкивается в
жизни. Педагоги утверждают: когда ребенок
обнаруживает знакомые бытовые элементы,
перенесенные в неожиданный контекст и
приспособленные для игры, он живо включается в
обсуждение принципов работы этих деталей и их
игровых перспектив. То есть получает мощный
импульс, стимулирующий познавательную, игровую и
речевую активность.
А ведь существуют предметы, внешне ничем не
примечательные. Например — мыльница. Ну, лежит в
ней обычно мыло. Ну, трудно бывает его из мыльницы
вынуть. А положить на место — еще труднее: мыло,
выскальзывая из пальцев, может и мимо пролететь.
Вряд ли это побуждает ребенка к творческим
размышлениям по поводу неожиданных возможностей
предмета.
А тут вдруг эта самая мыльница оказывается
деталью конструктора, чем-то вроде кубика или
кирпичика. Да к тому же кирпичика с крышкой — то
есть почти волшебной коробочкой. Коробочка, если
захочешь, легко превращается в тайничок, в
секретницу. А это создает новую игровую интригу.
Умение взглянуть на вещь под новым углом зрения,
придумывать ей новые неожиданные функции, новые
области применения считается одним из
показателей креативности человека, его
творческих способностей. А поиск таких областей
применения вместе с ребенком — эффективный
способ развития его воображения и способности
нестандартно мыслить.
Итак — мыльницы в ассортименте
педагогических средств развития.
Знакомьтесь с работами сибирских педагогов!
«Цветок»
Настольная игра с функциями
моторного и сенсорного тренажера
На планшете с помощью половинок мыльниц
и половинок футляров для зубных щеток создано
изображение цветка.
К планшету прилагается коробочка с
дополнительными деталями — недостающими
половинками мыльниц и футляров.
В задачу ребенка входит, ориентируясь на цвет,
подобрать парные детали.
Если основу цветка будут составлять
мыльницы, одинаковые по цвету, но разные по
размеру (так, например, можно изобразить венчик
цветка и его листья), задача ребенка усложнится.
Игру можно использовать для занятий и
самостоятельных игр в работе с малышами.
Дополнение картинки деталями можно сопровождать
заданиями по счету и сравнению частей цветка по
цвету, форме (и величине). Можно предложить
ребенку придумать рассказик, опираясь на вопросы
педагога:
— Как называется твой цветок? Почему ты
решил так его назвать?
— Где он растет?
— Его посадили или он вырос сам?
— Кто за ним ухаживает?
— Кто приходит на него любоваться?
«Паровоз»
Настольная игра с функциями
моторного и сенсорного тренажера
На планшете изображена сюжетная
картинка с едущим по рельсам паровозиком.
Паровозик составлен из половинок мыльниц.
Соединения между вагончиками обозначены
шпингалетами. Колеса только обозначены
выступающими стержнями с резьбой. Элементы
живописного пейзажа выполнены из цветной пленки.
На картинке присутствует светофор с
отсутствующими цветными глазками.
К панно прилагается ящичек с
дополнительными деталями: погремушками с
изображением пассажиров, крышками от мыльниц,
накручивающимися частями от колес и глазками
светофора, мелкие игрушки на магнитах для
оживления пейзажа (бабочки, лягушки и т.п.).
В задачу ребенка входит дополнить картинку
недостающими деталями.
Можно сопровождать выполнение задания
пересчетом различных элементов картины и
составлением рассказа по картинке.
Игра может быть использована для индивидуальных
и групповых занятий с детьми среднего и старшего
возраста.
«Кораблик»
Настольная игра с функциями
моторного и сенсорного тренажера
На панно закреплены половинки мыльниц:
это основание корабля.
Также с помощью пластмассовых (или картонных)
полосок обозначены мачты корабля. Волны и звезды
сделаны из пленки-самоклейки.
Остальные детали (половинки мыльниц, образные
игрушки на магнитиках, прищепки) уложены в
коробочку. Это детали для восполнения
изображения на картинке.
Планшет «Кораблик» может украсить
занятие по математике и по развитию речи. Он
предоставляет широкие возможности и для
составления задач, и для придумывания историй.
Может быть использован для индивидуальной и
групповой работы с детьми старшего и
предшкольного возраста.
В создании игр и разработке конспектов
принимали участие воспитатели детского сада
«Золотой ключик»
Елена САЖИНА, Олеся ЕМЕЛЬЯНОВА, Валентина
ГРИНЕНКО.
Автор методической идеи