
Наше подсознание с детских времен
хранит воспоминания о том, что лето — это жара и
вода, много воздуха, легкость в движениях. Одежды
— чуть-чуть, открытая обувь. И не надо ходить в
школу. Это самое главное. Взрослые перестают тебя
учить и слишком много хотеть от тебя. Поэтому ты
растешь и взрослеешь. Встречаешься в сентябре с
одноклассниками и учителями, и сразу видно: ты
вырос. Изменился. Стал старше. Происходит резкий
качественный скачок — совсем не такой, как от
сентября к маю. Там ты тоже чего-то набрался —
знаний, умений, навыков. Но это — другое. Это
результат летней свободы. Ослабленного
прессинга взрослых. Летом ты сам, своими путями
осваиваешь жизненные реалии, иногда —
неожиданные, иногда — запретные. Набираешься
опыта. Проходишь «расширенный курс
социализации».
Представители разных педагогических
направлений и родители так и не могут прийти к
соглашению: что важнее для будущего школьника —
умение читать или завязывать шнурки? Умение
обозначать словами свои детские чувства и мысли
(«Я думаю», «Я полагаю») или вовремя складывать
игрушки в ящик, чтобы перед сном иметь
возможность пообщаться с мамой, посидеть с ней в
обнимку?
Конечно, нам хотелось бы видеть ребенка
эрудированным и самостоятельным, читающим и
складывающим вещи на стульчике в аккуратную
стопочку. Разве одно противоречит другому? Разве
в программах по дошкольному образованию не
ставятся задачи «всестороннего развития»?
Но время, его ресурсы — вот беда! —
ограниченны. И желание решить воспитательную
задачу всестороннего развития порой играет с
нами злую шутку. Мы так торопимся — уложиться в
расписание, во временные сроки занятий, развить и
то и другое, — что сами похожи на белок в колесе и
детей увлекаем бешеным ритмом своей жизни.
Ребенок еще не дорисовал, а нужно уже
переодеваться на хореографию; ему хочется
повозиться в кукольном уголке, но воспитатель
зовет одеваться на прогулку. Только разыгрались
на улице, затеяли веселую беготню вокруг
песочницы, нужно возвращаться: обед на столе
стынет. Но себя мы, как правило, извиняем:
гигиенисты доказали полезность режима для
детского здоровья, научные деятели снабдили
программами, и мы, по большому счету, мало что
решаем в организации детсадовского бытия.
Статья опубликована при поддержке жилого комплекса "Новое Медведково". Квартиры в Мытищах Новое Медведково от застройщика в новостройках. Удобное расположение, благоприятный район, помощь в подборе квартир, ипотека. На сайте комплекса, который располагается по адресу: http://www.medvedkovo-new.ru/, Вы сможете узнать стоимость квартир, информацию о проекте, посмотреть галерею, расположение и контакты.
Зато родители! Они могли бы
сдерживаться. Но ими руководят не менее
серьезные и обоснованные «программы» под
названием «Клава сказала». В результате —
драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота.
Мы им: ваш ребенок и так перегружен. А они нам: наш
ребенок. Хотим, чтобы образованным был.
Всесторонне развитым.
То есть хотят того, что и мы, воспитатели.
И вот, мы этого бедного ребенка со всех сторон
образовываем, не оставляя ему возможности
отдышаться и заняться тем, чем ему действительно
в данный момент хочется.
Только не подумайте, что я хочу кого-то
критиковать. Замахиваюсь на разумное, доброе,
вечное в виде садовских программ, исключающих
всякую спонтанность и учет текущих детских
интересов конкретных детей.
Я же знаю, что такое «группа», да еще и
переполненная. Тут без режима, строевой
подготовки и командных методов не выжить.
Я вообще не об этом. Я — о лете.
О лете, как стихийном воспитателе наших
детей. Когда мы, уставшие за зиму, наконец от них
отстаем. И оно занимает наше место, преуспевая в
том, в чем мы всегда терпим фиаско. Оно, выражаясь
словами Марии Монтессори, «уважает медленный
темп жизни маленького ребенка».
Хорошо бы и мы сумели отнестись к этой
педагогической установке с должным вниманием. Не
зимой, упаси Господи! Только летом.
Когда ребенку можно позволить самому
одеваться и раздеваться: пусть он делает это
медленно, но сам. Самому выбирать одежду (пусть с
вашим участием — вдруг пойдет дождь? — но
самому!), самому собирать рюкзачок на пляж или на
лесную прогулку. Аккуратно подсказать, что туда
надо положить, и подождать, когда он своими
ручками уложит нужные, на его взгляд, вещи и
зашнурует тесемки, закроет замочки.
Самому
приготовить бутерброды к завтраку. Может, и не
только себе, а еще и бабушке с дедушкой.
Самому полить грядку, и водичку в леечку
самому налить. Не один раз налить, а столько раз
наливать, сколько захочется. Самому помыть ножки
перед сном. Самому выстирать свои носочки и
носовые платочки — даже при наличии стиральной
машины: тепло, тазик на улице, в нем — веселая
мыльная пена. И — не надо торопиться. Не надо!
Собственно, больше ничего не надо для
«успешной социализации»: возможность
действовать самостоятельно, делать серьезные
дела — и не торопиться.
Да здравствует Лето, мудрый воспитатель
дошколят!