Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2009

Воспитатель Лето

Наше подсознание с детских времен хранит воспоминания о том, что лето — это жара и вода, много воздуха, легкость в движениях. Одежды — чуть-чуть, открытая обувь. И не надо ходить в школу. Это самое главное. Взрослые перестают тебя учить и слишком много хотеть от тебя. Поэтому ты растешь и взрослеешь. Встречаешься в сентябре с одноклассниками и учителями, и сразу видно: ты вырос. Изменился. Стал старше. Происходит резкий качественный скачок — совсем не такой, как от сентября к маю. Там ты тоже чего-то набрался — знаний, умений, навыков. Но это — другое. Это результат летней свободы. Ослабленного прессинга взрослых. Летом ты сам, своими путями осваиваешь жизненные реалии, иногда — неожиданные, иногда — запретные. Набираешься опыта. Проходишь «расширенный курс социализации».

Представители разных педагогических направлений и родители так и не могут прийти к соглашению: что важнее для будущего школьника — умение читать или завязывать шнурки? Умение обозначать словами свои детские чувства и мысли («Я думаю», «Я полагаю») или вовремя складывать игрушки в ящик, чтобы перед сном иметь возможность пообщаться с мамой, посидеть с ней в обнимку?

Конечно, нам хотелось бы видеть ребенка эрудированным и самостоятельным, читающим и складывающим вещи на стульчике в аккуратную стопочку. Разве одно противоречит другому? Разве в программах по дошкольному образованию не ставятся задачи «всестороннего развития»?

Но время, его ресурсы — вот беда! — ограниченны. И желание решить воспитательную задачу всестороннего развития порой играет с нами злую шутку. Мы так торопимся — уложиться в расписание, во временные сроки занятий, развить и то и другое, — что сами похожи на белок в колесе и детей увлекаем бешеным ритмом своей жизни. Ребенок еще не дорисовал, а нужно уже переодеваться на хореографию; ему хочется повозиться в кукольном уголке, но воспитатель зовет одеваться на прогулку. Только разыгрались на улице, затеяли веселую беготню вокруг песочницы, нужно возвращаться: обед на столе стынет. Но себя мы, как правило, извиняем: гигиенисты доказали полезность режима для детского здоровья, научные деятели снабдили программами, и мы, по большому счету, мало что решаем в организации детсадовского бытия.

Статья опубликована при поддержке жилого комплекса "Новое Медведково". Квартиры в Мытищах Новое Медведково от застройщика в новостройках. Удобное расположение, благоприятный район, помощь в подборе квартир, ипотека. На сайте комплекса, который располагается по адресу: http://www.medvedkovo-new.ru/, Вы сможете узнать стоимость квартир, информацию о проекте, посмотреть галерею, расположение и контакты.

Зато родители! Они могли бы сдерживаться. Но ими руководят не менее серьезные и обоснованные «программы» под названием «Клава сказала». В результате — драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. Мы им: ваш ребенок и так перегружен. А они нам: наш ребенок. Хотим, чтобы образованным был. Всесторонне развитым.

То есть хотят того, что и мы, воспитатели. И вот, мы этого бедного ребенка со всех сторон образовываем, не оставляя ему возможности отдышаться и заняться тем, чем ему действительно в данный момент хочется.

Только не подумайте, что я хочу кого-то критиковать. Замахиваюсь на разумное, доброе, вечное в виде садовских программ, исключающих всякую спонтанность и учет текущих детских интересов конкретных детей.

Я же знаю, что такое «группа», да еще и переполненная. Тут без режима, строевой подготовки и командных методов не выжить.

Я вообще не об этом. Я — о лете.

О лете, как стихийном воспитателе наших детей. Когда мы, уставшие за зиму, наконец от них отстаем. И оно занимает наше место, преуспевая в том, в чем мы всегда терпим фиаско. Оно, выражаясь словами Марии Монтессори, «уважает медленный темп жизни маленького ребенка».

Хорошо бы и мы сумели отнестись к этой педагогической установке с должным вниманием. Не зимой, упаси Господи! Только летом.

Когда ребенку можно позволить самому одеваться и раздеваться: пусть он делает это медленно, но сам. Самому выбирать одежду (пусть с вашим участием — вдруг пойдет дождь? — но самому!), самому собирать рюкзачок на пляж или на лесную прогулку. Аккуратно подсказать, что туда надо положить, и подождать, когда он своими ручками уложит нужные, на его взгляд, вещи и зашнурует тесемки, закроет замочки.

Самому приготовить бутерброды к завтраку. Может, и не только себе, а еще и бабушке с дедушкой.

Самому полить грядку, и водичку в леечку самому налить. Не один раз налить, а столько раз наливать, сколько захочется. Самому помыть ножки перед сном. Самому выстирать свои носочки и носовые платочки — даже при наличии стиральной машины: тепло, тазик на улице, в нем — веселая мыльная пена. И — не надо торопиться. Не надо!

Собственно, больше ничего не надо для «успешной социализации»: возможность действовать самостоятельно, делать серьезные дела — и не торопиться.

Да здравствует Лето, мудрый воспитатель дошколят!

Рейтинг@Mail.ru