Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2009
Педагоги детского сада № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области много лет используют в работе с детьми программу Натальи Рыжовой «Наш дом — природа».
В их арсенале много творческих разработок. В частности, на основе идей Натальи Рыжовой они создали настольные и дидактические игры, направленные на закрепление знаний детей природного мира родного края. Эти игры могут служить моделью для разработки ваших собственных вариантов игры. Для этого достаточно заменить слова «Волгоградская область» на название своего региона и подобрать (или нарисовать) картинки с изображением характерных для вашего края пейзажей, животных и растений.

Природа родного края

Игровой материал: двусторонний коврик, на одной стороне которого изображены различные среды обитания (суша, вода, воздух); на другой — игровое поле, разделенное на клетки с цифровыми изображениями.
К коврику прилагается набор карточек с изображениями растений (декоративные растения, дикорастущие травы, кустарники, деревья) и животных (зверей, птиц, насекомых) Волгоградской области, маски-пиктоОграммы и карточки с изображением действий человека.

Первый вариант

Коврик расстелен вверх стороной с изображением сред обитания.
Детям предлагаются карточки, на которых изображены растения и животные, их надо закрепить на волшебном коврике в соответствии с особенностями их мест обитания: кто-то живет на земле, кто-то в воде, кто-то освоил воздух и сушу, кто-то — воду и сушу. Каждый ребенок ищет место для своей карточки самостоятельно.
После выполнения задания детям предлагается объяснить, почему они разместили свое животное или растение в том или ином месте.
Затем можно предложить детям ответить на следующие вопросы:

— Какая среда обитания оказалась самой заселенной? (Земля.)
— Где растений больше — на суше или в воде?
— Кто отвечает за жизнь на планете Земля и почему? (Человек.)

Второй вариант

Перед детьми игровое поле, разделенное на клетки с цифровыми изображениями. На столе выкладываются пиктограммы — маски. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются на столько квадратов, сколько очков покажет кубик, ориентируясь на стрелки. Если фишка ребенка попадает на картинку, где изображены действия человека, которые вредят природе или помогают ей, они подбирают подходящую маску-пиктограмму. Победит тот, кто первым дойдет до конца дорожки и сделает больше добрых дел.

Если фишка останавливается на знаке:

Третий вариант

Коврик расстелен вверх стороной с изображением сред обитания. Взрослый предлагает отгадать загадки о деревьях, декоративных растениях, кустарниках. Дети отгадывают загадку, получают за это карточку-отгадку и закрепляют ее на «волшебном» коврике. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто в конце игры имеет больше фишек, тот победил.

Четвертый вариант



Коврик расстелен вверх стороной с изображением сред обитания. Карточки смешиваются. Воспитатель рассказывает историю о злом волшебнике, который перенес всех животных и растения из привычной среды обитания на пустую планету. За ними посылается спасательный космический корабль, который возвращает их на родную землю. Теперь детям нужно расселить животных и растения так, чтобы они снова смогли жить на Земле.

Пятый вариант

Выбирается водящий. Другие играющие задумывают растение или животное и сообщают водящему, в какой среде оно обитает. Водящий, чтобы отгадать задуманное растение или животное, задает вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Если он найдет правильный ответ, ему выдается карточка с изображением-отгадкой, и он размещает животное или растение в подходящей среде обитания.

Шестой вариант

Коврик расстелен вверх поверхностью, изображающей среды обитания. Дети делятся на две команды — команду суши и команду водной среды. Бросается жребий, и одна из команд получает право первого хода.
Пусть это будет команда суши. Игроки, посовещавшись, выбирают животное водной среды и дают его описание. Если другая
команда отгадала описанное животное, она получает карточку с его изображением и поселяет в свою среду.
Затем предлагает свое описание — животного суши.
Выигрывает команда, у которой среда оказалась более заселенной.

Седьмой вариант

Коврик расстелен вверх поверхностью, изображающей среды обитания.
Детям предлагается «заселить» полянку, лужок и т.д. Ребенок получает картинку с изображением цветка за описательный рассказ, загадку, за стихотворение или загадку о цветке.
«Цветоводом» становится тот, кто «посадил» больше цветов.

Рейтинг@Mail.ru