Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2009
В предыдущих номерах наши читатели познакомились с системой и принципами дошкольного образования в США. Сегодня мы отправимся в Великобританию

За знаниями — по миру

Обязательное (школьное) образование английских детей начинается с пяти лет. Эта традиция ведет свое начало с 1870 г. У истоков образования маленьких детей (2–7 лет) стоял философ-утопист Роберт Оуэн. Он придавал огромное значение образованию детей из бедных семей и считал необходимым уделить ему особое внимание. В отличие от многих филантропов Р.Оуэн считал образование детей бедняков средством изменения общества.
В конце XIX — начале XX в. обнаружилось, что среди детей подготовительного класса, созданных для пятилеток, есть дети младшего возраста — 2–4 лет. Для них стали создавать специальные учреждения — детские сады. Здесь должны были не просто присматривать за детьми, заботиться об их здоровье и питании, но и обеспечивать физическое, эмоциональное и умственное благополучие. В Викторианскую эпоху (конец ХIХ — начало ХХ века), т.е. в период распространения детских садов в Великобритании, это были, по преимуществу, сады, работающие по системе Фридриха Фребеля.

К концу ХХ века представление о том, что детей нужно специальным образом готовить к школе, стало находить поддержку у большинства родителей. В Великобритании существуют разные формы такой подготовки. К 1990 г. 76% детей пользовались одной из них. Детские сады тоже считаются одной из таких форм.

Дошкольные учреждения находятся в двойном подчинении: департаменты образования и науки отвечают за образовательную часть, а муниципальные департаменты социальной службы — за организацию разных форм дневного ухода.
Воспитание в яслях при школах считается более дешевым. На одного взрослого приходится не более 13 детей. Большинство детей находятся в дошкольных учреждениях полдня — с 9.00 до 12.30 или с 13.00 до 16.30. Если ребенок находится в детском саду целый день, то его обеспечивают обедом. Если дошкольное учреждение существует независимо от школы, оно открыто с 8.00 до 18.00, и в него принимают детей от 2 месяцев до 5 лет.
В компьютер дошкольного учреждения внесены показатели развития каждого ребенка. На одного взрослого приходится не более 3 малышей и не более 5 детей постарше. Но в определенные моменты в группе может находиться более сорока детей под присмотром двух взрослых. Дети объединены в небольшие группы: младшие группы включают до
6 детей, группы для детей 3–5 лет — до 10 детей.
Кроме детских садов, есть центры по уходу за детьми, институт нянь, игровые группы и т.д.

Качество образования для детей до пяти лет зависит от типа учреждения. Дети, находящиеся в детских садах и дошкольных классах, в целом развиваются более разносторонне, чем в начальных классах школ. Связано это с хорошо спланированной и хорошо организованной детской деятельностью (целенаправленная игра, исследовательская деятельность и т.п.), а также с отсутствием возрастного разброса, с лучшим соотношением количества детей и взрослых, с хорошим материальным обеспечением, соответствующим возрастным особенностям детей, с наличием опытных педагогов, успешно работающих с детьми 3–5 лет.

Планирование носит тематический характер. Так, например, с четырехлетними детьми тема «Поверхность» может изучаться через ознакомление с разными тканями, мехом животных, фруктами и др. Из прочитанной книги дети узнают о кокосовом молоке, рассматривают кокосовый орех, изучают вместе с воспитателем его поверхность, разбивают и пробуют молоко и мякоть. Двое взрослых пекут кокосовое печенье по рецепту, выбранному вместе с детьми из кулинарной книги; дети участвуют в подборе и измерении ингредиентов и месят тесто.
Дети также могут изготовлять погремушки из пакетов от йогурта: в них складываются бобы, фасоль, горох... Пакеты заклеиваются липкими полосками бумаги; при этом дети называют форму, величину, слушают звучание погремушек до обклеивания и после, устанавливают разницу (звучит громче, глуше, мягче и т.п.) и ищут объяснение этому. Затем педагоги опять возвращают их к теме «Поверхность».

В детских садах большую работу проводят по установлению связи между говорением, слушанием и написанием. Дети видят много надписей, слушают чтение и читают сами, а воспитатель это всячески поддерживает: обсуждает с детьми такие вопросы, как первые страницы книги, для чего нужны картинки, как лучше обращаться с книгой и т.п. В сюжетной игре в больницу дети делают записи на доске: имя больного, симптомы болезни, диагноз. Далее устанавливается контакт врача с родственниками больного (по телефону) с целью получения их разрешения на операцию и т.п.

Большое внимание в работе с детьми уделяется наблюдению за живыми объектами. Так, в одном из лондонских детских садов дошкольники увидели на кустах улитку; наблюдая за ней, обнаружили на листьях отверстия и предположили, что это сделала улитка. Начали высказывать свои предположения о том, где у нее рот, как она ест, как могла забраться на верхушку куста без ног и т.п. Потом посадили ее (на один день) в коробку и изучали, пользуясь увеличительным стеклом.

Педагоги дошкольных учреждений особую заботу о детях проявляют в первые дни их прихода в детский сад, стараясь помочь им адаптироваться к новым условиям жизни. Наиболее удачным можно считать опыт одного из детских садов Лондона. Дети задолго до того, как стать его воспитанниками, начинают посещать его вместе с мамой, папой или другими близкими взрослыми. В специально построенном для этого помещении они проводят 2–4 часа: вместе играют, пьют чай и, что самое главное, наблюдают за детьми и воспитателями детского сада: как они прощаются с родителями, как вместе играют и т.п. Воспитатели заходят к ним, обмениваются игрушками и т.д. Такое ненавязчивое постепенное знакомство со сверстниками и взрослыми, наблюдение за их жизнью вызывают у детей желание вновь прийти сюда и делают расставание с родителями безболезненным. Обязательность такого предварительного посещения для будущих воспитанников записана в договоре, заключаемом между учреждением и семьей.

Дошкольные программы следуют нескольким основным принципам. Детство считается самоценным: оно представляет собой часть жизни, а не просто подготовку к обучению на следующей ступени жизни. Ребенок воспринимается как целостность, все стороны развития которого взаимосвязаны, поэтому обучение не разделяется на отдельные предметы. Существенной считается внутренняя мотивация к обучению, поскольку ребенок независимо от внешних влияний учится (или не учится) по своей инициативе. Подчеркиваются самостоятельность и самодисциплина, обучение эффективно тогда, когда дети приобретают собственный опыт. Образование начинается с того, что дети могут делать, а не с того, что они не могут делать. В каждом ребенке есть потенциал, но он развивается лишь в благоприятных условиях, для чего важнейшее значение имеют взрослые и другие дети, с которыми ребенок устанавливает отношения. Образование ребенка — это прежде всего результат его взаимодействия с окружением, в которое входят люди, материалы и знания. Общественное образование рассматривается только как дополнительное к тому, что дети получают дома.

Рейтинг@Mail.ru