Обязательное
(школьное) образование английских детей
начинается с пяти лет. Эта традиция ведет свое
начало с 1870 г. У истоков образования маленьких
детей (2–7 лет) стоял философ-утопист Роберт
Оуэн. Он придавал огромное значение
образованию детей из бедных семей и считал
необходимым уделить ему особое внимание. В
отличие от многих филантропов Р.Оуэн считал
образование детей бедняков средством изменения
общества.
В конце XIX — начале XX в. обнаружилось, что среди
детей подготовительного класса, созданных для
пятилеток, есть дети младшего возраста — 2–4 лет.
Для них стали создавать специальные учреждения
— детские сады. Здесь должны были не просто
присматривать за детьми, заботиться об их
здоровье и питании, но и обеспечивать физическое,
эмоциональное и умственное благополучие. В
Викторианскую эпоху (конец ХIХ — начало ХХ века),
т.е. в период распространения детских садов в
Великобритании, это были, по преимуществу, сады,
работающие по системе Фридриха Фребеля.
К концу ХХ века представление о том, что
детей нужно специальным образом готовить к
школе, стало находить поддержку у большинства
родителей. В Великобритании существуют разные
формы такой подготовки. К 1990 г. 76% детей
пользовались одной из них. Детские сады тоже
считаются одной из таких форм.
Дошкольные учреждения находятся в
двойном подчинении: департаменты образования и
науки отвечают за образовательную часть, а
муниципальные департаменты социальной службы —
за организацию разных форм дневного ухода.
Воспитание в яслях при школах считается более
дешевым. На одного взрослого приходится не более
13 детей. Большинство детей находятся в
дошкольных учреждениях полдня — с 9.00 до 12.30 или с
13.00 до 16.30. Если ребенок находится в детском саду
целый день, то его обеспечивают обедом. Если
дошкольное учреждение существует независимо от
школы, оно открыто с 8.00 до 18.00, и в него принимают
детей от 2 месяцев до 5 лет.
В компьютер дошкольного учреждения внесены
показатели развития каждого ребенка. На одного
взрослого приходится не более 3 малышей и не
более 5 детей постарше. Но в определенные моменты
в группе может находиться более сорока детей под
присмотром двух взрослых. Дети объединены в
небольшие группы: младшие группы включают до
6 детей, группы для детей 3–5 лет — до 10 детей.
Кроме детских садов, есть центры по уходу за
детьми, институт нянь, игровые группы и т.д.
Качество образования для детей до
пяти лет зависит от типа учреждения. Дети,
находящиеся в детских садах и дошкольных
классах, в целом развиваются более
разносторонне, чем в начальных классах школ.
Связано это с хорошо спланированной и хорошо
организованной детской деятельностью
(целенаправленная игра, исследовательская
деятельность и т.п.), а также с отсутствием
возрастного разброса, с лучшим соотношением
количества детей и взрослых, с хорошим
материальным обеспечением, соответствующим
возрастным особенностям детей, с наличием
опытных педагогов, успешно работающих с детьми
3–5 лет.
Планирование носит тематический
характер. Так, например, с четырехлетними детьми
тема «Поверхность» может изучаться через
ознакомление с разными тканями, мехом животных,
фруктами и др. Из прочитанной книги дети узнают о
кокосовом молоке, рассматривают кокосовый орех,
изучают вместе с воспитателем его поверхность,
разбивают и пробуют молоко и мякоть. Двое
взрослых пекут кокосовое печенье по рецепту,
выбранному вместе с детьми из кулинарной книги;
дети участвуют в подборе и измерении
ингредиентов и месят тесто.
Дети также могут изготовлять погремушки из
пакетов от йогурта: в них складываются бобы,
фасоль, горох... Пакеты заклеиваются липкими
полосками бумаги; при этом дети называют форму,
величину, слушают звучание погремушек до
обклеивания и после, устанавливают разницу
(звучит громче, глуше, мягче и т.п.) и ищут
объяснение этому. Затем педагоги опять
возвращают их к теме «Поверхность».
В детских садах большую работу проводят
по установлению связи между говорением,
слушанием и написанием. Дети видят много
надписей, слушают чтение и читают сами, а
воспитатель это всячески поддерживает:
обсуждает с детьми такие вопросы, как первые
страницы книги, для чего нужны картинки, как
лучше обращаться с книгой и т.п. В сюжетной игре в
больницу дети делают записи на доске: имя
больного, симптомы болезни, диагноз. Далее
устанавливается контакт врача с родственниками
больного (по телефону) с целью получения их
разрешения на операцию и т.п.
Большое внимание в работе с детьми
уделяется наблюдению за живыми объектами. Так,
в одном из лондонских детских садов дошкольники
увидели на кустах улитку; наблюдая за ней,
обнаружили на листьях отверстия и предположили,
что это сделала улитка. Начали высказывать свои
предположения о том, где у нее рот, как она ест,
как могла забраться на верхушку куста без ног и
т.п. Потом посадили ее (на один день) в коробку и
изучали, пользуясь увеличительным стеклом.
Педагоги дошкольных учреждений особую
заботу о детях проявляют в первые дни их прихода
в детский сад, стараясь помочь им
адаптироваться к новым условиям жизни. Наиболее
удачным можно считать опыт одного из детских
садов Лондона. Дети задолго до того, как стать его
воспитанниками, начинают посещать его вместе с
мамой, папой или другими близкими взрослыми. В
специально построенном для этого помещении они
проводят 2–4 часа: вместе играют, пьют чай и, что
самое главное, наблюдают за детьми и
воспитателями детского сада: как они прощаются с
родителями, как вместе играют и т.п. Воспитатели
заходят к ним, обмениваются игрушками и т.д. Такое
ненавязчивое постепенное знакомство со
сверстниками и взрослыми, наблюдение за их
жизнью вызывают у детей желание вновь прийти
сюда и делают расставание с родителями
безболезненным. Обязательность такого
предварительного посещения для будущих
воспитанников записана в договоре, заключаемом
между учреждением и семьей.
Дошкольные программы следуют
нескольким основным принципам. Детство
считается самоценным: оно представляет собой
часть жизни, а не просто подготовку к обучению на
следующей ступени жизни. Ребенок воспринимается
как целостность, все стороны развития которого
взаимосвязаны, поэтому обучение не разделяется
на отдельные предметы. Существенной считается
внутренняя мотивация к обучению, поскольку
ребенок независимо от внешних влияний учится
(или не учится) по своей инициативе.
Подчеркиваются самостоятельность и
самодисциплина, обучение эффективно тогда, когда
дети приобретают собственный опыт. Образование
начинается с того, что дети могут делать, а не с
того, что они не могут делать. В каждом ребенке
есть потенциал, но он развивается лишь в
благоприятных условиях, для чего важнейшее
значение имеют взрослые и другие дети, с которыми
ребенок устанавливает отношения. Образование
ребенка — это прежде всего результат его
взаимодействия с окружением, в которое входят
люди, материалы и знания. Общественное
образование рассматривается только как
дополнительное к тому, что дети получают дома.