Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2009
Поэзия обладает огромными возможностями по отношению к ребенку. Стихи формируют детскую речь, развивают слух и вкус, открывают дорогу в культуру.
Читать детям стихотворные произведения так же важно, как поить их молоком.
Мы решили познакомить педагогов с поэтами-современниками, которые уже сегодня по праву считаются классиками.
Их книги должны быть в библиотечке каждого детского сада. Их имена должны быть известны родителям.
Организуйте в своей группе или в холле детского сада «Уголок поэзии». Вместе с работниками библиотек вы можете устраивать мини-выставки стихотворных сборников для детей.
А анкеты «Дошкольного образования» создадут у детей и родителей ощущение личного знакомства с поэтом.

Знакомьтесь: живые классики!

Андрей Усачев

Представляем вам поэта!
Вот, друзья, его Анкета!
Это поэт Андрей Усачев.
Он живет в Москве и пишет стихи. Иногда — для взрослых. Но чаще — для детей.
Вот что он рассказал о себе большим и маленьким читателям «Дошкольного образования».

Я родился в Малаховке — подмосковном дачном поселке, даже не в самой Малаховке, где не было роддома, а в соседнем Красково. И моей маме пришлось пешком перебираться через овраг и железную дорогу. Может быть, поэтому я с детства мечтал о путешествиях. И вообще, в звуке проносящихся мимо электричек и скорых поездов есть что-то волшебное, тревожное и ностальгическое. В детстве никакого поэтического призвания я в себе не чувствовал, и даже плохо понимал, что существуют люди, которые пишут книги. Стихи и сказки для меня были такой же данностью, как деревья или бабочки, или собаки. Первые тексты я стал сочинять в десятом классе. Именно тексты, потому что я был барабанщиком в школьном ВИА, и мы сами для себя писали песни. Стихи появились позже — в институте. А для детей я стал писать совсем поздно — лет в 25. Почему — до сих пор не знаю. Наверное, потому что всегда был мечтательным, и с этой мечтательностью надо было что-то делать.

Моими самыми любимыми книжками были: ненецкая сказка «Мама-кукушка», «Винни-Пух» с иллюстрациями Алисы Порет, «Приключения Робинзона Крузо», которые я прочитал в шесть лет… А еще был потрясающий сборник «Фильмы-сказки», с кратким пересказом мультфильмов: «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Фунтик и огурцы» и множеством других замечательных сказок.

Конечно, у меня были и кубики, и конструктор, но к игрушкам я относился спокойно. А вот живая природа меня волновала: любимым занятием было ловить бабочек или жуков. Весной в Малаховке около кленов с жужжанием носились майские жуки, позднее появлялись бронзовки, которых мы за заднюю лапку привязывали к нитке. А в деревне Петуховке, куда я ездил каждое лето, самое большое удовольствие доставляли походы за грибами. Жуков я теперь, конечно, не ловлю, но любовь к грибам у меня осталась до сих пор.

Играли в детстве во все: прятки, казаки-разбойники, футбол, бадминтон, настольный теннис, в карты на интерес, щелбаны или воду (кто проигрывал — выпивал стакан воды).

В чем ходил в доме, честно говоря, не помню. И вообще, к одежде лет до 15 был равнодушен. Из одежды помню настоящую тельняшку, которую подарил мне один из маминых учеников (мама работала учителем), вернувшийся с флота. По-моему, я ходил в ней года два или три. В деревне любил носить телогрейку: в ней вечерами было тепло, и не страшно изваляться, и имелись глубокие карманы — для семечек или яблок. Первые джинсы у меня появились в девятом классе: на два размера больше и все штопаные-перештопаные. Это был даже не секонд-хенд, так как достались они мне от одноклассника через третьи руки, или, правильнее сказать, ноги. Но нравились они мне необыкновенно.

Есть я любил все. Особенно каши. До сих пор обожаю каши и не понимаю, почему они не нравятся детям. И конфеты, особенно шоколадные, я, разумеется, тоже любил. И сейчас люблю. Недавно один незнакомый человек подарил мне — в благодарность за подаренную его племяннице книжку — большую коробку конфет. Я попытался возмутиться: мол, я не девушка... Но он сказал: «Мне кажется, что люди, пишущие для детей, должны любить сладкое».
Эта фраза почему-то кажется мне мудрой.

Моим любимым временем года в детстве было конечно же лето. Купание, рыбалка, «грибалка», походы в соседские сады и огороды, ненормированный график, целых ТРИ МЕСЯЦА свободного времени… Что еще человеку нужно?!
А теперь я больше люблю осень.

Когда я был маленьким, у меня были собаки: сначала — немецкая овчарка Карбид. Это была настоящая пограничная овчарка, необыкновенно умная и сильная: она помогала маме носить сумки из магазина и терпела, когда я, трехлетний дурачок, забирался к ней на спину. Затем — в пятом классе у меня появился шпиц — Маркиз.
К сожалению, он прожил недолго, так как попал под машину. Последней собакой была дворняжка Соня. Она появилась у нас в семье практически одновременно с рождением моего сына. Не знаю, понимала ли она что-нибудь в стихах, но благодаря ей я сочинил книжку «Умная собачка Соня». А это о многом говорит.
Жили у нас и коты: сначала — умный рыжий ловкий Фима, потом — толстый ленивый «перс» Глобус. Но и тот и другой в возрасте трех лет (а они были не кастрированы) ушли из дома и предпочли городской квартире улицу и свободу. У меня есть такой — не совсем детский — стишок:

Что дала котам цивилизация?
Одним — помойка,
а другим — кастрация.

Сейчас у нас в доме животных нет. К сожалению. Но, увы, держать в городской квартире кота или собаку — издевательство над ними. Животным нужна природа. Так же как и людям.

У меня много друзей-поэтов. Это Петр Синявский, Сергей Махотин, Марина Бородицкая, Михаил Яснов…
Все они пишут замечательные детские стихи, и не только стихи, и не только детские. Но это не самое главное. Для меня очень важно, что это добрые, умные, веселые и светлые люди.

Буду рад, если читатели «Дошкольного образования» прочтут одно или два — сколько поместится — стихотворения. Кажется, они еще не были нигде опубликованы.

С уважением и радостью, А.У.

А вот вам и стихотворение:

ПОЮЩАЯ РЫБА

В далеком краю,
У речного обрыва,
Водилась когда-то
Поющая рыба.

Когда свою песнь начинала она,
То солнце сияло как будто блесна,
И волны стихали,
И люди вздыхали,
И в сердце у всех наступала весна.

О, чудное чудо,
О, дивное диво, —
Как пела красиво
Поющая рыба!..

Была в ее голосе
Скрипка и флейта,
И шелест листвы,
И дыхание ветра.
И слушали молча
Ее соловьи,
Оставив ночные
Рулады свои.

Но как-то приплыл
Старичок на рассвете…
И рыбу поющую
Выловил сетью.

Вообще-то он был
Старичок неплохой,
А просто от старости
Малость глухой.

Не слышал он голоса
Скрипки и флейты,
И шелеста ив,
И дыхания ветра.
— Наверное, окунь,
А может, форель! —
Решил он.
И смолкла волшебная трель.

И песнь оборвалась как будто струна,
И солнце погасло словно блесна,
И волны молчали
В тоске и печали…
И сразу настала вокруг тишина.

О, чудное чудо,
О, дивное диво, —
Исчезла навеки
Поющая рыба.

И пенья не слышно в далеком краю.
А я вам навряд ли ту песню спою.

Рисунки Светланы Прудовской

Рейтинг@Mail.ru