Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2009

Плывет, плывет кораблик

Фестиваль корабликов

Море и корабли так и просятся в летние занятия с детьми.
Поводов поговорить об этом предостаточно. И День Военно-морского флота, и путешествия детей к морю с родителями (уже состоявшиеся или только ожидаемые), и впечатления от летних купаний. И просто теплая погода, позволяющая (даже если поблизости нет водоема) наполнить водичкой ванночки и надувные бассейны и в этой водичке повозиться.
От такого удовольствия не откажутся ни маленькие, ни те, кто уже собрался в школу или в подготовительную группу.
Самое время устроить какой-нибудь фестиваль самодельных корабликов — наподобие фестивалей яхт. Яхты всех видов и размеров швартуются у какого-нибудь причала (например, на Москва-реке), чтобы дать всем желающим возможность ими полюбоваться, а своим владельцам — погордиться и сравнить свое судно с другими.
Ну и, конечно, без соревнований на скорость и на маневренность тут не обойтись.
Однако фестивали яхт — удел немногих состоятельных счастливчиков.
А вот Фестиваль самодельных парусных корабликов можно устроить в любом детском саду. И принять в нем участие сможет каждый малыш. Или малыш вместе со взрослым. Ведь кораблики мы будем делать из подручного материала.
Но важно, чтобы они были способны держаться на воде.
Если фестиваль детско-родительский, выбор материала и придумывание конструкций можно отдать на откуп родителям. Педагоги получат лишний повод убедиться в неистощимой родительской выдумке и восхититься искусности человеческих рук.
Если Фестиваль самодельных парусных корабликов организуется силами педагогов (например, в условиях дачного выезда), материал и конструкцию придется определять педагогам и предлагать решение всем детям группы. Но все равно каждая группа, готовящая кораблики в секрете, сможет поразить остальных своим решением.

Советы кораблестроителям

Вот несколько советов для кораблестроителей.
Самый известный и простой способ — сделать кораблики из ровных скорлупок грецкого ореха. Кораблики получаются маленькими и уязвимыми — в буквальном смысле, «скорлупки». Но разноцветные паруса придадут всей флотилии праздничный вид.


Можно предложить детям делать кораблики из мыльниц. Задача — соорудить красивый парус. Самые маленькие будут делать парус из одного элемента. Те, что постарше, смогут сконструировать парус посложнее — из нескольких «полотнищ». В качестве материала годятся бумага (для малышей), тонкий прозрачный пластик (включая полиэтиленовые пакеты), ткань (если девочкам не лень обшивать прямоугольнички).
Мачту можно сделать из палочек для коктейля, из «японских» палочек для еды, на худой конец — из тонких веточек. Самый простой способ закрепить мачту — сделать пластилиновую подставку. Но можно придумать и что-нибудь более эстетичное и трудоемкое: например, с помощью клея ПВА вклеить в мыльницу пробку для бутылки («пробковую») и в предварительно проделанное шилом отверстие уже воткнуть мачту.
Мыльница хороша еще и тем, что в нее можно посадить игрушечных матросов.

А еще можно делать плоты — из веточек, из японских палочек, из спичек — склеивая «бревнышки» или перевязывая веревочкой. Это работа для подготовишек. Она требует развитых пальцев и терпения. Зато по ходу дела можно сообщить детям, что история мореплавания примерно так и начиналась: люди передвигались по воде на поваленных деревьях, верхом. Потом научились выдалбливать в них более удобные сиденья (отсюда название — лодка-долбленка) и связывать бревна между собой для большей устойчивости. Плотами и лодками-долбленками в некоторых местах пользуются до сих пор — для рыбной ловли. А для моряка вязать плот — обязательный профессиональный навык. Это умение часто помогало выжить матросам во время кораблекрушения.

Морские легенды

По завершении рукотворного этапа создания начинается этап словотворчества. Во-первых, нужно придумать суденышку название. Это обязательно. Машинам и автобусам название иметь не обязательно. А вот корабль без имени не может. Это традиция. Многие рыбаки даже самым маленьким лодочкам, рассчитанным на одного гребца, дают имена.
Существует пословица: «Как судно назовешь, так оно и поплывет». Поэтому название надо придумывать со смыслом. Оно должно что-то значить для человека, который собирается на нем плавать.

Затем нужно набрать команду — игрушечную или воображаемую. У каждого матроса может быть имя и история (сколько ему лет, давно ли плавает, где побывал). Ну и, конечно, на корабле должен быть капитан. Роль капитана может выполнять ребенок. А можно сделать капитаном игрушку.

Название есть, капитан есть, команда готова к отплытию. Придумываем, куда и зачем поплывем. Для этого не худо вспомнить каких-нибудь знаменитых уважаемых мореплавателей, знакомых (или пока еще не знакомых) дошкольникам. К сожалению, большинство покорителей морей проживают в литературных произведениях для подростков. Но Джека Воробья наверняка знают все современные пяти-шестилетки. А если мы хотим придать делу более «литературный» характер, нужно вспомнить доктора Айболита и мальчика Пенту.
У Корнея Чуковского есть две приключенческие прозаические сказки — «Доктор Айболит» и «Пента и морские разбойники». Они рассчитаны на детей от пяти лет и могут стать прекрасным толчком для самостоятельного фантазирования на тему морских путешествий (их цели, продолжительности, опасностей пути
и т.д.). Можно также прочитать детям рассказ Л.Толстого «Акула». В нем, кроме захватывающего описания человеческих переживаний, упоминается еще и много реалий «корабельной жизни».

И есть еще нетленное пушкинское:

— Ой вы, гости-господа, долго ль плавали, куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Корабельщики в ответ:
— Мы объехали весь свет.
За морем дела не худо.
В свете ж вот какое чудо.

И.Билибин. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

И.Билибин. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Собственно, это и может быть началом презентации каждого кораблика (или флотилии).
Ведущий праздника объявляет выступающих и название корабля. Царь Салтан задает свой вопрос, а дети описывают виденное ими в заморских краях чудо (прозаическим текстом).
Правда, тогда логично будет словесный конкурс ограничить именно этим описанием. Это тоже интересно и годится для детей в возрасте от четырех лет.
Но если желать более развернутого, насыщенного географическими реалиями детского рассказа, задавать им вопросы может Главный Капитан (Адмирал), или доктор Айболит, или мальчик Пента.

Испытания продолжаются

После представления корабликов (или флотилии) Главный Капитан может задать детям хитрые вопросы. Например, Капитан будет называть названия морей. Если такое море существует на карте в самом деле, дети должны хлопнуть в ладоши. Если такого моря нет, дети должны хлопнуть по коленям.

— Красное море.
— Желтое море.
— Белое море.
— Зеленое море.
— Мраморное море.
— Гранитное море.
— Мертвое море.
— Живое море.
— Синее море.

На карте Синего моря нет. Зато оно есть в одной известной сказке. Могут ли дети ее назвать? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря...») Кто написал эту сказку?
Можно загадать детям загадки на «морскую тему».

Загадки для Фестиваля самодельных корабликов

В лесу родилась, в воде живет.

(Лодка)

В.Берестов

Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль.
Меня не остановят
Ни ураган, ни штиль.

(Яхта, парусная лодка)

Когда он нужен — его выбрасывают,
А когда не нужен — поднимают.

(Якорь)

В.Нестеренко

Люблю, когда на море тихо,
А непогоду не люблю.
Всегда настойчиво и лихо
Подмигиваю кораблю.

(Маяк)

В.Нестеренко

У причала
Прыгнет в воду —
Нету ходу
Пароходу.

(Якорь)

Л.Ульяницкая

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»

(Маяк)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Все слова сказаны. Самое время начинать соревнование.
Правила соревнований должны быть четко продуманы в соответствии с имеющимися возможностями.
Кораблики могут соревноваться по внешнему виду, по количеству пассажиров на палубе, в скорости при попутном ветре и др.
Сначала кораблики спускаются на воду. Одновременно в ванночку или в мини-бассейн помещают столько корабликов, чтобы они могли свободно встать на линии старта. Жюри оценивает кораблики по выработанным критериям и показателям.
Самый волнующий момент — состязание в скорости.
Тут возможно несколько вариантов.

Первый вариант

По сигналу Главного Капитана (Боцмана, другого персонажа) создатели корабликов начинают дуть на парус своего судна, пытаясь заставить его сдвинуться с места. (Можно создавать ветер вдвоем или втроем. Но каждый кораблик должен приводиться в движение командой одинаковой численности.)
Чей кораблик за условное время проплывет дальше всех, тот и победил.

Второй вариант

Можно создавать ветер с помощью двух или трех вентиляторов. Это тоже интересно.

Третий вариант

Этот вариант предполагает состязание команд и флотилий.
Сначала выступает одна команда (один играющий) со своими корабликами. А члены другой команды выстраиваются на противоположном берегу. Они будут создавать встречный воздушный поток, мешающий корабликам плыть. Через определенное время члены жюри замерят расстояние, на которое продвинутся кораблики стартовавшей команды. Но, возможно, из-за столкновения воздушных потоков на море поднимется буря, и какой-то кораблик потерпит кораблекрушение.
Так что в третьем варианте имеет значение как расстояние, которое преодолели кораблики, так и количество корабликов флотилии, выстоявших в бурю.

В завершение фестиваля — награждение победителей. Понятно, что призы получат все участники. Только кто-то — призы, кто-то лучшие призы, а кто-то — самый главный приз.

Рейтинг@Mail.ru