В ходе игры дети учатся собирать разрезные
картинки с изображением фрагментов рыб и
продолжать предложение «У рыбки есть… (голова,
глаза, рот, чешуя, плавники, хвост, жабры и т.д.)»,
находить картинки с изображением различных
водоемов (пруд, река, море), с помощью вопросов
составлять коротенькие рассказы о рыбках.
В игровой набор входят разрезные
картинки с изображением разных рыбок и
вырезанные по контуру изображения
рыбок-образцов, контурные нераскрашенные рыбки,
карточки с загадками, карточки с изображением
пейзажей (горы, лес, пустыня, пруд, река, море).
Собери рыбку
Вариант для детей 2–3 лет
Педагог показывает детям контурную
рыбку-образец, предлагает собрать из двух-трех
частей картинку с такой же рыбкой и продолжить
предложение «У рыбки есть…». Каждый играющий
называет один признак.
Фрагменты, из которых складывается контурное изображение рыбки
Вариант для детей от 3,5 лет
Педагог выкладывает перед детьми части
двух разных картинок, показывает рыбку-образец и
предлагает собрать картинку, выбрав нужные
части, и продолжить предложение
«У рыбки есть…». Каждый играющий называет один
признак.
Вариант для детей от 5 лет
Педагог выкладывает перед детьми части
трех (и более) разных картинок и предлагает без
опоры на образец собрать из них картинки.
Затем можно спросить детей, знают ли они названия
этих рыб.
Каждый, правильно назвавший рыбку, получает
рыбку-образец.
Старшим дошкольникам, как и малышам, можно
предложить продолжить предложение «У рыбки
есть…». Но в отличие от малышей каждый следующий
игрок должен сначала воспроизвести признаки,
названные перед ним, а затем дополнить словесную
цепочку: «У рыбки есть голова, глаза — и
плавники»;
«У рыбки есть голова, глаза, плавники — и чешуя» и
т.д.
Этот вариант игры может служить введением к
другим играм с рыбками.
Где живет рыбка?
Вариант для детей 3–4 лет
Ведущий раскладывает перед детьми
небольшие картинки с изображением леса, луга,
реки, пруда, горы и предлагает выбрать те
изображения, которые могут служить «домом» для
рыбки. Играющим предлагается продолжить
предложение: «Рыбка живет в… (реке, пруду, море)».
Каждый раз педагог подчеркивает: рыбке для жизни
нужна вода. Вода есть в реке, в пруду, в море.
Вариант для детей от 4 лет
Педагог показывает детям рыбку,
предлагает сказать, как она называется, и выбрать
картинку, на которой может находиться рыбкин
«дом». Это должен быть водоем.
Когда дети освоят этот уровень игры, можно давать
короткую справку: окунь — морская рыба. Он живет
в море. Акула — тоже морская рыба. Где она живет?
Морские рыбы не боятся соленой морской воды.
Но есть рыбы, которые любят воду без соли, или
пресную воду. Такие рыбы называются
пресноводными. Они живут в реках, озерах, прудах.
Щука — пресноводная рыба. Где она может жить?
Может она жить в море?
Для «опознания» рыб и запоминания их названий
можно использовать загадки.
Вариант для детей от 5 лет
На предшествующих этапах дети должны
познакомиться с названиями рыб и их внешним
видом.
Перед детьми раскладываются карты с
изображением водных бассейнов: на одной
нарисовано море, на другой — река (озеро). Каждый
играющий получает по три-четыре рыбки. (Рыбок
можно брать самостоятельно, но, к примеру, с
закрытыми глазами.)
Играют парами или мини-командами. По жребию
определяют игрока (команду), делающего первый
ход. Он говорит: «Это такая-то рыбка. Она любит
соленую морскую воду и живет в море». Или: «Это
такая-то рыбка. Она не любит соленую воду. Она
любит пресную воду и живет в реке или в озере».
Если утверждение верно, ведущий (взрослый или
ребенок-«знаток») разрешает поселить рыбку в
подходящий водный бассейн и дает за это игроку
бумажную фишку.
Затем ход делает другой игрок.
В конце игры подсчитывают количество полученных
очков. Если ошибок в ходе игры не было, игрокам
(командам) можно предложить дополнительное
соревнование — отгадать загадки. Можно
предложить играющим загадать загадки о водных
обитателях. (Если дети не первый раз играют в
игру, они рано или поздно эти загадки запомнят.)
Эту игру (при наличии больших карт и крупных
контурных изображений) можно использовать во
время экологических праздников и досугов по
природоведению.
В сложных или спорных случаях можно просить
«помощь зала»: загадки могут загадывать
присутствующие в зале взрослые, отдавая свои
голоса той или иной команде.
В качестве решающего тура игры можно предложить
командам составить короткий рассказ по своей
«заселенной» картинке.
Для выявления победителей можно задать командам
дополнительные вопросы.
1. Какие еще животные живут в морях?
2. Какие еще животные живут в реках и озерах?
3. Что значит выражение «рыба-хищник»?
4. Что значит выражение «нехищная рыба»? Можно
ли сказать, что такая рыба — травоядная? Разве в
море или в озере есть трава?
Подсказки
Треска, тунец, форель (лосось), камбала,
акула — морские рыбы.
Щука, речной окунь, красноперка, карась
— рыбы пресноводных водоемов.
Из перечисленных рыб нехищными
являются сазан, красноперка, карась.
Игры разрабатывались в рамках
программы Натальи Рыжовой «Наш дом — природа»