Детям предшкольного возраста можно
предложить изготовить разрезные картинки. Это
задание полезно настолько же, насколько
впоследствии будут полезны упражнения по
самостоятельному составлению диктантов. Ребенок
самостоятельно планирует интеллектуальную
задачу, адресованную другому.
Предварительно можно обсудить с детьми варианты
изготовления картинок.
Первый вариант —
воспользоваться готовыми картинками из старых
книг (которые уже не подлежат реставрации) и
журналов. Выбор картинок можно предложить самим
детям. Они могут остановиться на иллюстрациях
спортивных автомобилей или изображении видов
спорта.
Затем нужно обсудить, на сколько частей следует
разрезать картинку и как: используя прямые или
кривые линии?
Части разрезанной картинки нужно наклеить на
картон.
После этого можно устроить обмен разрезными
картинками, их составление и последующее
обсуждение: какие картинки было собирать легко,
какие — сложно, какие — собрать вообще оказалось
невозможно и почему. И удачный, и неудачный опыт
будет очень полезным с точки зрения обучения
учитывать возможности другого.
Второй вариант еще более
сложный. Он предполагает создание картинок для
разрезания — то есть самостоятельное рисование.
Нужно заранее обсудить с детьми, какими
свойствами должна обладать нарисованная
картинка. Рисовать нужно красками, заполняя
цветом все пустующие места. Потом автор картинки
разрезает ее и с помощью взрослого наклеивает на
картон.
Тут можно изменить порядок действий: сначала
наклеить картинку на тонкий картон, а потом
разрезать. Но тогда разрезание взрослому
придется взять на себя.