Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2009

В предыдущих номерах наши читатели благодаря доктору педагогических наук Ларисе Парамоновой и доктору педагогических наук Екатерине Протасовой познакомились с системой дошкольного образования США и Великобритании, а также узнали об экологическом образовании в разных странах.
В этом номере наши авторы расскажут о системе дошкольного образования в Германии — стране, ставшей прародительницей самой идеи детского сада.

За знаниями — по миру

Кельнский собор

Кельнский собор

Германия — родина Фридриха Фребеля, автора идеи детского сада и создателя первого в истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века германское правительство
усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое. Но детские сады в Германии испытали на себе не только влияние идей Фридриха Фребеля (система которого и по сей день очень популярна в Германии), не только идеи немецких социалистов, но и влияние фашизма, и влияние тоталитарного режима ГДР. Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей.

К истории детских садов в Германии

В связи с бурным ростом промышленности и городов во второй половине XIX в. в Германии начали развиваться ясли для детей рабочих; их основатели — Фелсинг и Флейднер — ставили целью воспитать детей морально и физически развитых, чтобы они стали благочестивыми гражданами. Для детей буржуазии устраивались детские сады по системе Фребеля. В 1924 г. законом о благополучии молодежи было окончательно решено не включать дошкольные учреждения в систему образования; отдавалось предпочтение частной инициативе перед государственной. Все дошкольные учреждения были призваны лишь помогать родителям в воспитании детей. Первоначально в детских садах персонал был мужским, затем смешанным, а потом стали преобладать женщины и девушки. В наше время в детских садах снова работают мужчины, хотя преобладают женщины. Первым учреждением, дававшим профессию воспитателя, стал Дом Песталоцци — Фребеля в Берлине (с 1872 г.), продолжающий свою деятельность до сих пор.

«Школа им. Песталоцци»

«Школа им. Песталоцци»
В 1827 году по предложению швейцарского педагога Песталоцци было построено здание новой школы.
В 1840 году по инициативе Фридриха Фребеля при школе был основан первый в мире детский сад.

Если обратиться к трудам основоположников немецкого женского рабочего движения (например, Клары Цеткин и Розы Люксембург), то окажется, что они довольно часто высказывались о том, какими им видятся принципы социалистической педагогики в детском саду. Демократические принципы раннего воспитания можно сформулировать в общих чертах так:

— единое образование для всех детей (без всяких привилегий по какому бы то ни было принципу);
— право родителей участвовать в определении форм и содержания воспитания (поскольку дети принадлежат семье, а не государству);
— отрицание культа личности (например, преклонения перед князьями и представителями высшего света, но также и перед любыми политическими деятелями, даже если они социалисты);
— отрицание социалистической направленности как особого учебного содержания (т.е. нельзя учить социализму, но можно быть социалистом и проводить социалистические принципы воспитания в жизнь);
— братство народов вместо прославления войны (эта содержательная цель направлена на воспитание интернационализма и отрицание насильственных методов в решении внешних и внутренних политических проблем);
— децентрализация руководства и отмена контроля (детские учреждения должны создаваться по месту жительства, по решению коммуны и быть подотчетными в отношении гигиены, финансирования и т.п.);
— принцип возрастной гетерогенности (объединения разных по возрасту детей в одной группе);
— отрицание школьного содержания и методов преподавания (у детства свои законы);
— право каждого ребенка на свободу внутри границ сообщества (свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого, в том числе и того, кто думает не так, как он сам).

Эти принципы не могли быть осуществлены ни при кайзере, ни чуть позже, в Веймарской республике.

Детские сады в фашистской Германии и после войны

А затем к власти в Германии пришли фашисты.

При фашизме детские сады тоже существовали.

Национал-социалистическая педагогика строилась на принципах, полностью противоположных тем, что развивали социалисты:

— манипуляция эмоциональным развитием за счет когнитивного;
— вместо обсуждения авторитарное руководство на всех уровнях;
— прославление Адольфа Гитлера;
— милитаристское воспитание;
— формирование ненависти к другим народам вместо чувства братства;
— превращение права ребенка на воспитание в право государства на воспитание ребенка в своей идеологии.

В 1945 г. одной из целей Советской военной администрации в Восточной Германии стало создание дошкольных учреждений. Было разрешено, вопреки мнению правящей партии Германии, воссоздать церковные детские сады, закрытые при Гитлере. Многие из них стали площадками для развития принципиально иной педагогики и оказывали сопротивление насаждению коммунистической идеологии. Дошкольное воспитание было передано в ведение системы народного просвещения и стало ступенью общеобразовательного процесса — впервые в истории Германии. Цели и пути дошкольного воспитания стали едиными для всех. Количество детских садов, а потом и ясель неуклонно росло. Поощрялись ранние браки, проводилась политика помощи молодым семьям. Тем не менее каждый третий брак распадался, жилищная политика часто не позволяла организовать жизнь семьи так, чтобы дети находились в детском саду меньше 10–11 часов ежедневно, что отрицательно сказывалось на взаимосвязях между поколениями.

Дошкольное воспитание в ГДР и ФРГ

И в Западной, и в Восточной Германии новая послевоенная педагогика строилась на принципах, отрицавших гитлеровскую идеологию. В силу того что фашизм разрушительно повлиял на семейную жизнь, педагоги ФРГ уделяли особое внимание обеспечению права родителей воспитывать детей в семье; государство не должно было вмешиваться в воспитание. При этом они отмечали в качестве отрицательных сторон системы общественного дошкольного воспитания в социалистической ГДР воспитание коллективизма и ограничение проявления детской индивидуальности, единообразное построение воспитательно-образовательного процесса (работа по единому плану, единой программе) и т.д.

Воспитатели ГДР, в свою очередь, критиковали недостаточное внимание в ФРГ к гигиене и безопасности детей, пассивность воспитателей в педагогическом процессе, панибратское обращение детей со взрослыми. Вместе с тем они отмечали высокое самосознание детей, достаточно раскрепощенную атмосферу в дошкольном учреждении, хорошие материалы и мебель.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru