Кельнский собор
Германия — родина Фридриха Фребеля,
автора идеи детского сада и создателя первого в
истории детского сада. Однако в 40-х годах XIX века
германское правительство
усмотрело в детских садах «рассадник»
социалистических идей, и они на какое-то время
были запрещены. Потом жизнь взяла свое. Но
детские сады в Германии испытали на себе не
только влияние идей Фридриха Фребеля (система
которого и по сей день очень популярна в
Германии), не только идеи немецких социалистов,
но и влияние фашизма, и влияние тоталитарного
режима ГДР. Все это сделало историю дошкольного
образования в современной Германии драматичной,
и по сей день восточная и западная части этой
страны не могут прийти к окончательной
договоренности по поводу некоторых
принципиальных подходов к воспитанию маленьких
детей.
К истории детских садов в Германии
В связи с бурным ростом промышленности и
городов во второй половине XIX в. в Германии
начали развиваться ясли для детей рабочих; их
основатели — Фелсинг и Флейднер — ставили целью
воспитать детей морально и физически развитых,
чтобы они стали благочестивыми гражданами. Для
детей буржуазии устраивались детские сады по
системе Фребеля. В 1924 г. законом о
благополучии молодежи было окончательно решено
не включать дошкольные учреждения в систему
образования; отдавалось предпочтение частной
инициативе перед государственной. Все
дошкольные учреждения были призваны лишь
помогать родителям в воспитании детей.
Первоначально в детских садах персонал был
мужским, затем смешанным, а потом стали
преобладать женщины и девушки. В наше время в
детских садах снова работают мужчины, хотя
преобладают женщины. Первым учреждением,
дававшим профессию воспитателя, стал Дом
Песталоцци — Фребеля в Берлине (с 1872 г.),
продолжающий свою деятельность до сих пор.
«Школа им. Песталоцци»
В 1827 году по предложению швейцарского педагога
Песталоцци было построено здание новой школы.
В 1840 году по инициативе Фридриха Фребеля при
школе был основан первый в мире детский сад.
Если обратиться к трудам
основоположников немецкого женского рабочего
движения (например, Клары Цеткин и Розы
Люксембург), то окажется, что они довольно часто
высказывались о том, какими им видятся принципы
социалистической педагогики в детском саду.
Демократические принципы раннего воспитания можно
сформулировать в общих чертах так:
— единое образование для всех детей (без
всяких привилегий по какому бы то ни было
принципу);
— право родителей участвовать в определении
форм и содержания воспитания (поскольку дети
принадлежат семье, а не государству);
— отрицание культа личности (например,
преклонения перед князьями и представителями
высшего света, но также и перед любыми
политическими деятелями, даже если они
социалисты);
— отрицание социалистической направленности
как особого учебного содержания (т.е. нельзя
учить социализму, но можно быть социалистом и
проводить социалистические принципы воспитания
в жизнь);
— братство народов вместо прославления войны
(эта содержательная цель направлена на
воспитание интернационализма и отрицание
насильственных методов в решении внешних и
внутренних политических проблем);
— децентрализация руководства и отмена контроля
(детские учреждения должны создаваться по месту
жительства, по решению коммуны и быть
подотчетными в отношении гигиены,
финансирования и т.п.);
— принцип возрастной гетерогенности
(объединения разных по возрасту детей в одной
группе);
— отрицание школьного содержания и методов
преподавания (у детства свои законы);
— право каждого ребенка на свободу внутри границ
сообщества (свобода каждого кончается там, где
начинается свобода другого, в том числе и того,
кто думает не так, как он сам).
Эти принципы не могли быть осуществлены
ни при кайзере, ни чуть позже, в Веймарской
республике.
Детские сады в фашистской Германии и
после войны
А затем к власти в Германии пришли
фашисты.
При фашизме детские сады тоже
существовали.
Национал-социалистическая педагогика строилась
на принципах, полностью противоположных тем, что
развивали социалисты:
— манипуляция эмоциональным развитием
за счет когнитивного;
— вместо обсуждения авторитарное руководство на
всех уровнях;
— прославление Адольфа Гитлера;
— милитаристское воспитание;
— формирование ненависти к другим народам
вместо чувства братства;
— превращение права ребенка на воспитание в
право государства на воспитание ребенка в своей
идеологии.
В 1945 г. одной из целей Советской
военной администрации в Восточной Германии
стало создание дошкольных учреждений. Было
разрешено, вопреки мнению правящей партии
Германии, воссоздать церковные детские сады,
закрытые при Гитлере. Многие из них стали
площадками для развития принципиально иной
педагогики и оказывали сопротивление насаждению
коммунистической идеологии. Дошкольное
воспитание было передано в ведение системы
народного просвещения и стало ступенью
общеобразовательного процесса — впервые в
истории Германии. Цели и пути дошкольного
воспитания стали едиными для всех. Количество
детских садов, а потом и ясель неуклонно росло.
Поощрялись ранние браки, проводилась политика
помощи молодым семьям. Тем не менее каждый третий
брак распадался, жилищная политика часто не
позволяла организовать жизнь семьи так, чтобы
дети находились в детском саду меньше 10–11 часов
ежедневно, что отрицательно сказывалось на
взаимосвязях между поколениями.
Дошкольное воспитание в ГДР и ФРГ
И в Западной, и в Восточной Германии
новая послевоенная педагогика строилась на
принципах, отрицавших гитлеровскую идеологию. В
силу того что фашизм разрушительно повлиял на
семейную жизнь, педагоги ФРГ уделяли особое
внимание обеспечению права родителей
воспитывать детей в семье; государство не должно
было вмешиваться в воспитание. При этом они
отмечали в качестве отрицательных сторон
системы общественного дошкольного воспитания в
социалистической ГДР воспитание коллективизма и
ограничение проявления детской
индивидуальности, единообразное построение
воспитательно-образовательного процесса (работа
по единому плану, единой программе) и т.д.
Воспитатели ГДР, в свою очередь,
критиковали недостаточное внимание в ФРГ к
гигиене и безопасности детей, пассивность
воспитателей в педагогическом процессе,
панибратское обращение детей со взрослыми.
Вместе с тем они отмечали высокое самосознание
детей, достаточно раскрепощенную атмосферу в
дошкольном учреждении, хорошие материалы и
мебель.
Продолжение следует