Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2009

Мы ведем эксперимент

  • Наш детский сад с 2007 года является Федеральной экспериментальной площадкой по апробации Примерной программы воспитания и образования для детей старшего дошкольного возраста.

  • Участвовать в эксперименте нам предложили представители Управления образования г. Тулуна. Но и педагоги детского сада были заинтересованы в этой экспериментальной работе: эксперимент — это всегда новые возможности для творческого поиска и профессионального роста команды.
    Эксперимент был нацелен на изменение представлений о том, что такое подготовка детей к школе. Раньше такая подготовка была, как правило, направлена на то, чтобы дети накопили как можно больше знаний об окружающем мире. Теперь акценты сместились: важен не столько объем детских знаний, сколько умение применять эти знания в различных ситуациях — предсказуемых и непредсказуемых. Кроме того, необходимо обращать внимание на развитие навыков общения у детей и их эмоционального мира.

  • Некоторые наши надежды участие в эксперименте оправдало. Мы поняли, что с учетом требований современности нам в своем детском саду необходимо перестроить систему предшкольной подготовки в направлении развития сотрудничества педагогов и детей и увеличения доли самостоятельности детей, свое видение предметно-развивающей среды.
    Но недостаточно проработанный цикл занятий по апробируемой программе, невозможность прямого общения с ее разработчиками (из-за отдаленности нашего города от центра страны) привели к недостаточно точному пониманию содержания программы и тонкостей работы по ней.

  • Самой главной ошибкой в ходе эксперимента мы считаем отсутствие системы в видении дневников наблюдений. Но эта ошибка имела объективные причины в загруженности воспитателей другой работой с документацией.

  • Самыми главными достижениями нашей команды в ходе эксперимента мы считаем и приобретение новых знаний о формах организации детской деятельности, и активизацию и поиск новых форм взаимодействия с родителями, их вовлечение в образовательный процесс.

  • Что касается необходимости экспериментов в педагогике, если они не вредят детям, то они просто необходимы для развития педагогической практики каждого отдельного воспитателя и системы образования в целом.
    С нашей точки зрения, эксперименты могут быть инициированы сверху, управляющими структурами (как в нашем случае), могут проводиться в рамках исследования научных психолого-педагогических институтов, организовываться по инициативе снизу.
    Ведь именно в ходе непосредственной работы с детьми рождаются новые интересные находки взаимодействия с ними, находки в решении тех или иных конкретных проблем. А эффективность найденных решений нужно проверять экспериментальным путем — с участием других педагогов и других детей.

Рейтинг@Mail.ru