Мы ведем эксперимент
Наш детский сад с 2007 года является
Федеральной экспериментальной площадкой по
апробации Примерной программы воспитания и
образования для детей старшего дошкольного
возраста.
Участвовать в эксперименте нам
предложили представители Управления
образования г. Тулуна. Но и педагоги детского
сада были заинтересованы в этой
экспериментальной работе: эксперимент — это
всегда новые возможности для творческого поиска
и профессионального роста команды.
Эксперимент был нацелен на изменение
представлений о том, что такое подготовка детей к
школе. Раньше такая подготовка была, как
правило, направлена на то, чтобы дети накопили
как можно больше знаний об окружающем мире.
Теперь акценты сместились: важен не столько
объем детских знаний, сколько умение применять
эти знания в различных ситуациях —
предсказуемых и непредсказуемых. Кроме того,
необходимо обращать внимание на развитие
навыков общения у детей и их эмоционального мира.
Некоторые наши надежды участие в
эксперименте оправдало. Мы поняли, что с учетом
требований современности нам в своем детском
саду необходимо перестроить систему
предшкольной подготовки в направлении развития
сотрудничества педагогов и детей и увеличения
доли самостоятельности детей, свое видение
предметно-развивающей среды.
Но недостаточно проработанный цикл занятий по
апробируемой программе, невозможность прямого
общения с ее разработчиками (из-за отдаленности
нашего города от центра страны) привели к
недостаточно точному пониманию содержания
программы и тонкостей работы по ней.
Самой главной ошибкой в ходе
эксперимента мы считаем отсутствие системы в
видении дневников наблюдений. Но эта ошибка
имела объективные причины в загруженности
воспитателей другой работой с документацией.
Самыми главными достижениями нашей
команды в ходе эксперимента мы считаем и
приобретение новых знаний о формах организации
детской деятельности, и активизацию и поиск
новых форм взаимодействия с родителями, их
вовлечение в образовательный процесс.
Что касается необходимости
экспериментов в педагогике, если они не вредят
детям, то они просто необходимы для развития
педагогической практики каждого отдельного
воспитателя и системы образования в целом.
С нашей точки зрения, эксперименты могут быть
инициированы сверху, управляющими структурами
(как в нашем случае), могут проводиться в рамках
исследования научных психолого-педагогических
институтов, организовываться по инициативе
снизу.
Ведь именно в ходе непосредственной работы с
детьми рождаются новые интересные находки
взаимодействия с ними, находки в решении тех или
иных конкретных проблем. А эффективность
найденных решений нужно проверять
экспериментальным путем — с участием других
педагогов и других детей.
|