Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2009
Лето — время досуга. И время, когда даже в детском саду мы можем уделить достаточно времени индивидуальным занятиям с детьми и занятиям по подгруппам. Вот идеи, которые помогут вам в работе с детьми раннего возраста.

Дуйте в дудки, бейте в ложки — В гости к нам пришли матрешки!

Среди многочисленных игрушек, существующих на современном рынке, есть и такие, которые позволяют ребенку разбирать их на части и вновь складывать в единое целое, а также вкладывать отдельные формы друг в друга. Отсюда и их название — игрушки-вкладыши. Благодаря своему разнообразию они отлично подходят для детей разного возраста, начиная с одного года.

Вкладыши замечательны тем, что они сами подсказывают правильный способ действия. Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

Игрушек типа «вкладыши» очень много.

Одним из видов самых популярных вкладышей являются известные всем деревянные куклы — матрешки. С ними можно разыгрывать много интересных и полезных для развития малыша сюжетов. В игре с матрешкой можно, например, научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует развитию координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

 Примерный сюжет игры

Усевшись за столик вместе с ребенком, взрослый достает большую матрешку и восхищается ее красотой: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки...» Полюбовавшись куклой, взрослый берет матрешку в руки и удивленно говорит малышу: «Она тяжелая и гремит. Может, там внутри что-то есть? Давай посмотрим!» Открывая матрешку, можно произнести вместе с ребенком волшебное «заклинание»:

Ну, Матрена, говори:
Что ты спрятала внутри?
Не слона, не кошечку —
Куколку-матрешечку!

Этот процесс можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.

Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, взрослый удивляется и вместе с ребенком рассматривает ее, как и первую. Затем две матрешки ставятся рядом, и взрослый предлагает ребенку сравнить их, спрашивая: какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой и какого цвета фартук у большой. Надо объяснить ребенку, что по форме обе куклы одинаковые, а по размеру — разные. Затем можно продолжать поиски: не спрятался ли и во второй матрешке кто-нибудь?

Для этого можно опять воспользоваться «волшебными словами».

Следующую, третью, матрешку нужно сравнить с предыдущими. Так можно играть до тех пор, пока все матрешки не выйдут «погулять». При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что все матрешки одеты по-разному, и каждая следующая меньше предыдущей на целую голову.

После того как вы обсудили с ребенком матрешек и как следует их рассмотрели, можно их в шутку «напугать».

Шур-шур-шур: бежит мышка-крошка.
Шур-шур-шур: — Это кто? Матрешка!
Стащу с нее платок!
А матрешка — скок!
— Вот моя сестра!
Спрячусь в ней! Ура!

Мышку можно изобразить рукой, а можно — с помощью кусочка ткани или бумажного трафарета.

Прятать матрешек в старших сестричках можно поручить малышу. Если он будет ошибаться в выборе нужной сестры, эту сестру может указывать мышка, подбегая к той или иной кукле.

Выпускать матрешек погулять и прятать их друг в дружке можно несколько раз. Прервать игру лучше чуточку раньше, чем она надоест малышу.

Рифмовки Марины Аромштам

Рейтинг@Mail.ru