Среди многочисленных игрушек,
существующих на современном рынке, есть и такие,
которые позволяют ребенку разбирать их на части
и вновь складывать в единое целое, а также
вкладывать отдельные формы друг в друга. Отсюда и
их название — игрушки-вкладыши. Благодаря своему
разнообразию они отлично подходят для детей
разного возраста, начиная с одного года.
Вкладыши замечательны тем, что они сами
подсказывают правильный способ действия.
Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать
нужные детали на глаз и выполнять правильное
действие сразу, без предварительных
практических проб.
Игрушек типа «вкладыши» очень много.
Одним из видов самых популярных
вкладышей являются известные всем деревянные
куклы — матрешки. С ними можно разыгрывать много
интересных и полезных для развития малыша
сюжетов. В игре с матрешкой можно, например,
научить детей выделять разные качества величины,
сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и
объему. Это способствует развитию координации
руки и глаза, развивает восприятие и мышление
маленьких детей.
Примерный сюжет игры
Усевшись за столик вместе с ребенком,
взрослый достает большую матрешку и восхищается
ее красотой: «Посмотри, какая красавица к нам
пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек,
какие щечки...» Полюбовавшись куклой, взрослый
берет матрешку в руки и удивленно говорит малышу:
«Она тяжелая и гремит. Может, там внутри что-то
есть? Давай посмотрим!» Открывая матрешку, можно
произнести вместе с ребенком волшебное
«заклинание»:
Ну, Матрена, говори:
Что ты спрятала внутри?
Не слона, не кошечку —
Куколку-матрешечку!
Этот процесс можно слегка растянуть,
чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.
Открыв большую матрешку и обнаружив в
ней другую, взрослый удивляется и вместе с
ребенком рассматривает ее, как и первую. Затем
две матрешки ставятся рядом, и взрослый
предлагает ребенку сравнить их, спрашивая: какая
выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой и
какого цвета фартук у большой. Надо объяснить
ребенку, что по форме обе куклы одинаковые, а по
размеру — разные. Затем можно продолжать поиски:
не спрятался ли и во второй матрешке кто-нибудь?
Для этого можно опять воспользоваться
«волшебными словами».
Следующую, третью, матрешку нужно
сравнить с предыдущими. Так можно играть до тех
пор, пока все матрешки не выйдут «погулять». При
этом нужно обратить внимание ребенка на то, что
все матрешки одеты по-разному, и каждая следующая
меньше предыдущей на целую голову.
После
того как вы обсудили с ребенком матрешек и как
следует их рассмотрели, можно их в шутку
«напугать».
Шур-шур-шур: бежит мышка-крошка.
Шур-шур-шур: — Это кто? Матрешка!
Стащу с нее платок!
А матрешка — скок!
— Вот моя сестра!
Спрячусь в ней! Ура!
Мышку можно изобразить рукой, а можно —
с помощью кусочка ткани или бумажного трафарета.
Прятать матрешек в старших сестричках
можно поручить малышу. Если он будет ошибаться в
выборе нужной сестры, эту сестру может указывать
мышка, подбегая к той или иной кукле.
Выпускать матрешек погулять и прятать
их друг в дружке можно несколько раз. Прервать
игру лучше чуточку раньше, чем она надоест
малышу.
Рифмовки Марины Аромштам