Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2009

Страна добрых драконов

Игры служат налаживанию положительных взаимоотношений между детьми группы.
Игры можно проводить как в большом помещении, так и на улице.
Игры проводятся под расслабляющую музыку в определенной последовательности. Освоенная детьми игра может повторяться 2–3 раза в неделю, в зависимости от желания детей. Перед началом каждого путешествия необходимо повторять правила-законы «Страна Добрых Драконов». Каждый раз дети проходят в зал (или к другому месту проведения игры) и выходят после игры, держась за ленту-путеводитель. Игра начинается в кругу и заканчивается построением в круг. Обсуждение игры проходит в группе.

Оборудование: аудиозапись мелодий для релаксации; атласная лента; корона для принцессы; маска для дракона, не закрывающая лица ребенка; накидка для «трона» (отрез красивой ткани); свиток с законами (красочно оформленный лист бумаги); подвесная надпись над входом в зал — «Страна Добрых Драконов».

Введение в игровую ситуацию

Педагог. Хотите попасть в Страну Добрых Драконов? Хотите сами стать сказочными дракончиками?

Дети. Да! Хотим!

Педагог. Что ж! Тогда отправимся в путешествие. А попадем мы туда при помощи вот этой путеводной ленты. (Педагог достает ленту из шкатулочки.) Страна Добрых Драконов расположена на пяти островах. Мы с вами побываем на каждом острове и будем превращаться в разных дракончиков и в других существ! Там, куда мы отправимся, действуют очень важные законы — законы драконьего дружбоведения. Поэтому на островах никогда нет ссор и всегда царит взаимопонимание. Давайте запомним эти простые законы. (Педагог достает свиток, читает, дети повторяют хором.)

Будь вежлив со всеми без исключения!
Не делай больно другому ни словом, ни делом!

Педагог предлагает детям отправиться на первый остров волшебной страны. Он называется «Остров цветов». Взявшись за ленту одной рукой, дети отправляются в путешествие — проходят в зал, где звучит релаксационная музыка. Педагог обращает внимание детей на красочную надпись над дверью — «Страна Добрых Драконов». Педагог сообщает, что тот, кто пересек границу и попал в Страну Драконов, сможет превратиться в дракончика или в прекрасный цветок.

Игра «Дракончик-садовод»

Играющие и педагог встают в круг и берутся за руки. Педагог выбирает мальчика на роль Дракончика-садовода, приглашает его встать в центр круга и надевает ему на голову маску.

Педагог. На сказочном Острове цветов живут Дракончик-садовод и его друзья. Как-то захотел Дракончик сделать сюрприз для своих друзей и посадил в своем саду семя розы. (Водящий выбирает девочку и ведет ее в центр круга. Они встают лицом друг к другу и берутся за руки.) Дракончик тихонько подул на розу своим волшебным дыханием, и семечко превратилось в прекрасный благоухающий цветок. (Водящий слегка дует в сторону выбранной девочки.) Все обитатели острова любовались розой и с наслаждением вдыхали ее дивный аромат. (Дети вместе делают шаг в круг с правой ноги и приставляют левую, одновременно выполняют глубокий вдох через нос. Возвращаясь в исходное положение, нужно выполнить выдох через рот со звуком «ха». Упражнение повторяется три раза.) Вскоре рядом с розой Дракончик-садовод посадил семечко фиалки. (Водящий выбирает другую девочку и ведет ее в центр круга. Игра повторяется 6–8 раз. Образуются внешний и внутренний круги.)

По окончании игры дети встают в большой круг и хлопают в ладоши.

Педагог. Теперь нам пора покинуть Остров цветов.

Взявшись за ленту, дети отправляются в группу, где происходит обсуждение путешествия. Педагог обращает внимание на то, что в дальнейшем нужно выбирать на роль цветов тех детей, которые еще не играли. Акцент также делается на то, насколько тактично приглашал водящий играющих девочек. Следует напомнить детям, что по закону драконов нужно быть вежливыми.
Если на роль Дракончика-садовода была выбрана девочка, то роль цветов будут исполнять мальчики. Для них подойдут следующие цветы: тюльпан, колокольчик, эдельвейс, пион, нарцисс, гладиолус, мак и др. Также можно чередовать названия цветов, чтобы в центре оказались как девочки, так и мальчики. При повторе игры нацелить на выбор тех, кто не побывал в роли цветов.

Игра «Дракончики-короткохвостики»

Перед началом путешествия педагог сообщает название очередного острова, повторяет с детьми законы драконьего дружбоведения. В зал дети проходят, держась одной рукой за ленту-путеводитель. Встают в круг.

Педагог. Сегодня мы с вами очутились на Острове Дракончиков-короткохвостиков. (Дети рассчитываются на «дракончиков» и «хвостики», группируются в соответствии с расчетом и расходятся в противоположные стороны зала. Группы разворачиваются лицом друг к другу.) На сказочном острове живут очень милые дракончики. (Группа детей-дракончиков приветливо улыбается и машет руками, приветствуя других детей.) Лишь одно обстоятельство огорчает дракончиков: все они бесхвостые! (Дети поворачивают голову в сторону и смотрят через плечо.) А разве можно настоящим дракончикам прожить без хвоста?
Как-то прослышали дракончики, что на другой стороне острова живут абсолютно одинокие драконьи хвостики. (Группа детей-«хвостиков» приветливо машет дракончикам.) Отправились дракончики выбирать для себя подходящие хвостики на другой край острова. (Дети-«дракончики» подходят к детям-«хвостикам» и по обоюдному желанию образуют пару. «Хвостики» встают позади «дракончиков» и кладут им руки на плечи.) Рады дракончики! Рады хвостики! Гуляют они по острову, любуются друг другом и важно раскланиваются. (Пары произвольно ходят по залу, раскланиваясь и пожимая друг другу руки.) С тех пор дракончики стали называться не бесхвостики, а дракончики-короткохвостики!

Педагог предлагает группам поменяться местами и повторить игру. По окончании игры дети встают в общий круг и хлопают в ладоши.

Педагог. Теперь нам пора покинуть этот остров, но мы с вами обязательно сюда вернемся.

Взявшись за ленту, дети возвращаются в группу. При обсуждении игры педагог избирательно, адресно задает следующие вопросы: «Коля и Саша, как вы чувствовали себя, играя вместе?», «Катя, почему ты не захотела составить пару Сереже? Какое правило драконьего дружбоведения он нарушил?», «Алла, тебе понравилось, как тебя пригласила в пару Лера? А как она держалась тебе за плечи?».
При повторе игры нужно нацелить детей на выбор другого партнера.

Игра «Летающие дракончики-длиннохвостики»

Перед началом путешествия педагог сообщает название очередного острова, повторяет с детьми законы драконьего дружбоведения. В зал дети проходят, держась одной рукой за ленту-путеводитель. Встают в круг.

Педагог. Сегодня мы с вами очутились на третьем острове, где живут летающие дракончики-длиннохвостики. На одном конце острова живет дракончик-девочка, а на другом конце острова — дракончик-мальчик.

Дети объединяются в группы девочек и мальчиков и располагаются у противоположных стен зала. В каждой группе при помощи считалки или по договору выбирается водящий, т.е. дракончик. Остальные строятся за ним, положив друг другу руки на плечи.

Педагог. Когда на острове была хорошая погода, дракончик-мальчик заходил в гости к дракончику-девочке и приглашал ее на прогулку.

Мальчики, держась друг другу за плечи, подходят к звену девочек, встают параллельно их звену и берутся за руки, образуя пары. Другой рукой дети продолжают держаться за плечо впередистоящего.

Педагог. Дракончики гуляли по извилистым тропинкам островка. (Передвижение по залу змейкой.) Вдоволь нагулявшись, они останавливались на полянке, чтобы приготовить свои крылья к полету. Летать дракончики могли только вместе, так как у каждого было по одному крылу.

Дети опускают руки, которыми держались за плечи друг друга. Это — крыло. Другой рукой играющие продолжают удерживаться в паре. Передвигаясь за ведущей парой, они изображают взмах крыльев.

Педагог. Дракончики поднимались выше облаков и плавно кружили над островом. Насладившись полетом, дракончики-длиннохвостики возвращались на землю. (Построение друг за другом в два звена, как в начале игры.) Дракончик провожал свою подружку до дома, вежливо раскланивался и отправлялся на другой конец острова.

По окончании игры дети встают в круг и хлопают в ладоши.

Педагог. Нам пора покинуть остров, но мы обязательно еще сюда вернемся!

Дети возвращаются в группу с помощью ленты-путеводителя.
При обсуждении игры педагог может задать следующие вопросы: «Почему дракончики могли летать только вместе?», «Как вы выбирали ведущего?», «Нарушал ли кто-нибудь из нас правила драконьего дружбоведения? и т.п.
При повторе игры нужно нацелить на выбор других ведущих.

Драконы на картинках

Задания для детей и родителей

Драконы и дракончики не всегда бывают добрыми. Иногда требуется специально их приручать. Особенно в тех случаях, когда у драконов несколько голов.
Свой способ укрощения драконов придумал художник Владимир Семеренко: нужно найти отличия между картинками и дорисовать дракону недостающие части.

Игра «Дракончик-многоголовик»

Перед началом путешествия педагог сообщает название очередного острова, повторяет с детьми законы драконьего дружбоведения. В зал дети проходят, держась одной рукой за ленту-путеводитель. Встают в круг.

Педагог. Сегодня мы с вами попали на четвертый остров страны драконов. На этом острове обитает дружелюбный и веселый Дракончик-многоголовик.

При помощи считалки или по договору выбирается водящий — первая «голова». Дети расходятся по залу и встают произвольно. Водящий, спокойно передвигаясь по залу, подходит поочередно к каждому ребенку и, притронувшись к его плечу, приглашает присоединиться к движущейся группе, взявшись за плечи последнего в звене. Когда построение будет завершено, дракончик в медленном темпе выполняет задания педагога.

Педагог. Дракончик-многоголовик рано утром просыпался. И первая проснувшаяся голова приветствовала остальные головы.

Ведущий поворачивается и здоровается с соседом, называя того по имени. Сосед отвечает и поворачивается, чтобы поприветствовать ребенка, стоящего сзади. Приветствие продолжается по цепочке до последнего игрока.

Педагог. Затем Дракончик отправлялся на прогулку по острову. (Ходьба по залу.) Вдруг путь Дракончику преградил злющий и колючий господин Кактус. Дракончик не хотел ссориться с Кактусом и портить себе хорошее настроение, поэтому он решил пойти другой дорогой и стал тихонько пятиться назад. (Ходьба спиной за последним играющим.) Вскоре сердитый Кактус остался далеко. Дракончик остановился и, подняв голову, принялся мечтательно считать облака. Среди облаков он разглядел тучу. Туча нахмурилась, и пошел сильный дождь. Дракончик не растерялся и спрятался под кроной большого дерева. (Дети встают вокруг педагога, образуя круг. Ведущий кладет руки на плечи последнему играющему.) Вскоре дождь закончился, выглянуло солнышко, и Дракончик отправился гулять по своему острову. Он радостно помахал солнышку своими лапками.

По окончании игры дети встают в круг и хлопают в ладоши.

Педагог. Нам пора покинуть остров, но мы обязательно вернемся!

Дети возвращаются в группу с помощью ленты-путеводителя. Проводится обсуждение игры.

При повторе игры можно разнообразить маленькие приключения Дракончика. Дракончик может присесть, разглядывая цветы на лугу, может попрыгать, тихонько пробежаться по своим владениям и даже пройти в ворота. Главное при этом — легонько удерживаться за плечо друга.

Стихи Валентина Берестова о драконах

ОГНЕДЫШАЩИЙ ДРАКОН

Я — дракон. Дышу огнем
И обед варю на нем.
Только эскимо, к несчастью,
Закипает перед пастью.
Две горячих головы,
А холодной нет. Увы!

ДРАКОН

В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти —
Прочие сласти.
Для этой головки —
Перловки.
Для этой глотки —
Селедки.
Для этой башки —
Пирожки.
Для этой рожи —
То же.
Для этого личика —
Два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

Игра «Дракончик и Принцесса»

Перед началом путешествия педагог сообщает название очередного острова, повторяет с детьми законы драконьего дружбоведения. В зал дети проходят, держась одной рукой за ленту-путеводитель. Встают в круг.

Педагог. Сегодня мы очутились на острове, где живут Дракончик-многоголовик и Принцесса.

Педагог выбирает Принцессу с помощью игры в «Колечко». Выбор должен пасть не на лидеров группы, а на менее общительных девочек или новеньких. Выбранной Принцессе надевают корону, кольцо и усаживают на «трон» (стул, покрытый красивой тканью) в центре зала. Остальные дети образуют Дракончика, как в предыдущей игре.

Педагог. На сказочном острове жил веселый многоголовый Дракончик. Голов у него было так много, что сам он никак не мог их сосчитать. Тогда Дракончик отправился за помощью к мудрой Принцессе. (Дети проходят по периметру зала и встают вокруг трона Принцессы, не разъединяя рук.) Все головы Дракончика дружелюбно поздоровались, чтобы не испугать Принцессу. В ответ воспитанная Принцесса сделала реверанс и без промедления принялась считать головы Дракончика. (Принцесса, поочередно прикасаясь к плечу каждого, считает детей. Дети хором могут ей помогать.) Дракончик очень обрадовался, что Принцесса помогла ему, и в благодарность пригласил ее прокатиться по острову. (Девочка сама выбирает в цепочке место, где хочет встать. Под музыку все вместе делают круг почета и провожают Принцессу до трона.)

По окончании игры дети встают в круг и хлопают в ладоши.

Педагог. Нам пора покинуть остров, но мы обязательно вернемся!

Дети возвращаются в группу с помощью ленты-путеводителя. Проводится обсуждение игры.
При повторе игры на роль Принцессы выбирается другая девочка. Если девочек много, можно выбирать по две принцессы сразу.
В роли Принцессы обязательно должны побывать все девочки группы. Также необходимо нацелить остальных детей на выбор другого ведущего.

Рисунки Владимира Семеренко

Рейтинг@Mail.ru