90-е годы стали для
нас не только временем социальных испытаний, но и
периодом открытий. С падением «железного
занавеса» наши соотечественники получили
возможность общаться с зарубежными коллегами —
и открыли для себя много интересного. Уголки
уединения, центры воды и песка, сухие бассейны,
тактильные коврики, эксперименты с мусором и
поделки из бросового материала — эти
«изобретения» американских и европейских
педагогов воспитатели российских детских садов
повсеместно используют в своей работе. И всего не
перечислить.
Из небытия всплыли идеи и имена наших
соотечественников — педагогов и психологов,
связанных с революционными начинаниями в
педагогике начала ХХ века, а потом отринутые,
проклятые, преданные забвению.
Сегодня подавляющее большинство
воспитателей имеет представление о системе
Монтессори (и система эта необыкновенно
популярна в родительской среде), многие слышали о
вальдорфской педагогике. Каждый уважающий себя
музыкальный работник знаком с системой Карла
Орфа, а дошкольные психологи с успехом применяют
в своей работе элементы арт-терапии и тренингов
(хотя и не всегда отдают себе отчет в том, «откуда
что пошло»).
Но есть на педагогической карте острова,
до которых российские педагоги-дошкольники пока
еще не доплыли, о которых они ничего не знают и
даже не подозревают, что это — острова сокровищ. |