Слово
«лекотека» происходит от шведского leko —
«игрушка» и греческого tek — «собрание»,
«коллекция». Первая лекотека была основана в 1963
году в университетской клинике в Стокгольме по
инициативе родителей и педагогов. Ее создали,
чтобы с помощью игр смягчить психотравмирующее
воздействие госпитализации на больных детей.
«В чем состоит
отличие создаваемых сегодня лекотек от
традиционных служб помощи детям с нарушениями
развития? — говорит директор ГОУ ЦПМСС
«Лекотека», один из инициаторов создания
московских лекотек Валерий Ярыгин. — Главным
средством помощи детям мы считаем игру. Только
через игру можно обеспечить ребенку
эмоциональное участие в происходящем, а значит —
способствовать его личностному развитию и
развитию его самосознания. Другой, не менее
важный принцип лекотек — это включение в работу
членов семьи ребенка, как для того, чтобы
помогать его развитию, так и для того, чтобы
оказывать им самим психологическую и
образовательную помощь». |
|
Российская лекотека возникла 10 лет
назад и получила свое развитие именно в Москве.
Она является новым видом помощи детям с
нарушениями развития и ставит перед собой задачи
их абилитации.
Под абилитацией понимают развитие новых
функций и способностей — в отличие от
реабилитации, направленной на восстановление
потерянных функций и способностей.
Цель абилитации — в том, чтобы улучшить
развитие ребенка, основываясь на его сильных
сторонах, возможностях и ресурсах; предоставить
ребенку оптимальные возможности для
самостоятельной жизни в будущем, при поддержке
семьи. Цель абилитации достигается следующими
средствами:
— развитие способностей ребенка,
насколько это возможно;
— адаптацией окружающей среды к возможностям
ребенка и с целью его развития.
Ученые уже доказали необходимость и
высокую эффективность
психолого-медико-педагогической помощи детям
раннего возраста с отклонениями в развитии. И в
большинстве стран абилитация выделилась из
сферы медицины и перешла в сферу образования.
Место медицинских методов абилитации
все увереннее занимали методы
психолого-педагогические. Лекотека как раз и
является такой формой работы.
В 2000 г. группа сотрудников ГОУ «Центр
психолого-медико-социального сопровождения
«Лекотека» (до 2004 года —
Психолого-медико-социальный центр Северного
административного округа г. Москвы) начала
разрабатывать модель российской лекотеки. В
проекте работали сотрудники Московского
городского психолого-педагогического
университета (МГППУ, кафедра клинической
психологии раннего детства факультета
клинической и специальной психологии,
лаборатории научно- методических основ
организации деятельности
психолого-медико-социальных центров).
В 2001 году проект «Российская лекотека»,
был поддержан Агентством США по международному
развитию в рамках Программы АРО «Помощь
детям-сиротам в России». В этом же году на базе
Психолого-медико-социального центра Северного
административного округа г. Москвы была открыта
первая московская лекотека. Модель «Российская
лекотека» прошла экспертизу в Министерстве
образования РФ. В декабре 2001 года она была
представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в
образовании» и отмечена золотой медалью.
Создание лекотек в Москве было включено
в государственную программу «Столичное
образование».
В 2002 г. стартовал проект лекотеки в доме
ребенка. Проект реализовывался на базе дома
ребенка № 9 Москвы.
В процессе работы были определены
основные компоненты лекотеки, описаны игровые
сеансы, материальная часть лекотеки, а также
дополнительные компоненты лекотеки:
группа взаимной поддержки родителей,
индивидуальная игротерапия,
групповая игротерапия,
домашнее визитирование,
изотерапия, театро- и музыкотерапия.
С сентября 2003 по январь 2004 гг. был
успешно запущен в действие третий проект
программы «Помощь детям-сиротам в России»:
«Информационное пространство российской
лекотеки», в результате которого был создан сайт www.lekoteka.ru.
C 2003 г. на базе факультета повышения
квалификации МГППУ ежегодно проводятся
бюджетные курсы повышения квалификации для
специалистов лекотек.
В 2004–2005 гг. команда разработчиков
российской лекотеки под руководством В.Н.
Ярыгина осуществила очередной проект
«Российская лекотека как региональная модель
службы ранней помощи для детей-сирот домов
ребенка». Он также был поддержан Программой
«Помощь детям-сиротам в России». В его рамках
обучились специалисты домов ребенка Тверской
области, открылась лекотека в Конаковском
специализированном доме ребенка, и создаются
лекотеки в домах ребенка городов Кашин, Вышний
Волочек, Тверь.
В 2006 г. в Библиотечке «Профилактика
социального сиротства» в серии «Особый ребенок в
семье: развитие услуг» вышла книга «Российская
лекотека: методическое пособие», обобщившая опыт
оказания помощи, полученный при реализации пяти
проектов.
Модель лекотеки была представлена в
книге как структурное подразделение таких
учреждений, как центры для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи; детские сады компенсирующего типа; дома
ребенка; детские поликлиники; детские больницы;
общественные организации.
Лекотека может быть создана и как
отдельная, самостоятельная служба, не входящая в
состав учреждения.
Принципы создания лекотеки:
добровольность;
семейноцентрированный подход;
ориентированность на личность ребенка;
ориентированность на семью и
партнерство;
междисциплинарность.
Одно из условий оказания помощи детям и
членам их семей, учитывая, что они включаются в
систему образования, — минимальная
образовательная перспектива ребенка.
А привлечение к совместной деятельности
членов семьи детей с нарушениями в развитии —
обязательное условие эффективной работы
лекотеки.
Поэтому российская лекотека оказывает
услуги двум целевым группам.
Первая группа — дети в возрасте от
рождения до 4 лет с различными нарушениями
развития (двигательными, эмоциональными,
коммуникативными, сенсорными, поведенческими и
комплексными) и выраженными психогенными
расстройствами.
Вторая целевая группа — члены семей или
лица их заменяющие.
Специалисты лекотеки реализуют
индивидуально ориентированные
коррекционно-развивающие программы и проводят
работу по психологическому сопровождению семьи
— преимущественно в процессе игровой
деятельности.
Цели деятельности лекотеки
Развитие и поддержка
функциональных способностей ребенка
Максимально возможное развитие и
поддержка функциональных способностей ребенка в
соответствии с его возможностями
предусматривает развитие у ребенка общих умений
и навыков, предполагающих умение общаться и
взаимодействовать с другими людьми, получать
знания об окружающем мире, передвигаться и
обслуживать себя (функциональные способности).
Нормализация жизни ребенка
Нормализация жизни включает физическую,
функциональную и социальную нормализацию.
Физическая нормализация предполагает
изучение и оптимизацию качественных условий
жизни ребенка, потребностей, способностей
родителей отвечать на нужды ребенка.
Функциональная — изучение и улучшение
того, как ребенок спит, как принимает пищу, как
сидит, когда играет, как соблюдает режим дня
(смена занятий, наличие отдыха), как
передвигается и пр.
Для социальной нормализации необходимо
выяснить, имеет ли ребенок возможность общаться
с другими детьми, посещать детский сад, усваивать
общественные нормы поведения, иметь жизненный
цикл, как у всех (недельный, годовой, жизненный),
имеет ли свободное время, может ли им
распоряжаться, имеет ли возможность развиваться
и получать образование, — и способствовать
развитию его коммуникативных возможностей.
Поддержка родителей
Предполагает психологическую и
информационную поддержку, повышение уровня
образования в области, связанной с проблемами
ребенка.
Традиционно профессионалы привыкли
работать внутри своей профессиональной области
— оценивать, давать рекомендации, помогать
только детям. А родители традиционно всегда
играли несколько пассивную роль и прежде всего
были ориентированы на получение услуг со стороны
профессионалов.
Но родители, не имеющие специального
образования, тоже могут эффективно помогать
своим детям: ведь они много знают о ребенке и
потому могут быстрее и лучше найти приемы,
стимулирующие его развитие.
Люди, живущие вместе с ребенком,
ухаживающие за ним — родители, опекуны, приемные
воспитатели, — выполняют большую часть
абилитационной работы и помогают нормализовать
жизнь ребенка.
Однако, чтобы родители делали это умело,
необходимо предоставить им нужную информацию и
обучить важным навыкам общения с ребенком.
Родители нуждаются и в эмоциональной помощи и
поддержке, нуждаются в том, чтобы их выслушали.
Специалисты лекотеки беседуют с родителями,
внимательно их выслушивают, обсуждают важные
вопросы на индивидуальных занятиях. Также
родители могут посещать группы взаимной
поддержки.
Специалисты вместе с родителями
составляют «Индивидуальную программу помощи»
для данного ребенка. При составлении программы
специалисты и родители ориентируются на сильные
стороны, интересы, ресурсы и индивидуальные
потребности ребенка и семьи. Благодаря этому
каждый план специфичен и предназначен только для
одной семьи.
Конечно, развитие партнерства между
сотрудниками лекотеки и родителями не всегда
происходит легко. Но оно необходимо. И умение его
налаживать — одна из важнейших задач службы.
Сегодня в Москве функционируют 80
лекотек, и их посещают около 1000 детей с
особенностями в развитии. Результаты их работы
убедительно показывают: лекотека позволяет
достичь качественных изменений в
личностно-социальной сфере ребенка, существенно
повысить качество жизни и ребенка, и его семьи, а
иногда и сохранить ее для ребенка.
И это вселяет уверенность, что у российских
лекотек есть будущее.