Наш эксперимент связан с
созданием «Службы ранней помощи в дошкольном
образовательном учреждении». В течение двух лет
— с 2007 по 2009 гг. — наш эксперимент прошел
успешную апробацию и на VII республиканском
конкурсе авторских программ и
учебно-методических материалов получил «Диплом I
степени».
«Служба ранней помощи» оказывает помощь
ребенку с проблемами в развитии в возрасте от 1
года до 3 лет и членам его семьи. Работа службы
вписана в деятельность
психолого-медико-педагогического консилиума
дошкольного учреждения на основе
соответствующего Положения и приказа,
подписанного заведующей ДОУ.
На наше решение начать эксперимент
повлияло следующее:
уменьшение количества малышей,
рождающихся здоровыми (согласно исследованиям
детей в дошкольных учреждениях г. Альметьевска,
каждый третий ребенок имеет задержку или
патологию речевого развития и каждый пятый —
задержку психомоторного развития);
право на развитие и социальную
адаптацию должно быть предоставлено всем детям
без исключения — в том числе и с проблемами в
развитии;
с помощью грамотно организованной
ранней коррекции отклонений в развитии ребенка
можно предупредить появление вторичных
отклонений и обеспечить ребенку возможность
учиться в общеобразовательных школах.
Та модель «Службы», которую мы внедрили
в своем детском саду, предполагает создание
интегративной коррекционно-диагностической
группы детей раннего возраста.
Участие в эксперименте
оправдало все возложенные на это надежды. Мы
действительно можем помогать детям. Иной раз нам
удается полностью устранить задержку
психического и моторного развития детей. А это
меняет их судьбу.
В начале эксперимента мы
недостаточно активно привлекали родителей к
совместной работе с детьми. Это было нашей
ошибкой, которую мы попытались исправить с
началом нового учебного года.
Мы считаем, что наша
экспериментальная работа необходима для
развития педагогической практики и системы
дошкольного образования.
Такие эксперименты, как наш, должны «вырастать»
снизу, в результате осознания назревших
педагогических проблем. Но осуществить подобный
проект можно только в тесном сотрудничестве с
научными институтами.