Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2009

«Полет на Луну»

Занятие можно проводить в зале или на открытом воздухе.

Оборудование: два ковра — ковер-«Земля» и ковер-«Луна», «магическая палочка», 4 больших обруча, стульчики, декорированные под космические корабли, кольца по количеству детей, длинная веревка.

На площадке или в помещении для занятия укреплены изображения планет Солнечной системы и межпланетных кораблей, виды космодрома, портреты космонавтов. Возможно использовать в оформлении рисунки детей на тему «Космос».
Занятие сопровождается фонограммой с музыкальными фрагментами, которые по ритму и характеру соответствуют играм и упражнениям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку дети колонной входят в зал и располагаются на ковре-«Земле».

Педагог. Ребята, оглянитесь по сторонам! (Дети рассматривают оформление площадки.)

Педагог. Правда, необычная обстановка? Куда мы с вами попали?

(Ответы детей.)

Педагог. Это — космодром. Наверняка каждый из вас мечтает побывать космонавтом хотя бы несколько минут. Так давайте совершим фантастическое путешествие в космос и посмотрим, как мы справимся с ролью космонавтов. Магическая палочка сейчас же превратит вас в космонавтов. (Взмахивает палочкой.)

Раз и два, и раз, два, три —
Нас в космонавтов преврати!

Взгляните! Все изменилось. Теперь мы — космонавты. Придя на космодром, космонавты приветствуют друг друга и всех, кого встречают, — ученых, лаборантов, инженеров, всех, кто помогает им отправиться в космос.

Дети приветствуют друг друга жестами и улыбками, затем садятся на ковер.

Педагог. Куда мы полетим, вы узнаете, отгадав загадку:

Ночью по небу летаю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня... (Луной.)

Что же такое Луна?

(Ответы детей.)

Педагог. Нам сегодня предстоит изучить этот космический объект очень необычными методами — с помощью игр и танцев. Чтобы не погибнуть на Луне, где нет воздуха и воды, магическая палочка оденет на вас скафандры — специальную одежду для полета. (Взмахивает палочкой.)

Раз, два, три —
Космонавтов снаряди!

Чтобы привыкнуть к скафандрам, встанем в круг и разомнемся в них перед полетом.

Разминка «Подготовка к полету»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук.

И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища.

Педагог. Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)
Проверка скафандра закончилась. Все в полном порядке. Можно лететь. В наше фантастическое путешествие отправится три экипажа космонавтов.
Считалкой дети делятся на три команды и садятся на стульчики.

Педагог. А теперь, космонавты, приготовьтесь к полету. Будьте осторожны и аккуратны. Проверяем готовность кораблей. Пристегнуть ремни!

Дети имитируют пристегивание ремней.

Педагог. Первый экипаж! Приготовиться к взлету! Магическая палочка поможет вашему кораблю оторваться от Земли.

На одной ножке покрутись —
На планету прилунись!

Под музыку дети берутся за руки и цепочкой перемещаются на ковер-«Луну», садятся на стульчики, поставленные по краям ковра.

Педагог. Посадка прошла благополучно. Второй экипаж! Приготовиться к взлету! (На ковер перемещаются дети другой команды.) Третий экипаж! Приготовиться к взлету! (На ковер перемещаются дети последней команды.)

Педагог: Внимание! Теперь вы все на Луне, и наша задача — как можно подробней изучить ее. Вышли космонавты из кораблей, посмотрели направо, налево, закрыли глаза, открыли и увидели темные большие пятна — лунные моря. (Раскладывает по ковру обручи с прикрепленным темным дном.) Хоть они и называются морями, но в них никогда не было воды, а свое название они получили за темный цвет. Предлагаю изучить их через игру «Берег — море».

Игра «Берег — море»

Каждый экипаж подходит к обручу и становится вокруг него на берегу. По команде педагога «Море!» члены экипажа прыгают в обруч. Прыжок совершается на двух ногах. По команде «Берег!» нужно выпрыгнуть из обруча. Чтобы запутать играющих, педагог произносит команды быстро и беспорядочно.

Педагог. Кажется, что-то приближается. Это — метеориты. Мы можем попасть в полосу метеоритного дождя. Чтоб его избежать, нужно немедленно занять свои корабли.

Игра «Метеоритный дождь»

Педагог включает музыку. Дети произвольно гуляют по «Луне», «изучая» ее. Музыка смолкает, дети убегают на свои места — на корабли — и ждут, когда закончится метеоритный дождь. Педагог снова включает музыку, и игра возобновляется.

Педагог. Смотрите, ребята, какие следы остались на поверхности Луны от ее столкновений с метеоритами. (Раскладывает выпуклые кольца трех цветов — по три кольца. Всего колец столько же, сколько детей.) Иначе их называют — кратеры. На Луне очень много кратеров, поэтому ходить там нужно осторожно. Соскучились космонавты по своим близким и родным и решили передать им танцевальный привет.

Ритмическая композиция «Невесомость»

Дети становятся экипажами, каждый у своего кольца-кратера. Все движения выполняются на пружинящих ногах.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз трапецией, пальцы растопырены, голова опущена вниз.
Качающиеся движения на месте со стопы на носок — на 15 счетов.
Хлопки рук перед собой, руки на уровне груди — 2 раза.
Распахивающее движение правой рукой вправо с легким наклоном туловища вправо — 2 раза.
Распахивающее движение левой рукой влево с легким наклоном туловища влево.
Два хлопка.
Руки поднимаем вверх и опускаем через стороны вниз.
Два хлопка.
Вращение туловища справа налево — 2 раза.
Вращение туловища слева направо — 2 раза.
Круговые движения вокруг себя справа налево.
Два хлопка.
Круговые движения вокруг себя слева направо.
Два хлопка.
Прыжки на месте с чередованием ног: две ноги — одна, согнутая в колене и развернутая в сторону — на 7 счетов.
Два хлопка.
Мелкий бег в центр круга и принятие положения «корточки».
Плавный подъем туловища и рук вверх, расхождение по своим местам.
Круговые движения вокруг себя справа налево.
Два хлопка.
Круговые движения вокруг себя слева направо.
Два хлопка.
Распахивающее движение левой рукой влево с легким наклоном туловища влево.
Два хлопка.
Руки поднимаем вверх и опускаем через стороны вниз.
Два хлопка.
Вращение туловища справа налево — 2 раза.
Вращение туловища слева направо — 2 раза.
Руки на уровне груди перед собой разводим в противоположные стороны: правая вверх, левая вниз, левая вверх, правая вниз — 2 раза.
«Мешалочка» руками вправо-влево с легким наклоном туловища — 2 раза.
Руки опускаем вниз и плавно поднимаем вверх.
Кистями рук наклоны вправо, влево.

Педагог. Космонавты передали привет на Землю и пошли дальше изучать Луну. Шли, шли и увидели горы, но совсем не такие, как на Земле. В центре — горка, а вокруг — вал. Очень похожи эти горы на крепость за стеной. Какой высоты эти горы, мы узнаем в игре «Горы, равнина».

Игра «Горы, равнина»

Для проведения этой игры дети становятся колонной друг за другом. Педагог раскладывает на полу веревку «змейкой».
По сигналу «гора» дети встают на полупальцы, поднимают руки вверх и продвигаются вдоль веревки, по сигналу «равнина» переходят на ходьбу на всей стопе, продолжая идти «змейкой». Педагог произносит команды в ускоряющем темпе и беспорядочно.

Педагог. Устали космонавты изучать Луну, легли отдыхать и заснули волшебным сном.

Дети ложатся на ковер-«Луну», закрывают глаза, слушают музыку и текст педагога.

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон»

Педагог. Глазки закрываем, быстро засыпаем... Снится нам наш родной дом — планета Земля. Голубое небо с медленно плывущими облаками окутывает нас... Солнышко обогревает лучиками и дарит свое тепло... Мы лежим на мягкой, шелковистой травке, легкий ветерок доносит до нас аромат луговых цветов. Их приятный запах расслабляет наше тело. Дышится легко, ровно, глубоко... Бабочки порхают, прыгает кузнечик в травке. Совсем рядом бежит ручеек. Его журчание наполняет нас энергией и силой. Добро и красоту дарит нам планета Земля, и мы благодарим ее за это бережным, внимательным отношением к животным и птицам, растениям и водоемам, ко всему, что нас окружает... Мы ее любим и заботимся о ней. И нам пора возвращаться к своим близким и родным. Глазки открываем, корабли космические занимаем! (Дети садятся на стульчики-корабли.)
Пора возвращаться домой, на Землю. Магическая палочка поможет вашему кораблю взлететь с Луны.

Ты на ножке покрутись —
И на Землю приземлись.

Под музыку дети берутся за руки и цепочкой перемещаются на ковер-«землю», садятся на стульчики, поставленные по краям ковра.

Педагог. Мы с вами благополучно приземлились на Землю. На космодроме приветствуют космических путешественников аплодисментами. Все очень рады нашему возвращению, гордятся вами — сильными, смелыми, добрыми, ловкими, веселыми космонавтами.

Звучат аплодисменты, дети под музыку совершают круг почета и садятся на ковер-«Землю».

Педагог. Наше фантастическое путешествие на Луну завершилось, и магическая палочка превращает вас из космонавтов снова в ребят. Что же вы расскажете друзьям и близким о своем путешествии? (Ответы детей.) Во время разминки мы потренировались с вами ходить в скафандрах, без которых нельзя лететь в космос, потому что там нет воздуха. В игре «Берег — море» узнали, как выглядят лунные моря. Игра «Метеоритный дождь» показала нам, какие следы на Луне образуются после падения метеоритов. Исполняя ритмическую композицию «Невесомость», мы почувствовали состояние невесомости. Изучая поверхность Луны в игре «Горы, равнины», узнали, что и на Луне есть горы. Благодарю всех за ваш труд в познании Луны и прощаюсь до следующего занятия.

Под музыку дети выходят из зала.

Рейтинг@Mail.ru