Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2009
Дети любят играть в зоологическое лото — как любят по преимуществу все, что связано с миром животных.
Зоологическое лото можно делать самим в соответствии с образовательными задачами разной сложности. Дидактические игры на основе таких лото можно использовать не только в качестве развлечения на досуге, но и включать в занятия с подгруппами детей.

Играем с детьми в лото

Лото для малышей от четырех лет

Самое первое зоологическое лото может способствовать усвоению темы «Домашние и дикие животные» и теме «Детеныши животных».

Простые карты можно предлагать и трехлеточкам. Но они пока еще могут заполнять карты только с помощью взрослого и в течение непродолжительного времени. Для детей более старшего возраста игру можно постепенно усложнять: как только дети запомнят названия животных на одних картах, можно предложить им новые карты — с новыми животными. Усложняться могут и условия игры.

Наборы карт

Лото может состоять из 5–10 больших карт и соответствующих наборов маленьких карточек.

Карта «Домашние животные» (Звери)

В центре карты нарисован деревенский дворик. Вокруг — клеточки с изображением собаки, кошки, лошади, свиньи, коровы.

Карта «Домашние животные» (Звери, более сложный уровень)

В центре карты нарисован деревенский дворик. Вокруг — клеточки с изображением козы, овцы, барана, верблюда, осла.

Карта «Домашние животные» (Птицы)

В центре нарисован деревенский дворик. Вокруг — клеточки с изображением курицы (белой), петуха, утки, селезня, гуся.

Карта «Домашние животные» Птицы

Карта «Домашние животные» Птицы

Карта «Домашние животные» (Птицы, более сложный уровень)

В центре нарисован деревенский дворик. Вокруг — клеточки с изображением индюка, страуса, перепелки, цесарки (маленькая разноцветная курочка), курицы (пестрой).

Карта «Дикие животные» (Звери)

В центре — смешанный лес. Вокруг — клеточки с изображением волка, лисы, зайца, белки, ежа.

Карта «Дикие животные» (Птицы)

В центре — смешанный лес. Вокруг — клеточки с изображением кукушки, дятла, филина, синицы, зяблика.

Карта «Детеныши домашних животных»

В центре карты — картина «семейной жизни» домашних животных. Маленькие карточки с изображением щенка, котенка, жеребенка, поросенка, теленка. В центре карты — картина «семейной жизни» домашних животных.

Карта «Детеныши домашних животных»

В центре карты — картина «семейной жизни» домашних животных. Маленькие карточки с изображением козленка, ягненка, верблюжонка, осленка, щенка (другой породы, чем на предыдущей карте).

Карта «Детеныши домашних животных»

В центре карты — картина «семейной жизни» домашних животных. Маленькие карточки с изображением цыплят, утят, гусят, индюшат, страусят.

Карта «Детеныши диких животных»

В центре карты — картина «семейной жизни» диких животных. Маленькие карточки с изображением волчат, лисят, зайчат, бельчат, ежат. Соответственно, каждый играющий может брать себе одну или две карты, по выбору или по жребию.

Усложнение игры за счет новых правил и речевых задач

Обычно во время игры в лото ведущий задает вопрос «У кого… (название животного)?»
Но игру можно усложнить за счет введения новых правил.
Вместо традиционного вопроса ведущий может давать краткую характеристику животного, основанную на знакомых детям признаках: «Серый мохнатый зверь, похож на собаку, живет в лесу, питается другими животными (хищник)», «Птенец домашней птицы, серого цвета, крупнее утенка, умеет плавать с рождения», «Лесная птица, пестрая, крупная, подкидывает свои яйца в гнезда других птиц».
Чтобы заполнивший карту получил звание победителя, он должен пройти «решающее испытание». Например, продолжить предложение: «Волк, лиса, белка, заяц, еж — это…».
В испытании могут участвовать остальные игроки. Тогда каждый из них составляет предложение по своей карте, которое потенциальный победитель должен продолжить.
Задача может быть сформулирована и наоборот. Каждый играющий называет обобщающее слово, а потенциальный победитель должен его расшифровать:
«Домашние животные (звери) — это…».

Другой вид испытаний — игра «Что изменилось?».
Победитель может сам выбрать себе «задающего задачки» («мастера загадок», «проверяльщика»).
Мастер загадок выкладывает перед победившим свои маленькие карточки. Затем испытуемый закрывает глаза, а мастер убирает одну карточку. Нужно догадаться, какая карточка исчезла.

Второй вариант более сложный. Мастер показывает испытуемому свою большую карту. Затем испытуемый закрывает глаза.
В это время большая карта переворачивается, а из маленьких карточек выкладывается ряд, в котором не хватает одной или двух карточек. Нужно назвать эти карточки.

Как видим, обычная игра в лото может перерастать в целый ряд сменяющих друг друга игр и с разными задачами и разной степени сложности.
Для усложнения стартового варианта игры можно добавить к большим картам более сложные с изображением животных, которые, к примеру, не встречаются в народных сказках.

Для детей пяти лет можно сделать карты, в которых сочетание «домашние животные» заменено на «животные, полезные в хозяйстве», и добавить туда новых «полезных» животных — индийского буйвола, яка, северного оленя, питона, мангуста.
Может появиться и карта с названием «Домашние любимцы» с изображением декоративных животных, которые выведены специально для содержания дома: хомячок, карликовый кролик, комнатная собачка (указать породу), аквариумные рыбки, волнистые попугайчики (морские свинки).

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru