Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2009

Теория привязанности, предыстория

…Психиатр и психоаналитик по образованию, Джон Боулби имел большой опыт работы с «трудными» детьми. Еще будучи студентом, он пришел к пониманию того, что многие трудности в поведении и социальной адаптации, возникающие у детей, связаны с нарушениями отношений между ребенком и родителями. Особенно его интересовали проблемы агрессивности подростков, которые не могли делиться своими чувствами с другими людьми, а также понимать чувства окружающих. (…)

Анализируя данные, полученные учеными разных специальностей и направлений, Дж. Боулби приходит к заключению о необычайной важности ранних отношений между матерью и младенцем. …Дж. Боулби заявляет, что основой формирования ранних отношений служит не удовлетворение потребности в пище, а ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери. (Bowlby J., 1969).

…Формирующаяся привязанность дает ребенку возможность развиваться и познавать окружающий мир, позволяет ему учиться доверять другим людям, отличая при этом в своем окружении близких и чужих. (…)

Как строятся отношения привязанности

Младенцу необходим кто-то другой, кто сильнее (безопасность и защита) и мудрее (в смысле организации психики и знания мира). Мать (или человек, который ее заменяет), ежедневно заботясь о ребенке, отвечая (или не отвечая) на его потребности, постепенно способствует развитию представлений младенца о том, какой реакции ожидать от нее в следующий раз.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют «первичная материнская озабоченность» (Винникотт Д., 1964). Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. (…)

Уже спустя краткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, даже минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца – голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они ощущают себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности.

Существует специальный термин – «вызванное младенцем социальное поведение» (Мухамедрахимов Р.Ж., 2003). При взаимодействии с младенцем у матери (или другого взрослого, который регулярно заботится о младенце) наблюдаются изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция (расстояние между матерью и ребенком). Также меняется и структура материнской речи – упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Тембр голоса повышается, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняются ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи. (…) Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери, а с другой – максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р.Ж., 2003).

Несмотря на то что ребенок рождается беспомощным и неумелым, он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности (Emde R., 1989). Как способность ребенка привлекать свою маму, так и способности новорожденного к установлению контакта со взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для выживания малыша. Новорожденный младенец «настроен» на поиск взрослого, он активно выделяет человеческое лицо среди других объектов, различает запах материнского молока, радуется и оживляется в ответ на обращенное к нему внимание. (…)

Привязанность между матерью и младенцем формируется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного длительного взаимодействия.

Мама, которая заботится о своем ребенке, не делает ничего специального или высокопрофессионального, чтобы привязанность формировалась. (…) В формировании привязанности нет ничего сверхъестественного или магического. Мать или человек, который заменяет ее, просто находится с ребенком в течение длительного времени, заботится о нем, разговаривает, знакомит малыша с окружающим миром, старается понять, в чем сейчас нуждается ребенок, и дать ему это, защищая от переутомления, страха, боли, голода и т.д. (…)

Дональд Винникотт (Winnicott D., 1965) ввел очень важное понятие – «достаточно хорошая мать». Он писал, что все самые важные знания, необходимые для воспитания малыша, у мамы уже имеются на уровне интуиции. По словам Д.Винникотта, даже профессионал, имеющий подготовку в области медицины, будет восхищен «интуитивным знанием матери, способной заботиться о своем ребенке, специально не учась этому». При этом «фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением». Мама, являясь важным человеком для малыша, старается выполнять все его желания. При этом она не должна постоянно находиться только с ребенком, полностью забывая о себе и своей жизни. Д.Винникотт пишет: «...Если бы мама была идеальной, то она удовлетворяла бы потребности крохи в момент возникновения. Но тогда малыш так никогда бы и не узнал, что вокруг него существует Мир. Он не научился бы говорить». Кроме того, подчеркивается, что мамины потребности, возможность отдохнуть, позаниматься собой, уделять внимание мужу и другим близким, встречаться с друзьями – также очень важны и для ребенка.

Если мама постоянно находится только с малышом, забывая о себе, то со временем у нее накапливается усталость, она, скорее всего, почувствует себя отстраненной от жизни. Это может приводить к возникновению депрессии и просто ухудшению настроения, что не самым лучшим образом сказывается на ребенке. Кроме того, не стоит недооценивать значение для ребенка отца и других родственников, которые также могут и должны быть вовлечены в заботу о малыше.

…Однако ребенок растет, и его потребности меняются. Для успешного развития детей второго года жизни важна уже не только отзывчивость матери, но и то, насколько уверенно и спокойно мама и другие близкие смогут устанавливать границы. Успешное принятие норм и правил социального поведения (установление границ) ведет к развитию у ребенка социальной компетенции, понятия «Я» и позднее – способности откладывать удовлетворение желаний. Для того чтобы помочь ребенку справиться с задачей принятий норм и правил, родителям необходимо понимание и уважение потребности тоддлера (тоддлер – ребенок, начавший ходить, но не овладевший еще речью) в автономии, умение объяснять ребенку происходящее на понятном ему уровне, внимание к чувствам ребенка.

Мамы могут быть разными: иметь высокий или совсем небольшой уровень образования, работать или предпочитать оставаться дома. Самое главное, чтобы окружающие ребенка люди любили малыша и заботились о нем. Для ребенка ничего не может быть важнее его семьи, пускай даже очень бедной, живущей порой не в самых роскошных условиях. (…)

Три категории привязанности по Эйнсворт

Привязанность развивается практически у всех детей, но качество этой привязанности существенно различается. М.Эйнсворт – ученица Дж. Боулби – много лет занималась наблюдением за взаимодействием между детьми раннего возраста и их матерями. Она вместе со своими коллегами сконструировала специальную процедуру «Ситуация с незнакомцем» для оценки качества привязанности у детей 12–18 месяцев (Ainsworth M.D.S. et al, 1978). (…) Привязанность формируется со временем и отражает те ожидания, которые ребенок имеет в отношении своей матери. Его реакция на стресс и готовность обратиться к матери за утешением зависит от того, какой опыт отношений получил ребенок, и того, чего он ожидает от матери.

Согласно М.Эйнсворт, дети ведут себя в «Ситуации с незнакомцем» по-разному: в зависимости от имеющегося у них опыта они по-разному реагируют на уход матери из комнаты, приход незнакомца и, что самое главное в данной экспериментальной процедуре, – на возвращение матери. Ниже представлены три типа поведения, которые отражают разные типы привязанности, сформированные у детей.

1. Надежная привязанность – дети тянутся к матери, когда расстроены, они, похоже, уверены в том, что она доступна. Эти дети расстраивались, когда мама их покидала, радостно приветствовали ее по возвращении, тепло принимали и охотно утешались в ее успокаивающих объятиях. Можно предположить, что такие дети имели опыт чувствительной, настроенной на их потребности надежной заботы. По данным исследований, надежная привязанность встречается примерно у 60% детей в неклинических выборках.

2. Ненадежные привязанности

а) избегающая привязанность – дети выглядят более самостоятельными и менее зависимыми от своей матери как «надежной базы». Несмотря на то, что дети часто демонстрировали расстройство после того, как мать уходила из комнаты, они не проявляли особого интереса к ней, когда она возвращалась. Похоже, что эти дети не были особенно уверены в том, что мать может их успокоить. Дети были вынуждены научиться самостоятельно справляться с эмоциями, поскольку получали несколько эмоционально отвергающую заботу;

б) амбивалентная (или сопротивляющаяся) привязанность – дети выглядят наиболее тревожными. Но, несмотря на то, что они отчаянно ждали возвращения матери, когда она приходила, они сердито выгибались у нее на руках или обвисали в объятиях, так что их нельзя было утешить. Эти дети пережили непоследовательную, или хаотичную, заботу.

в) Впоследствии был обнаружен еще один тип привязанности – дезорганизованная привязанность. (…)

Внутренние рабочие модели

Дж. Боулби считал, что тот опыт, который ежедневно получает ребенок в процессе взаимодействия со своим ухаживающим, является основой для формирования его представления о себе и о других людях – «я такой, как обо мне заботятся». Эти бессознательные представления он назвал «внутренней рабочей моделью» (internal working model) (Bowlby J., 1973; 1976).

Проиллюстрируем их действие.

Ребенок с надежной привязанностью

  • «Я могу доверять моему воспитателю заботиться обо мне, поэтому людям можно доверять».

  • «Я стою любви потому что меня любят».

  • «Мир – место более заботливое, а не менее заботливое».

  • «Я буду действовать с новыми воспитателями так как будто я ожидаю, что они будут меня любить».

Иметь надежную привязанность означает уверенность ребенка в том, что фигура привязанности максимально доступна и отзывчива и в конечном итоге, когда это необходимо, обеспечит защиту. Это принимается за само собой разумеющееся и присутствует бессознательно. Далее, человек с надежной привязанностью не имеет необходимости манипулировать своим поведением привязанности (интенсифицировать или делать его незаметнее) для того, чтобы фигура привязанности откликалась на его потребности в привязанности. (…)

Родитель, который способен обеспечить такую заботу, скорее всего, будет рассматриваться ребенком как надежная база, и ребенок сможет свободно исследовать мир эмоций, а также окружение, зная, что родитель будет эмоционально доступен в качестве «надежной гавани», когда это потребуется. Такие дети получают опыт того, что о них помнят.

Ненадежные, или тревожные, привязанности

Иметь тревожную привязанность (избегающую или амбивалентную) означает неуверенность ребенка в том, что на его фигуру привязанности можно положиться, что родитель предоставит такую защиту и утешение или столько защиты и утешения, сколько необходимо для немедленной или удовлетворительной физической и психологической безопасности. (…) При ненадежных отношениях дети приспосабливают свое поведение таким образом, чтобы оно лучше соответствовало «зоне комфорта» родителя, повышая для себя вероятность поддержания физической и психологической близости. Ребенок также формирует свое восприятие собственного «Я» в том свете, в котором требуется родителю. Несмотря на усилия, которые мешают развитию настоящего партнерства, эти ненадежные тревожные отношения являются организованными и, по-видимому, обеспечивают определенную степень защиты, когда срабатывает система привязанности.

Ребенок с избегающей привязанностью

  • «От моего воспитателя можно ожидать, что он/она НЕ будет заботиться обо мне, поэтому другим тоже нельзя доверять».

  • «Я не достоин любви, потому что меня не любят».

  • «Я не буду даже просить моего воспитателя заботиться обо мне Близкие отношения не срабатывают».

  • «Если я покажу свои потребности, меня, скорее всего, отвергнут, поэтому надо быть самостоятельным».

  • «Я буду защищаться от аффекта и прятать свои чувства».

Ребенок с сопротивляющейся/амбивалентной привязанностью

  • «Моему воспитателю можно доверять только иногда, поэтому я буду «хватать» заботу, где и когда могу».

  • «Я не достоин любви, потому что меня не любят безусловно».

  • «Я буду пытаться получить ту заботу, которая мне нужна, используя все возможные сигналы. Но при этом я не ожидаю, что обо мне будут заботиться всегда».

Привязанность и паттерны поведения в различных ситуациях

Ребенок с надежной привязанностью

Мать (или человек, который заботится о ребенке) – теплая, чувствительно настроенная, последовательная. Быстро откликается на крик ребенка.

Ребенок охотно исследует окружение, используя мать как надежную базу. Плачет менее всего из трех групп детей, наиболее послушен с матерью, и его легче всего опустить с рук на пол после того, как его держали.

В «Ситуации с незнакомцем»: активно ищет мать, когда расстроен, поддерживает контакт после воссоединения, легко утешается.

В детском саду: легко находит друзей. Проявляет гибкость в поведении и легко восстанавливается после стресса. Проводит больше времени с другими детьми. Имеет хорошую самооценку, любопытен. Педагогам и воспитателям с ним легко договориться.

Ребенок с избегающей привязанностью

Мать (или человек, который заботится о ребенке) часто эмоционально недоступна. Ей не нравится слишком сильная зависимость ребенка. Такая мама может хвалить ребенка за проявления независимости и умение прятать чувства.

К концу первого года жизни ребенок может не сильно стремиться к физическому контакту с матерью, не откликается, когда его держат, но часто расстроен, когда его опускают на пол, может проявлять неожиданный гнев по отношению к матери.

В «Ситуации с незнакомцем»: более самостоятелен. Избегает утешения от матери и выглядит равнодушным или скучающим.

В детском саду: может быть агрессивен, сердится и не слушается. Может оказаться изолированным и нелюбимым. Уходит прочь, когда ему больно, не просит о помощи. Воспитатели начинают его контролировать и сердиться.

При помещении в замещающую семью: ребенок научился не просить помощи. В состоянии стресса он может вести себя так, как будто все в порядке. Эти формы поведения заставляют новых воспитателей чувствовать, что ребенок в них не нуждается и не желает их присутствия, тогда они могут постепенно отстраняться от ребенка, чувствуя себя при этом очень неудовлетворенными.

Ребенок с амбивалентной (сопротивляющейся) привязанностью

Мать (воспитатель) непоследовательна, непредсказуема или хаотична. Часто проявляет свою любовь и внимание, но это не соотносится с реальными нуждами младенца. Больше всего реагирует на проявления страха.

Ребенок много плачет. Цепляется и требователен. Часто сердится. Его расстраивают даже небольшие разлуки. Хронически тревожится в отношении матери. Ограничен в исследовании окружения.

В «Ситуации с незнакомцем»: трудно успокоить после расставания – ребенок очень сердится и ищет утешения одновременно.

В детском саду: капризничает и часто сильно тревожится. Незрелый, чересчур зависит от взрослых. Может стать жертвой, которую обижают. Воспитатели либо балуют ребенка, либо сердятся. (…)

Несомненно, такие дети так же, как и их родители (воспитатели), очень нуждаются в профессиональной помощи, для того чтобы строить отношения друг с другом. (…)

Некоторые факторы, которые могут привести к трудностям при формировании привязанности

… Женщины, живущие в бедности и подвергающиеся насилию, являются особо уязвимыми. Матери может быть очень трудно давать ощущение безопасности своему ребенку, когда не решены ее собственные социально-экономические проблемы (нет жилья, социальных гарантий, постоянно не хватает денег и т.д.). Нелегко также женщинам, которые не получают необходимой поддержки от партнера или других членов семьи. Когда у матери есть человек, кому она может излить свои тревоги, когда ей могут предложить конкретную помощь и поддержку, ей легче начать испытывать особые чувства любви и материнства и ее связь с малышом крепнет.

Глубоко недоношенные дети и дети с нарушениями в развитии

Иногда случается и так, что ребенок рождается не совсем таким, каким его ожидали увидеть родители.

Малыш может родиться раньше времени. Современные медицинские технологии позволяют выхаживать даже глубоко недоношенных младенцев. Преждевременное рождение ребенка – сильный стресс для семьи. Родители могут оказаться неготовыми к этому. Их также очень волнует, выживет ли ребенок, к каким последствиям в дальнейшем может привести преждевременное рождение. Некоторые родители обвиняют себя в том, что такое произошло. В отделении интенсивной терапии, где наблюдается и получает лечение недоношенный ребенок, его жизнь поддерживает множество приборов, о нем заботятся врачи и медицинские сестры. Мама может не только находиться под влиянием сильного стресса, но и почувствовать себя совсем ненужной своему ребенку. Даже если мама имеет возможность посещать ребенка, он совсем не так, как ребенок, рожденный в срок, реагирует на ее присутствие. Это может только усилить ощущение ненужности и затруднить формирование отношений в дальнейшем.

Для родителей недоношенных детей необходимы специальные программы, направленные на развитие ранних отношений между ними, на формирование родительской уверенности и компетентности.

В случае рождения ребенка с нарушениями в развитии, как и в случае рождения недоношенного ребенка, семья может находиться в серьезном стрессе. Родители очень нуждаются в информационной и психологической поддержке, понимании и уважительном отношении специалистов.

При некоторых нарушениях в развитии дети могут не совсем привычным образом искать контакта с близкими. Например, младенец с нарушенным зрением может отворачиваться от мамы. Маме в этом случае может казаться, что она не нужна своему ребенку, что очень ее расстраивает. На самом же деле ребенок, который плохо видит, поворачивается к маме ушком, чтобы лучше ее слышать.

У некоторых детей замедлены способности к обработке информации. Так, например, малыш с синдромом Дауна в диалоге с мамой может не сразу ответить ей улыбкой. Его ответная реакция может появиться с небольшой задержкой. Взрослый к этому времени может уже и не ожидать ответной реакции. Так может нарушиться столь необходимый ранний диалог между мамой и малышом.

Родителям детей с нарушениями развития очень важна поддержка профессионалов не только в том, как подобрать для ребенка наиболее развивающее окружение, какие игрушки, оборудование и специальные приспособления использовать, но и в том, как строить и развивать отношения с малышом. Для этого во всем мире существуют программы раннего вмешательства. Такие программы направлены на помощь семье в том, как растить и развивать ребенка, как понимать его потребности, как строить коммуникацию с ним. В программах раннего вмешательства большое внимание уделяется психологической и социальной поддержке семьи.

Дезорганизованная привязанность

...Признаки дезорганизованного – дезориентированного поведения привязанности у младенцев следующие.

1. Последовательная демонстрация противоречивых паттернов поведения, таких как поведение очень сильной привязанности, за которым внезапно следует избегающее, замирающее или ошеломленное поведение.

2. Одновременная демонстрация противоречивых поведений, таких как сильное избегание и сильное стремление к контакту, дистресс или гнев.

3. Ненаправленные, неправильно направленные, неполные и прерванные движения и выражения, например обширное выражение дистресса, сопровождаемое движением «прочь», а не в сторону матери.

4. Повторяющиеся и стереотипные движения, асимметричные движения, движения с ошибкой по времени и аномальные позы, например спотыкание без какой-либо видимой причины и только в присутствии родителя.

5. Замирание, остановки и замедленные движения и выражения лица «как под водой».

6. Прямые знаки опасения в направлении родителя, такие как поднятые плечи и испуганное выражение лица.

7. Прямые индикаторы дезорганизации и дезориентации, такие как дезориентированное блуждание, выражение замешательства или ошеломленности, многочисленные смены аффекта и/или поведения.

По мере того как дети с дезорганизованной привязанностью становятся старше, их стратегии поведения часто превращаются в контролирующие. Ребенок берет на себя инициативу либо поддерживать вовлеченность родителя, либо заботиться о нем, что несвойственно возрасту ребенка. Другие дети начинают «мстить» окружающим, проявляя тенденцию к карающему поведению.

Дети с очень ненадежной дезорганизованной привязанностью часто демонстрируют неспособность выработать контроль над импульсивным поведением или регулировать стресс, что ведет к таким формам поведения, как вранье, кражи, уничтожение собственности, нанесение вреда себе и насилие над другими. Им постоянно нужно контролировать свою ситуацию, но у них мало контроля над собственными чувствами или поведением. Они демонстрируют неспособность испытывать эмпатию или выражать эмоции. Такие дети обычно не умеют использовать речь эффективно, особенно когда говорят о чувствах. Они неспособны проводить различия между теми, кому можно доверять и кому нельзя. Им трудно строить подлинные тесные доверительные отношения: случайных знакомых они воспринимают как лучших друзей, а любящие и заботящиеся лица могут восприниматься как подавляющая угроза. Некоторые дети воспринимают других людей только как ресурс, который можно использовать, они могут быть беспощадны. Чрезмерная тревога и раздавливающий стыд мешают развитию исследования, любопытства и воображения. (…)

Заключение

…Трудности с формированием привязанности могут привести к развитию поведенческих и эмоциональных проблем. То, как с ребенком обращаются его близкие, имеет огромное влияние на все компоненты развития. Это включает физическое здоровье, регуляцию аффекта, самооценку, способность к близким отношениям и взрослое личностное функционирование. (…)

Паттерны привязанности могут сохраняться на протяжении всей жизни и руководить ожиданиями относительно прошлых, настоящих и будущих отношений. Они также влияют на то, как человек воспринимает, интерпретирует и запоминает межличностные события, и вызывают аффективные и поведенческие реакции на новые отношения. Однако у большинства людей существует определенный потенциал для изменений к лучшему. Для этого им может потребоваться профессиональная помощь.

Рейтинг@Mail.ru