…Целью нашей практической работы
является оказание помощи семьям и детям в
возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями
развития или высоким риском появления нарушения
для содействия их оптимальному развитию и
адаптации в обществе. (…)
Нормативно-правовая база деятельности
учреждения. «Томский Хобби-центр» — это
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей. (…)
Регламентация деятельности. Служба
ранней помощи является структурным
подразделением МАОУ ДОД «Томский Хобби-центр».
Работа строится с опорой на Положение о Службе
ранней помощи.
Кадровое обеспечение «Службы ранней
помощи» «Томского Хобби-центра» (см. Штатное
расписание).
Штатное расписание
Штат |
Кол-во ставок |
Оптимальный
состав |
Руководитель
службы |
0,5 |
1 чел. |
Администратор,
зав. лекотекой |
0,5 |
1 чел. |
Физический
терапевт, педиатр развития |
1 |
1 чел. |
Специальный
педагог |
2 |
3–4 чел. |
Психолог |
0,5 |
1 чел. |
Кратко охарактеризуем функциональные
обязанности сотрудников «Службы ранней
помощи»:
Руководитель службы осуществляет:
руководство деятельностью службы в
режимах функционирования и развития;
фандрайзинговую деятельность;
связь с партнерскими организациями;
представительские функции;
работу с общественным мнением.
Администратор осуществляет
координацию между клиентами и специалистами,
ведение текущей документации, сбор
статистических данных.
Физический терапевт проводит
консультации и развивающие занятия по
формированию правильных образцов движений у
детей с двигательными нарушениями, ведет текущую
документацию, участвует в работе
междисциплинарной команды.
Педиатр развития проводит первичные
приемы, консультации и развивающие занятия по
вопросам, связанным со здоровьем малыша, обучает
родителей приемам ухода, способствующим
развитию ребенка, ведет текущую документацию,
участвует в работе междисциплинарной команды.
Специальный педагог проводит
первичные приемы, консультации и занятия,
направленные на нормализацию жизни ребенка и
семьи, развитие когнитивной, эмоциональной и
сенсорной сфер ребенка, ведет текущую
документацию, участвует в работе
междисциплинарной команды.
Психолог проводит первичные приемы,
консультации и занятия, направленные на
поддержку как детей, так и взрослых, имеющих
социально-эмоциональные проблемы, является
ведущим родительского клуба, ведет текущую
документацию, участвует в работе
междисциплинарной команды.
Заведующий лекотекой осуществляет
работу с клиентами лекотеки: оказывает поддержку
родителям в подборе развивающих материалов,
представляет родителям способы работы с
выбранным материалом, формы взаимодействия с
ребенком во время занятия, ведет текущую
документацию, осуществляет учет и контроль за
состоянием материальной базы, отвечает за
пополнение ресурсов лекотеки. (…)
В организации помощи ребенку и семье
реализуется несколько подходов. Кратко
охарактеризуем каждый из них.
1. Личностно ориентированный подход. Для
всех сотрудников «Службы ранней помощи» ребенок
с нарушениями в развитии воспринимается в первую
очередь как ребенок с его естественными детскими
интересами и потребностями, такими, как
потребность общаться, наблюдать, играть, изучать
мир и пр.
Специалисты вместе с родителями
составляют «Индивидуальный план помощи», который
создается персонально для каждого ребенка и его
семьи. При составлении плана специалисты и
родители ориентируются на сильные стороны,
интересы и индивидуальные нужды ребенка и семьи.
Благодаря этому каждый план специфичен и
предназначен только для одной семьи.
2. Семейно-ориентированный подход. Семья
есть первичная поддерживающая система для
ребенка. Родители лучше понимают ребенка, знают
его, умеют найти более интересную игру или прием.
Поэтому родительские представления, ожидания,
нужды и знания относительно их детей являются
самым важным в планировании и выполнении
программы раннего вмешательства.
При составлении плана также важно
ориентироваться на сильные стороны семьи и ее
контекст: состав, условия проживания, друзья,
соседи, обычаи, привычки, культурные или
национальные особенности, межличностные
взаимодействия и др.
Программа будет эффективной в том
случае, если семья принимает участие как
полноценный партнер во всех стадиях
реализации программы раннего вмешательства:
принятии решения об участии в программе;
процессе планирования программы, включая оценку,
мониторинг; реализации программы и пр. Причем
именно семья включает приемы и особенные подходы
к развитию ребенка в ее повседневные домашние
дела, способствуя максимально возможному
развитию ребенка.
3. Междисциплинарный подход. Данный
подход понимается как совместная работа
специалистов разных областей знаний (медицины,
педагогики, психологии, социальной работы и др.),
составляющих единую команду и действующих в
соответствии с технологиями междисциплинарного
взаимодействия. Междисциплинарный подход
направлен на преодоление границ между
отдельными дисциплинами, увеличение возможных
связей, взаимодействий среди членов команды,
построение сотрудничества, которое позволяет
формировать единый взгляд на ребенка, его
сильные стороны и проблемы, планировать
программу помощи.
Поскольку базовым для раннего
вмешательства является то, что семья имеет самое
большое влияние на детское развитие, члены
семьи являются очень важной частью
междисциплинарной команды.
4. Мультисистемный подход к оказанию
помощи семье предполагает планирование помощи
семье в сотрудничестве со всеми службами,
оказывающими услуги и включенными в жизнь
ребенка: службы здравоохранения, социальной
помощи, дошкольные образовательные учреждения.
Информация от этих служб помогает определить
цели программ вмешательства, создать план
помощи, выявить необходимые ресурсы для
осуществления плана, улучшить поддержку ребенку
и семье.
Еще одна наша задача — помочь семье
найти другие службы, способные ей помогать. Для
этого мы постоянно расширяем наши контакты с
другими службами, например, с Детским центром
восстановительного лечения, детскими
поликлиниками города, Службой лечебной
педагогики «Томский ковчег», реабилитационным
центром «Надежда», детскими врачаминеврологами
и неонатологами г. Томска и др. (…)
Ресурс лекотеки: развивающие,
коррекционные компьютерные программы,
развивающие игрушки, библиотека детских книг,
методической литературы для специалистов и
родителей, аудио- и видеотека, дидактические
раздаточные материалы.
Отдельно остановимся на вопросе о материально-технической
базе. Для оказания услуги необходимы:
1) следующие помещения:
комната для проведения индивидуальных
развивающих занятий и первичных приемов (10–12 кв.
м);
комната для сборов междисциплинарной
команды и хранения документации, размещения
лекотеки (12 кв. м);
комнаты для проведения групповых
занятий (минимум по 50 кв. м).
Помещения должны соответствовать
нормам санитарной и пожарной безопасности,
должны быть уютными;
2) комплекты оборудования, материалов и
мебели:
оргтехника (компьютер с монитором,
принтер, ксерокс, сканер, видеокамера, телевизор,
фотоаппарат);
набор мебели (столы, стулья, зеркало,
шкафы и пр.);
специальное оборудование (клин,
вертикализатор — для работы с детьми, имеющими
нарушения опорно-двигательного аппарата, кресло
со столиком для детей с ДЦП для проведения
развивающих занятий, коврики для занятий на
полу);
комплект развивающих материалов
(спортивное оборудование, сенсорные материалы,
набор шумовых музыкальных инструментов, игрушки,
развивающие игры, Монтессориматериалы,
материалы для художественной деятельности,
логопедические материалы и др.).
Целевые группы, система набора детей в
работе «Службы ранней помощи».
В НОУПК «Санкт-Петербургский институт
раннего вмешательства» были разработаны
критерии, на основании которых мы определяем,
нуждается ли ребенок в программах раннего
вмешательства. Перечень этих критериев
представлен ниже.
Дети, имеющие диагностированное
отставание в развитии (в нашей Службе —
выявленное с помощью шкал KID и CDIR).
Дети, имеющие один из следующих
медицинских диагнозов:
снижение слуха 2–4-й степени или
подозрение на снижение слуха;
слепота, слабовидение вследствие
врожденных и приобретенных заболеваний глаз,
травм и аномалий рефракции;
церебральные и спинальные параличи
любой этиологии;
генетические синдромы;
наследственно-дегенеративные
заболевания нервной системы;
врожденные аномалии развития:
– аномалии развития ЦНС;
– аномалии развития других органов и систем;
– тяжелые органические поражения ЦНС;
– злокачественные формы эпилепсии;
Дети, относящиеся к биологической
группе риска (недоношенные и маловесные дети,
рожденные с массой тела менее 1500 грамм).
Дети, воспитывающиеся в неблагоприятных
социально-экономических условиях:
члены семьи имеют психические
заболевания;
ребенок подвергается насилию;
родители пренебрегают своими
обязанностями по отношению к ребенку;
члены семьи страдают алкоголизмом,
наркоманией;
семья живет за нижним пределом
бедности.
Дети, которых воспитывают молодые
родители (16–18 лет).
Дети, у которых наблюдаются серьезные
изменения в поведении.
Семья может обратиться в Службу как
самостоятельно, так и по направлению
специалистов партнерских организаций (врачей,
педагогов, психологов).
Родительский компонент. Поддержка
родителей осуществляется в виде предоставления
следующих услуг:
диагностика уровня развития ребенка;
консультации специалистов: психолога,
педагога, специалиста по коммуникации и развитию
речи, физического терапевта, педиатра;
информирование об эффективных
способах и условиях развития ребенка, об
образовательных и социальных учреждениях
города, содействие в получении семьей услуг в
этих учреждениях;
обучение способам эффективного
взаимодействия с ребенком (индивидуальные и
групповые формы занятий);
подбор вспомогательного оборудования;
оценка и помощь в организации
развивающего пространства в домашних условиях;
семейная игротека — библиотека
игрушек;
художественная лаборатория для
родителей.
Семья принимает участие как полноценный
партнер во всех стадиях реализации программы
раннего вмешательства: принятии решений об
участии в программе; процессе планирования
программы, включая оценку, мониторинг;
реализации программы и пр. (…)
Режим получения помощи
Услуга |
Частота |
Длительность |
Документация |
Диагностика
уровня развития ребенка |
1 раз в 3 месяца |
|
Опросник,
заполненный родителями;
компьютерное заключение (хранится в личном деле) |
Первичный прием |
1–3 встречи при
поступлении семьи |
40–45 мин. |
Бланк первичного
приема;
журнал записи на приемы |
Составление
индивидуального плана помощи |
Составляется в
результате работы консилиума междисциплинарной
команды и корректируется 1 раз в 3 месяца |
2 часа |
Журнал
представления первичных приемов (протоколы
заседания комиссии);
индивидуальный план помощи |
Индивидуальное
развивающее занятие |
1 раз в неделю |
1 час |
Бланк занятия;
бланк регистрации получения услуг;
дневник родителя |
Консультация |
По запросу семьи |
Не более 1 часа |
Журнал записи на
консультации |
Участие в
групповых занятиях ЦРР |
1–3 раза в неделю
(согласно плану помощи) |
1–1,5 часа |
Журнал учета
работы группы |
Лекотека |
1 раз в 2 недели |
|
Договор на
оказание услуги «Лекотека»;
журнал выдачи материалов;
книжка пользователя |
Художественная
лаборатория для родителей |
1 раз в неделю |
1,5 часа |
Журнал учета
работы педагога |
Родительский
университет |
3 сессии в год,
состоящие из 3 встреч |
2 часа |
Абонемент
(программа сессии);
журнал учета работы «Родительского
университета» |
Работа с семьей строится на основании
индивидуального плана помощи по расписанию,
исходящему из особенностей режима дня ребенка,
временных возможностей родителей.
На каждого ребенка заводится Личное
дело, которое включает: обработанный опросник KID
или CDIR, информацию, собранную на первичном
приеме, заполненные бланки «Междисциплинарная
оценка» и, по необходимости, «Углубленная оценка
специалиста», «Индивидуальный план помощи»,
бланки «Изменения и дополнения в План помощи»,
анкеты родителей. (…)
Порядок оказания помощи представлен в
следующей схеме:
Диагностическое анкетирование
Первичный прием (анализ ситуации).
Междисциплинарная оценка (консилиум).
Составление индивидуального плана
помощи, выбор услуг семьей, составление
расписания.
Реализация плана помощи (получение
услуг семьями).
Оценка результатов, корректировка
плана.
Планирование и сопровождение выхода из
программы раннего вмешательства.
Формы работы с ребенком и семьей. При
оказании помощи применяются командные и
индивидуальные формы работы. Индивидуальные
формы работы с ребенком и семьей используются на
этапе диагностики и реализации плана помощи
(индивидуальное развивающее занятие может
проводить один из специалистов, исходя из
актуальных задач плана помощи, например,
специалист по альтернативным способам
коммуникации, физический терапевт или психолог и
т.д.).
Остальные формы работы с ребенком и
семьей в цепочке помощи носят командный
характер:
пара специалистов, например, педагог
(психолог) — физический терапевт (педиатр
развития);
мини-консилиум, на котором
представлены позиции педагога, врача, психолога;
сбор всей команды Службы.
Методы работы. В работе Службы
используется комплекс методов, каждый из которых
выполняет определенные функции. В частности:
1) метод диагностического
анкетирования необходим для: анализа ситуации
развития ребенка, проявления родительского
запроса, оценки ресурсов ребенка и его окружения
для составления индивидуального плана помощи,
оценки эффективности комплекса оказанных услуг;
2) диагностическое анкетирование включает
в себя заполнение диагностических шкал,
применяемых в технологии «Раннее
вмешательство», анкет для родителей и
специалистов для оценки эффективности оказания
услуг;
3) метод наблюдения применяется
сотрудниками Службы как диагностический метод,
помогающий понять, что идет хорошо, а что плохо,
зафиксировать качественные изменения,
происходящие с клиентами;
4) метод включенного наблюдения позволяет
специалистам повысить эффективность
консультаций для родителей, собрать более полную
информацию для консилиума, корректировать
индивидуальный план помощи семье. Данный способ
применяется как во время работы интегрированных
групп, так и во время индивидуальных занятий;
5) метод планирования позволяет на
основе углубленной междисциплинарной оценки
поставить четкие цели и задачи помощи конкретной
семье, определить результаты, которых достиг
ребенок и семья, время их достижения, подобрать
совместно с родителями комплекс необходимых
услуг, определить режим получения помощи,
назначить ответственного за осуществление плана
специалиста. Все мероприятия по планированию
отражаются в индивидуальных планах помощи;
6) метод активного обучения (взаимообучения)
и проблематизации. Данный метод позволяет
специалистам и родителям целевой группы активно
расширять свои профессиональные и социальные
компетенции, устанавливать партнерские
отношения для объединения ресурсов с целью
нормализации жизни семьи. Используются активные
формы обучения как для специалистов проекта, так
и для родителей (развивающие занятия, тренинги,
супервизии, дискуссии, разборы клинических
случаев, мастер-классы);
7) метод активного информационного
воздействия используется для привлечения
клиентов, информирования родителей целевой
группы, специалистов и общественности об
эффективности ранней
психолого-медико-педагогической помощи детям с
тяжелыми нарушениями в развитии и их семьям,
дальнейшего распространения эффективных видов
помощи.
Также в работе Службы осуществляется
выпуск и распространение буклетов, учебных
фильмов и методических пособий для родителей и
специалистов, постановка проблемы социального
сиротства, предъявление позитивного опыта
комплексной помощи детям раннего возраста с
тяжелыми нарушениями в развитии и их семьям в
СМИ, на конференциях специалистов помогающих
профессий.
Приемы работы.
В деятельности специалистами Службы
используются приемы лечебной, коррекционной
педагогики, Монтессори-терапии, такие, как:
использование ярких, контрастных
игрушек, приятных на ощупь;
«пристраивание» к темпу, возможностям
ребенка на первом этапе с постепенной коррекцией
темпа деятельности;
ограничение стимулов (использование не
более трех стимулов за занятие);
подбор физиологических поз;
презентация и закрепление образцов
движений («рука в руке», использование стимулов,
вызывающих активный интерес у ребенка, от
простого к сложному);
организация рабочего пространства,
адекватного ситуации развития ребенка,
учитывающего те или иные ограничения
возможностей (расположение материалов на полу,
занятия на ковре, использование валика, ширмы,
стула «Няня», выбор адаптивного пространства);
использование ритуалов в занятии;
«Веди счет словам своим» (лаконизм в
использовании слов на занятии);
поощрение (похвала, ободрение,
демонстрация достижений, угощение и др.)
и прочие приемы, возникающие по
ситуации.
Критерии оценки деятельности.
При оценивании деятельности Службы нами
учитывается:
соответствие деятельности технологии
«Раннего вмешательства» (соответствие целям и
задачам, модели функционирования, принципам
подбора и работы команды специалистов, подходам
к помощи);
востребованность, регулярность в
получении услуг семьями, имеющими детей с
ограниченными возможностями;
сохранность контингента семей и
специалистов;
включение и принятие детей в
интегрированные группы ЦРР и другие дошкольные
учреждения г. Томска;
привлечение новых клиентов;
устойчивость партнерских отношений;
повышение профессионального уровня
специалистами службы;
развитие услуг.
Формы оценки деятельности. Основными
формами оценки деятельности Службы являются:
диагностика по шкалам;
внутренняя и внешняя супервизия;
анкетирование родителей и
специалистов;
индивидуальные планы помощи;
журналы учета (статистические таблицы);
видеонаблюдение;
ведение «Дневника родителя».
…В настоящее время педагогами «Службы
ранней помощи» осуществляется услуга —
педагогическое сопровождение детей-отказников,
находящихся на лечении в отделении патологии
новорожденных городской детской больницы № 1.
Услуга создана при поддержке Национального
фонда защиты детей от жестокого обращения и
Департамента по вопросам семьи и детей Томской
области в рамках областной целевой программы
«Дети Томской области».
Развитие услуг ранней помощи на базе ЦРР
Хобби-центра предполагает:
введение домашнего визитирования;
оценку и помощь в организации
домашнего развивающего пространства;
оказание регулярной методической помощи
специалистам г. Томска, Томской области, что
будет способствовать продвижению
психолого-педагогических и медико-социальных
услуг детям с тяжелыми нарушениями в развитии и
их семьям.