Мы обожаем
эстетику. Стараемся, чтобы в группах было
красиво, чтобы кубик к кубику лежал, книжечка к
книжечке, карандашик к карандашику.
Чтобы куколки красиво сидели — как на витрине
магазина.
Иной раз посмотришь — и правда: глаз не отвести.
Одна досада: придут дети и все испортят. Растащат
игрушки по углам, для своих муравьиных целей.
Разрушат с таким искусством созданный дизайн. И
сколько ни учи их класть игрушки на место, делают
они это неохотно и совсем не с тем совершенством,
которого требуют наши задумки по созданию
«развивающей среды». Так и хочется на них
цыкнуть: а ну, не трогать! Явились, разрушители!
Не трогать, не
портить… Может, и не смотреть? Какой в этом толк,
если нельзя эту красоту включить в свою игру?
Какой толк в изысканной сервировке стола, если
расставленные там блюда нельзя съесть?
А ведь украшение блюда служит единственной цели
— возбуждать аппетит. Не для того, чтобы слюна
текла, а чтобы блюдо было съедено.
Красиво оформленные витрины игрушечных
магазинов должны возбуждать «аппетит»
покупателя. Его фантазию: такая красивая игрушка!
Как обрадуется ей ребенок! Как интересно будет
ему играть!
Но вряд ли стоит
стремиться к тому, чтобы игровые уголки в детском
саду напоминали витрины магазинов. Может, это
способно порадовать взоры проверяющих. Но детям
сложный дизайн в игровой не нужен. Не нужны
готовые декорации и устойчивые композиции. Нужны
вещи, которые можно без трепета брать в руки и
превращать во что угодно, которые легко убирать и
которые не заставляют каждый раз заново
восстанавливать какую-то сложную композицию,
придуманную взрослыми «для красоты».
Психологи твердят и твердят о
предметах-заместителях, о том, что вещи в игровой
должны быть полифункциональными. О том, что надо
поощрять ситуации, в которых восковые овощи
превращаются в сокровища или в грузы из далеких
стран и складываются в кузов грузовика без
всякого почтения к их предназначению — быть
«товаром» в игрушечном магазине. А шприц из
набора «для игры в доктора» становится шпагой
или пистолетом.
Вот бы взять и объявить в детском саду конкурс на
лучший игровой уголок. Но не эстетику делать
ведущим критерием («Ах, как у вас тут красиво!»), а
психологические параметры: это удобно и
интересно для детей. Это позволяет всем
присутствующим в группе найти себе дело. Это не
навязывает тех или иных действий, а побуждает
придумывать сюжет игры.
И взгляните, как легко детям убирать после игры
игрушки. А вот уголки, где не очень объемные
постройки и самостоятельно созданные квартирки
для кукол можно сохранить до следующего дня. Не
для того, чтобы тешить эстетические чувства
взрослых, а для того чтобы возобновить игру.
И вообще — сделать все наоборот. Объявить
застывшую, «витринную» красоту педагогическим
врагом. Лакмусовой бумажкой на проверку истинной
педагогической работы. Приходишь в группу:
«Покажите-ка мне, дорогие воспитатели, следы
детской игры. Во что это у вас тут играли? А почему
порядок такой? Почему игрушки застыли на
полочках, как неживые?»
И приз давать тому, у кого беспорядка больше. И
кто — даром что взрослый! — совершенно
самостоятельно, без всякой подсказки со стороны
методической службы, додумался превратить шприц
в шпагу. Мало того — поразил ею Черного Рыцаря.