Бумажная варежка — и никак иначе
Кукольный театр, сделанный на основе
варежек, педагогам детских садов хорошо
известен. Но мы, как правило, используем варежки
тканевые или вязаные, с мордочками, заранее
выклеенными умелыми воспитателями или
родителями. И висят такие варежки на палочках в
уголке драматизации в тоскливом ожидании: когда
же кто-нибудь в сотый раз покажет с их помощью
сказку «Колобок»?
Сразу оговоримся: речь не об этих
варежках с их законченным совершенством.
Речь о бумажных куклах-рукавичках,
сделанных здесь и теперь из листа формата А4. И
относительная прочность такого материала в
данном случае оказывается достоинством. Конечно,
бумажная кукла недолговечна. Но вряд ли в задачу
входит хранить ее сто лет. Она может порваться. Но
при этом ее легко починить, легко переделать,
легко преобразовать — т.е. превратить злого в
доброго, а трусливого в смелого. А в этом — весь
тайный смысл, главная задача.
Бумажную куклу-рукавичку
пяти-шестилеткам под силу изготовить
самостоятельно. И в этом — дополнительная
прелесть предстоящего занятия.
В процессе изготовления куклы
подготовишки тренируют глаз и руку,
совершенствуются в графических навыках и умении
владеть ножницами. Но это не самое важное. А самое
важное в том, что дети способны создать очень
выразительные образы. И эти образы, как правило,
несут для понимающего специалиста
дополнительную диагностическую информацию —
являются косвенным отражением характера ребенка
или его сложностей. Ребенок с этим образом легко
сживается, с удобством «укрывается» за ним в
играх и инсценировках. Для педагога это —
прекрасная возможность «расковать» малыша,
помочь ему включиться в игру. Для психолога — еще
и лишний способ помочь ребенку избавиться от
стеснительности и страхов.
Самыми эффективными для решения таких задач
являются образы животных из русских народных
сказок — волк, лиса, заяц, медведь, собака, кошка.
Их характеры, как правило, сведены к нескольким
ярким, узнаваемым и понятным детям чертам. Более
того, в характерах самих детей очень часто можно
«опознать» волка, зайца, лису или медведя. И эти
звери одновременно являются символическим
выражением детских страхов.
Как сделать куклу-рукавичку
Варежка
Сложим альбомный лист так, чтобы
получились две неравные части — большая и
маленькая. «Так чтобы из большой части мог бы
получиться дом для медведя, а из маленькой —
домик для мышки».
После такой инструкции дети, как
правило, произвольно и правильно определяют
линию сгиба.
Разрезаем лист по линии сгиба. Из большей части
листа будем делать туловище будущей куклы, из
меньшей — детали.
Складываем большой кусок пополам —
короткая сторона к короткой стороне,
проглаживаем линию сгиба и ставим лист избушкой.
Стоит? Очень хорошо. На крыше «избушки», по линии
сгиба, делаем два надреза ножницами. Надрезы
должны быть примерно одинаковыми
(математическая точность совпадения не
требуется) и не очень маленькими. Они позволят
нам сделать сгибы с каждой стороны «избушки».
Получились четыре дорожки. По этим
дорожкам мы пустим гулять клеящий карандаш (им
легко пользоваться, и от такого клея бумага не
намокает). Промазываем не только сгибы-дорожки,
но и избушку-макушку.
Затем совмещаем проклеенные части и получаем
нужную нам варежку.
Это голова-тело будущей куклы. Правда,
голова человека и животных лишена острых углов.
(Чтобы в этом убедиться, можно провести маленькое
исследование-ощупывание собственной головы.)
Поэтому с помощью ножниц закруглим концы
получившейся формы.
Это унифицированная варежка для
изготовления всех кукол театра. Она надевается
на четыре пальца детской руки. Пятый, большой
палец придерживает варежку снаружи и позволяет
простым образом управлять куклой.
Детали позволяют нам превратить варежку в разных
животных.
Образ: Медведь
Предположим, мы решили сделать медведя.
Возьмем другую часть бумаги, сложим пополам и
разрежем по сгибу. Каждую половинку опять сложим
пополам. На одной нарисуем жирную запятую и
вырежем ее — это будущие передние лапы. Из другой
вырежем две широкие устойчивые задние лапы-ноги.
Из оставшихся обрезков произвольно
выкраиваем ушки, хвост и другие «украшения».
От того, как мы приклеим детали к
варежке, во многом зависит характер нашего
персонажа. Так, передние лапы (те, что из запятой)
можно приклеивать сзади — тогда медведь
получится неуклюжий, но устойчивый,
«разлапистый». А можно приклеить их спереди.
Такие лапы создают более подвижный характер
персонажа. И ими можно управлять во время игры —
заставить их немного двигаться.
Уши приклеиваются сзади. Их можно делать
больше или меньше (как того хочет ребенок), можно
делать остренькими или закругленными.
Особое удовольствие — делать хвостик.
Для хвостика вырезаем кружок. «Надкусываем»
кружок ножницами по краю, а потом «лохматим»
получившуюся бахрому пальцами — расчесываем
медвежий мех.
К теме меха нам еще придется вернуться. А
пока займемся медвежьей мордой — нарисуем
медведю глаза, нос, рот.
Тут инструкции педагога должны быть
лаконичными. В результате детские медведи
получатся разными и невероятно выразительными,
порой — напоминающими «хозяев».
Теперь завершим образ — с помощью карандашных
черточек изобразим шерсть, на морде волоски
будут подлиннее и погуще, в других местах —
пореже.
Можно еще и когти на лапах нарисовать.
Образ: Волк
И
волк, и заяц, и лиса делаются точно по такому же
принципу — собираются из бумажных деталей
наподобие конструктора. Отличаются куклы друг от
друга «накладными мордами», длиной ушей и
хвостов.
Но для создания образа волка можно использовать
еще один интересный прием.
Волк в представлении ребенка почти всегда связан
с агрессией. Это страшный образ. Он творит
безусловное зло, съедая Красную Шапочку, охотясь
за тремя поросятами. И маленькие дети в своих
рисунках всегда стараются изобразить его
безобразным. (Время, когда Страшного Волка
потеснит Волк-неудачник из «Ну, погоди!», еще
впереди.)
Можно предложить им эффектный способ изобразить
волчью шкуру. Для этого перед началом работы
лист, из которого будут вырезаться детали, нужно
раскрасить с помощью копирки: сложить концы
копирки вместе так, чтобы получился «мажущий»
кулек, и натереть им бумагу.
Этот способ раскрашивания для некоторых
детей обладает лечебными свойствами, помогает им
преодолеть страх перед поверхностью листа и
собственно изображением волка.
Игры с бумажными куклами
Куклы-рукавички можно использовать для
драматических игр (в том числе — для
импровизаций), для подвижных и словесных игр.
С их помощью, к примеру, можно развивать у ребенка
способность противостоять вербальной агрессии.
В первую очередь детской.
Фольклор сохранил для нас память о детской
жестокости в виде дразнилок.
Это сейчас они кажутся нам смешными — если не
связаны с нашим именем.
А вообще-то дети очень болезненно реагируют на
ситуации, когда их дразнят.
Фольклорные дразнилки, в силу времени утратившие
свою остроту, могут служить своеобразной
прививкой тому, кому нужно выстаивать в
словесных поединках.
Медведь, медведь! Научи меня реветь!
Возьмем куклу-медведя.
Водящий надевает куклу на руку и выходит на
середину. Остальные играющие по очереди подходят
к нему и произносят слова дразнилки:
Медведь, медведь!
Научи меня реветь.
Если не научишь,
По уху получишь.
Каждый
играющий сам решает, как ему проучить медведя:
дать ли ему по уху, по хвосту, по носу, по животу и
т.д.
Что ни возьми, звучит неприятно.
Задача водящего при этом стоять и не шевелиться.
Не подавать виду, что ему не нравятся
произносимые другими слова. Для этого нужно
дышать глубоко и ровно и стараться не думать о
том, кто дразнит.
А дразнящий не просто говорит. Он еще и
показывает, по какому месту получит незадачливый
«учитель». На бумажной кукле, конечно. И с
выполнением жесткого условия: нужно так
рассчитать движение, чтобы, показывая, не
коснуться названного места.
Если водящий шевельнулся, выдал свои чувства, его
место занимает дразнивший.
Это игра, и смена водящего в такой ситуации
кажется детям правомерной. Чуть ли не наградой
тому, кто «расколол» водящего. Но в таком условии
кроется некоторое взрослое «иезуитство»,
педагогическая хитрость: место-то опасно. И тому,
кто его занимает, придется испытывать не очень
приятные ощущения. Его ведь будут дразнить!
Дразнилка для волка
Серый
волк, серый волк!
Ты сейчас получишь в бок!
Хочу, чтоб ты мяукнул!
А я бы тебя стукнул.
Я тебя стукну
В глаз да в ухо!
(В нос да в ухо!
В живот да в ухо!)
Дразнилка для зайца
Заяц, заяц, трусоват!
Он боится всех подряд!
Научи меня скакать —
Иль тебе несдобровать.
За уши тебя схвачу
И тебя поколочу.
(За нос я тебя схвачу…
Я за хвост тебя схвачу…
Я за лапу ухвачу…)
Не очень приятные тексты. Так ведь
тяжело в ученье, легко в бою! Чему мы учим детей с
помощью дразнилок? Противостоять вербальной
агрессии себе подобных.
Продолжение следует