Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2009
Вы — психолог или педагог. Вы работаете с детьми. Вы должны наблюдать, общаться, помогать в решении проблем. К задачам, которые вы себе формулируете до встречи с детьми, в момент самой встречи прибавляются новые, иногда — предсказуемые, иногда — неожиданные.
По отношению к дошколятам и для психолога, и для педагога игры — универсальный способ решения задач. А игру всегда незаметно для ребенка можно «нагрузить» обучающим смыслом: малыш чему-нибудь научится — и даже не заметит, что учился. Этот смысл, как правило, рождается или проявляется прямо по ходу игры.
И хорошо бы оснастить психолога и педагога для таких игр — запланированных и спонтанных — каким-нибудь универсальным оборудованием: таким, чтобы за несколько минут почти из воздуха рождался необходимый предмет, а вместе с ним — множество разных возможностей для игровых действий и сюжетов.
О том, как это сделать, рассказывает Татьяна СМИРНОВА, педагог-психолог МГДД(Ю)Т, руководитель авторской программы «Игротерапия развития».

Варежкин театр или Игротерапия в бумажном кульке

Бумажная варежка — и никак иначе

Кукольный театр, сделанный на основе варежек, педагогам детских садов хорошо известен. Но мы, как правило, используем варежки тканевые или вязаные, с мордочками, заранее выклеенными умелыми воспитателями или родителями. И висят такие варежки на палочках в уголке драматизации в тоскливом ожидании: когда же кто-нибудь в сотый раз покажет с их помощью сказку «Колобок»?

Сразу оговоримся: речь не об этих варежках с их законченным совершенством.

Речь о бумажных куклах-рукавичках, сделанных здесь и теперь из листа формата А4. И относительная прочность такого материала в данном случае оказывается достоинством. Конечно, бумажная кукла недолговечна. Но вряд ли в задачу входит хранить ее сто лет. Она может порваться. Но при этом ее легко починить, легко переделать, легко преобразовать — т.е. превратить злого в доброго, а трусливого в смелого. А в этом — весь тайный смысл, главная задача.

Бумажную куклу-рукавичку пяти-шестилеткам под силу изготовить самостоятельно. И в этом — дополнительная прелесть предстоящего занятия.

В процессе изготовления куклы подготовишки тренируют глаз и руку, совершенствуются в графических навыках и умении владеть ножницами. Но это не самое важное. А самое важное в том, что дети способны создать очень выразительные образы. И эти образы, как правило, несут для понимающего специалиста дополнительную диагностическую информацию — являются косвенным отражением характера ребенка или его сложностей. Ребенок с этим образом легко сживается, с удобством «укрывается» за ним в играх и инсценировках. Для педагога это — прекрасная возможность «расковать» малыша, помочь ему включиться в игру. Для психолога — еще и лишний способ помочь ребенку избавиться от стеснительности и страхов.

Самыми эффективными для решения таких задач являются образы животных из русских народных сказок — волк, лиса, заяц, медведь, собака, кошка. Их характеры, как правило, сведены к нескольким ярким, узнаваемым и понятным детям чертам. Более того, в характерах самих детей очень часто можно «опознать» волка, зайца, лису или медведя. И эти звери одновременно являются символическим выражением детских страхов.

Как сделать куклу-рукавичку

Варежка

Сложим альбомный лист так, чтобы получились две неравные части — большая и маленькая. «Так чтобы из большой части мог бы получиться дом для медведя, а из маленькой — домик для мышки».

После такой инструкции дети, как правило, произвольно и правильно определяют линию сгиба.
Разрезаем лист по линии сгиба. Из большей части листа будем делать туловище будущей куклы, из меньшей — детали.

Складываем большой кусок пополам — короткая сторона к короткой стороне, проглаживаем линию сгиба и ставим лист избушкой. Стоит? Очень хорошо. На крыше «избушки», по линии сгиба, делаем два надреза ножницами. Надрезы должны быть примерно одинаковыми (математическая точность совпадения не требуется) и не очень маленькими. Они позволят нам сделать сгибы с каждой стороны «избушки».

Получились четыре дорожки. По этим дорожкам мы пустим гулять клеящий карандаш (им легко пользоваться, и от такого клея бумага не намокает). Промазываем не только сгибы-дорожки, но и избушку-макушку.
Затем совмещаем проклеенные части и получаем нужную нам варежку.

Это голова-тело будущей куклы. Правда, голова человека и животных лишена острых углов. (Чтобы в этом убедиться, можно провести маленькое исследование-ощупывание собственной головы.) Поэтому с помощью ножниц закруглим концы получившейся формы.

Это унифицированная варежка для изготовления всех кукол театра. Она надевается на четыре пальца детской руки. Пятый, большой палец придерживает варежку снаружи и позволяет простым образом управлять куклой.
Детали позволяют нам превратить варежку в разных животных.


Образ: Медведь

Предположим, мы решили сделать медведя.
Возьмем другую часть бумаги, сложим пополам и разрежем по сгибу. Каждую половинку опять сложим пополам. На одной нарисуем жирную запятую и вырежем ее — это будущие передние лапы. Из другой вырежем две широкие устойчивые задние лапы-ноги.

Из оставшихся обрезков произвольно выкраиваем ушки, хвост и другие «украшения».

От того, как мы приклеим детали к варежке, во многом зависит характер нашего персонажа. Так, передние лапы (те, что из запятой) можно приклеивать сзади — тогда медведь получится неуклюжий, но устойчивый, «разлапистый». А можно приклеить их спереди. Такие лапы создают более подвижный характер персонажа. И ими можно управлять во время игры — заставить их немного двигаться.

Уши приклеиваются сзади. Их можно делать больше или меньше (как того хочет ребенок), можно делать остренькими или закругленными.



Особое удовольствие — делать хвостик.
Для хвостика вырезаем кружок. «Надкусываем» кружок ножницами по краю, а потом «лохматим» получившуюся бахрому пальцами — расчесываем медвежий мех.

К теме меха нам еще придется вернуться. А пока займемся медвежьей мордой — нарисуем медведю глаза, нос, рот.

Тут инструкции педагога должны быть лаконичными. В результате детские медведи получатся разными и невероятно выразительными, порой — напоминающими «хозяев».
Теперь завершим образ — с помощью карандашных черточек изобразим шерсть, на морде волоски будут подлиннее и погуще, в других местах — пореже.
Можно еще и когти на лапах нарисовать.

Образ: Волк

И волк, и заяц, и лиса делаются точно по такому же принципу — собираются из бумажных деталей наподобие конструктора. Отличаются куклы друг от друга «накладными мордами», длиной ушей и хвостов.
Но для создания образа волка можно использовать еще один интересный прием.
Волк в представлении ребенка почти всегда связан с агрессией. Это страшный образ. Он творит безусловное зло, съедая Красную Шапочку, охотясь за тремя поросятами. И маленькие дети в своих рисунках всегда стараются изобразить его безобразным. (Время, когда Страшного Волка потеснит Волк-неудачник из «Ну, погоди!», еще впереди.)
Можно предложить им эффектный способ изобразить волчью шкуру. Для этого перед началом работы лист, из которого будут вырезаться детали, нужно раскрасить с помощью копирки: сложить концы копирки вместе так, чтобы получился «мажущий» кулек, и натереть им бумагу.

Этот способ раскрашивания для некоторых детей обладает лечебными свойствами, помогает им преодолеть страх перед поверхностью листа и собственно изображением волка.

Игры с бумажными куклами

Куклы-рукавички можно использовать для драматических игр (в том числе — для импровизаций), для подвижных и словесных игр.
С их помощью, к примеру, можно развивать у ребенка способность противостоять вербальной агрессии. В первую очередь детской.
Фольклор сохранил для нас память о детской жестокости в виде дразнилок.
Это сейчас они кажутся нам смешными — если не связаны с нашим именем.
А вообще-то дети очень болезненно реагируют на ситуации, когда их дразнят.
Фольклорные дразнилки, в силу времени утратившие свою остроту, могут служить своеобразной прививкой тому, кому нужно выстаивать в словесных поединках.

Медведь, медведь! Научи меня реветь!

Возьмем куклу-медведя.
Водящий надевает куклу на руку и выходит на середину. Остальные играющие по очереди подходят к нему и произносят слова дразнилки:

Медведь, медведь!
Научи меня реветь.
Если не научишь,
По уху получишь.

Каждый играющий сам решает, как ему проучить медведя: дать ли ему по уху, по хвосту, по носу, по животу и т.д.
Что ни возьми, звучит неприятно.
Задача водящего при этом стоять и не шевелиться. Не подавать виду, что ему не нравятся произносимые другими слова. Для этого нужно дышать глубоко и ровно и стараться не думать о том, кто дразнит.
А дразнящий не просто говорит. Он еще и показывает, по какому месту получит незадачливый «учитель». На бумажной кукле, конечно. И с выполнением жесткого условия: нужно так рассчитать движение, чтобы, показывая, не коснуться названного места.
Если водящий шевельнулся, выдал свои чувства, его место занимает дразнивший.
Это игра, и смена водящего в такой ситуации кажется детям правомерной. Чуть ли не наградой тому, кто «расколол» водящего. Но в таком условии кроется некоторое взрослое «иезуитство», педагогическая хитрость: место-то опасно. И тому, кто его занимает, придется испытывать не очень приятные ощущения. Его ведь будут дразнить!

Дразнилка для волка

Серый волк, серый волк!
Ты сейчас получишь в бок!
Хочу, чтоб ты мяукнул!
А я бы тебя стукнул.
Я тебя стукну
В глаз да в ухо!
(В нос да в ухо!
В живот да в ухо!)

Дразнилка для зайца

Заяц, заяц, трусоват!
Он боится всех подряд!
Научи меня скакать —
Иль тебе несдобровать.
За уши тебя схвачу
И тебя поколочу.
(За нос я тебя схвачу…
Я за хвост тебя схвачу…
Я за лапу ухвачу…)

Не очень приятные тексты. Так ведь тяжело в ученье, легко в бою! Чему мы учим детей с помощью дразнилок? Противостоять вербальной агрессии себе подобных.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru