В ряду имен, которые мы «открыли» для
себя благодаря «проклятым девяностым», — имя
Сабины Шпильрейн. Сабину Шпильрейн в современном
научном мире называют «выдающимся
психоаналитиком», предвосхитившим в своих
работах многие идеи психоанализа. Получившая
самое блестящее образование, возможное для
девочки из еврейской семьи в дореволюционной
России, девятнадцатилетняя Сабина отправляется
в Швейцарию. Это единственная европейская страна
(и единственная страна во всем мире), где женщины
в конце XIX — начале ХХ века могут получить высшее
образование.
Но судьба Сабины выстраивается
непросто. Девушка серьезно заболевает —
психической болезнью. И эта болезнь определяет
ее дальнейшую судьбу, но не как больного
человека, а как ученого и общественного деятеля.
За лечение Сабины берется никому тогда не
известный, увлеченный психоанализом молодой
доктор Карл Густав Юнг — и добивается серьезных
успехов. Правда, лечение не уложилось в принятые
психоанализом методы: между Юнгом и Шпильрейн
развиваются отношения, которые станут притчей во
языцех для всего Цюриха, а впоследствии —
основой для сюжетов романов и кинофильмов.
Тем не менее Сабина излечилась (от
истерии — не от своей любви к Юнгу), получила
степень доктора медицинских наук, стала серьезно
заниматься психоанализом и сделалась
сподвижницей Фрейда.
Но для нас ее имя значимо прежде всего
потому, что оно числится среди сотрудников
первого и единственного российского дошкольного
учреждения, основанного на принципах
психоанализа.
Как мы теперь знаем, в официальных
бумагах этот детский сад назывался Детским домом
— лабораторией «Международная солидарность»,
существовал при Государственном
психоаналитическом институте, и Сабина
Шпильрейн, вернувшаяся в Россию с началом Первой
мировой войны, действительно была одним из его
научных сотрудников.
Как преданный своему делу и
последовательный ученый, она разделила судьбу
психоанализа в России. После закрытия
Дома-лаборатории и разгрома русского
психоаналитического общества Сабина
возвращается на родину, в Ростов-на-Дону, где
ведет тихую, бедную, трудную и неприметную жизнь.
Она работает на полставки в детской ростовской
больнице, предположительно преподает в
Ростовском университете.
В 1937 году три брата Сабины, выдающиеся
ученые (Ян был математиком,
членом-корреспондентом АН СССР, Исаак —
психологом, профессором, основавшим и
возглавившим Психотехническое общество СССР,
Эмиль — биологом, доцентом и деканом биофака
Ростовского университета), арестованы и
расстреляны по обвинению в диверсионной
деятельности. Скоро от инфаркта умирает и ее муж,
Павел Штефтель. (Существует мнение, что он
покончил жизнь самоубийством.) Сама Сабина в
период сталинских репрессий чудом уцелела. Она
погибла в 1942 году. После оккупации
Ростова-на-Дону гитлеровцы незамедлительно
приступили к осуществлению плана по ликвидации
«неполноценных рас».
Сабина, вероятно, могла бы спастись.
Эвакуироваться из города до его захвата. Но она
отказывалась верить, что немцы способны
совершить то, что о них рассказывают. Ведь немцы
были культурнейшей нацией Европы. На их языке,
которым Сабина владела в совершенстве, были
созданы великие художественные произведения,
писали свои работы психоаналитики. В августе
сорок второго, вместе с тысячами ростовчан,
Сабина Шпильрейн и две ее дочери расстреляны на
окраине Ростова, в Змиевской балке.
В 2002 году на доме, где она жила, появилась
мемориальная доска. Но стены запущенного
подъезда, как рассказывают очевидцы, разрисованы
свеженькими свастиками.
В 2008 году Издательский дом «ERGO» выпустил
в свет книгу психоаналитических трудов Сабины
Шпильрейн, написанных на английском, немецком и
французском языках. В частности, в нем много
статей, посвященных детскому психоанализу:
«Возникновение детских слов папа и мама»,
«Мыслительный процесс у ребенка двух с половиной
лет», «Детские рисунки при открытых и закрытых
глазах» и другие.
Кроме неожиданного взгляда на ребенка и
его психику, психоанализ призывает нас к
бережному и гуманному отношению к человеку в
начале жизни. Самая главная его заповедь — не
сломать, не повредить «Я» ребенка. Помним ли мы об
этом? Может, и помним. Но — не умеем.
Написано с использованием материалов
статьи Игоря Ваганова. http://drugie.here.ru/achtung/spielrein.htm