Продолжение.
Начало см. № 15/2009
Варежка-автобус
Для изготовления варежки-автобуса нам
понадобится один лист нетолстой бумаги формата
А4 и четыре маленьких заранее заготовленных
листочка. Можно использовать готовые маленькие
листочки из набора стикеров. В некоторых случаях
можно предложить детям самостоятельно нарезать
маленькие листочки из второго листа формата А4.
Изготавливаем варежку
Лист бумаги складываем пополам так,
чтобы короткие стороны его совместились, и
«утюжим» ноготочком сгиб. (Дети повторяют это
действие за педагогом. Если они уже знакомы с
приемами складывания бумаги, достаточно
словесной инструкции.)
Педагог может дать детям образную инструкцию:
«Нужно сделать из листочка крышу. Крыша должна
быть ровной и не протекать».
У листа со стороны сгиба под любым углом
отрезаем один уголок. Эта операция дает нам
возможность отвлечься «на посторонние забавы»:
развернуть лист с отрезанным углом и
полюбоваться на получившуюся фигуру. Чем не
рубашка? Можно даже «примерить» ее на себя,
повертеть головой, пощекотать горлышко «вырезом
ворота».
Затем кладем лист перед собой «воротом»
вверх, сгибом к поверхности.
Теперь требуется с правой или с левой стороны
«рубашки» отогнуть дорожки — будущие клеевые
линии. Детям так и говорим: «Нужно сделать
дорожки, по которым побежит клей».
В зависимости от задач делаем дорожку с помощью
линейки и карандаша (отмеряем и чертим по
линейке) или «на глаз» (ставим перед ребенком
задачу с обеих сторон отогнуть одинаковые
дорожки примерно с палец шириной).
Дорожки готовы.
Теперь нужно пройтись по «рубашке»
клеящим карандашом. (Клеящий карандаш в данном
случае предпочтительней другого клея: он не
растекается и почти не пахнет, а бумага при
соприкосновении с ним не промокает.) Карандаш
стартует внизу одной из дорожек, бежит вверх,
затем — под углом вправо (в гору), добирается до
вершины и скользит под углом влево (с горы),
добрался до нижней точки — снова полез вверх,
опять вниз под углом (с горки), и снова — вниз, по
прямой. Можно двигаться справа налево.
Можно
предложить детям до того, как они взялись за
клеящий карандаш, проследить маршрут пальцем — и
со вкусом проговорить все «вверх» и «вниз»:
двигаемся вверх по прямой линии, рисуем ломаную
линию — раз вершина, два вершина, — двигаемся
вниз по прямой линии.
После того как клеящий карандаш погулял по краю
нашей рубашки и смазал дорожки и края углов,
осторожно возьмемся за дорожки и позволим им
встретиться, склеиться друг с другом. После этого
как следует прижмем друг к другу «горы».
Пройдемся пальчиком по краям сложенного листа.
Рубашка превратилась в варежку.
Сядем рядком — поговорим ладком
Прежде чем мы приступим к дальнейшим
превращениям, варежка должна подсохнуть. Вот она
— прямо перед нами. Время от времени мы можем
краешком глаза на нее поглядывать: не убежала ли,
как Колобок? Не похитил ли ее баловник-Ветер? Нет,
все в порядке.
Значит, мы можем спокойно беседовать. О чем? О
транспорте.
Захотелось человеку из этого конца города
попасть в другой. Что он предпримет? А если нужно
попасть в какой-нибудь далекий город? В другую
страну? Как человек может перемещаться? Он на
чем-нибудь поедет, на каком-нибудь виде
транспорта. Что такое «транспорт»?
Это машины, трамваи, троллейбусы, автобусы. Это
поезда и самолеты, вертолеты и корабли.
И велосипеды, между прочим. Хороший вид
транспорта, ведь они не загрязняют воздух и места
занимают гораздо меньше, чем машины.
Можно между делом сыграть в игру «Хорошо —
плохо» вокруг велосипеда и автомобиля. Что лучше?
Удобнее? Безопаснее?
Можно разделиться на две команды — по два-три
человека. Одна команда хвалит велосипед, другая
— автомобиль.
Но можно и не пускаться в длинные дискуссии,
отложить их до другого раза.
Зато надо непременно обсудить, что многие виды
транспорта (за исключением ракеты и водного
транспорта) имеют колеса — большие или
маленькие. Какие виды колесного транспорта могут
назвать дети?
Сколько колес у автомобиля? А у автобуса? Столько
же. А именно — четыре.
Четыре — это сколько? Самое время показать на
пальцах, причем — разными способами: четыре —
это один и три, три и один, а еще — два и два.
Вот это нам и нужно. У автобуса два колеса сзади и
два колеса спереди. А если смотреть по-другому —
два колеса слева и два колеса справа.
Какой формы колеса? Почему колеса не могут быть
ни треугольными, ни квадратными? Потому что углы
не позволят им катиться. А как колеса должны быть
расположены?
Во-первых, два передних колеса должны
быть на одном уровне. И два задних колеса — тоже.
Иначе машина не сможет ехать прямо.
А могут ли колеса располагаться вот так? (Демонстрируется
образец с неправильно наклеенными колесами.)
Нет, не может. Так колеса не смогут крутиться. А
так? Тоже не могут. Как они будут крепиться к
корпусу автобуса или автомобиля?
Нам очень важно это понять, потому что сейчас мы
перейдем к изготовлению колес. Ведь варежка уже
высохла.
Сосчитаем до десяти и убедимся в этом — примерим
варежку на руку.
Делаем колеса
Колеса круглые. Значит, нам понадобятся
круги.
В зависимости от подготовленности детей, от
имеющегося времени и поставленных задач можно
использовать заранее заготовленные колеса (дети
маленькие, еще плохо владеют ножницами) или
листочки для вырезания колес. Можно использовать
для этого цветную бумагу (приклеил цветные
колеса — и автобус заиграл, приукрасился) или
белую бумагу (позволяет раскрашивать колеса,
уточнять их конструкцию — наличие шин, осей и
т.п.).
Вырезаем колеса сами.
Вариант
первый
Берем четыре листочка из набора
стикеров. На один листочек ставим стаканчик с
круглым донышком и обводим его. Затем складываем
четыре листочка в ровную стопочку, придерживаем
большим пальцем левой руки стопочку за центр
нарисованного круга и вырезаем — быстро, ловко,
ровно, так, чтобы все четыре колеса были
одинаковыми.
Вариант
второй
Берем лист бумаги формата А4, складываем
в четыре раза, рисуем на верхней стороне кружок и
вырезаем сразу четыре круга.
Затем приклеиваем колеса к варежке — не высоко,
не низко, а так, чтобы серединка колеса
совместилась с краем варежки. Да еще так, чтобы
два задних колеса и два передних оказались на
одной линии.
Колеса-головоломки
Как уже говорилось, для изготовления
колес можно использовать цветную бумагу. Но
лучше — белую: ее можно раскрашивать. Например,
обозначить и раскрасить шины.
У колес из тонкой бумаги есть один недостаток:
они слишком мягкие.
Чтобы придать конструкции жесткость, нужно
укрепить колеса за счет дополнительных
половинок, выступающих под корпусом. (То есть мы
опять берем маленькие листочки, вырезаем два
круга и разрезаем их пополам.)
В некоторых случаях можно предложить детям
головоломку.
Раздаются готовые колеса с нанесенным на них
несложным узором. Ребенок должен внимательно
рассмотреть узор, запомнить его и на обратной
половинке колеса сделать нечто похожее из
деталей цветной бумаги.
Продолжение следует