Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2009

По традиции учебный год в школах нашей страны начинается Уроком Мира. В детских садах начало учебного года лишь условно привязано к 1 сентября. Дошколята, как правило, собираются в полном составе в своих группах к середине, а то и к концу месяца: родители малышей пользуются оставшимися до школьного обучения двумя-тремя годами, чтобы съездить в отпуск, когда основной поток отдыхающих двинется в обратном направлении. Тем не менее тема «воспитания в духе мира» является для дошкольного образования важной и сложной.
Возможно, идеи зарубежных коллег покажутся вам интересными, побудят к собственному поиску и к созданию новых педагогических проектов.

За знаниями — по миру

Воспитание в духе мира

История идеи

Педагогическое направление «Воспитание в духе мира» возникло в 60-х годах в ФРГ и распространилось по всему миру.
В рамках одного из международных проектов Всемирной организации по дошкольному воспитанию (омер) по инициативе польского национального комитета в 1982 г. было проведено анкетирование по проблеме «Воспитание дошкольников в духе мира». Материалы, присланные из 17 стран, были обобщены и представлены в комитет международных программ омер.

В материалах указываются пять основных направлений педагогического воздействия, направленного на воспитание детей в духе мира:

— формирование позитивного и дружественного отношения к окружающему;
— развитие самостоятельности и обучение взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми);
— воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогу (диалогическому общению);
— пробуждение чувства национальной принадлежности;
— воспитание международной солидарности.

Условия, необходимые для воспитания в духе мира

Для реализации этих основных направлений педагогической работы методы дошкольного воспитания должны базироваться на доверии между воспитателем и ребенком, на взаимоприятии и доброжелательности. При этом дети не должны быть только потребителями внимания и заботы, которыми окружают их взрослые, они должны хотеть и уметь помогать и доставлять радость другим.
Основными условиями, обеспечивающими формирование позитивного отношения ребенка к миру, являются:

— организация гармоничного образа жизни, формирование детского коллектива, в котором налажены межличностные контакты между детьми и между каждым ребенком и воспитателем;
— организация достаточно широкого пространства, позволяющего детям легко и свободно перемещаться и создавать различные «микроклиматы», уютно обставленные и комфортно организованные пространства для делового общения; особое значение имеет доступ к природе, инициирование самостоятельного экспериментирования и проявления индивидуальности.

По мнению многих педагогов и психологов, соревнование как педагогический прием недопустимо в связи с особенностями возрастного развития и негативными результатами соперничества между детьми как для победителя (чувство превосходства), так и для побежденного (чувство обиды, зависти и даже агрессивность).
Социально негативный или позитивный характер воздействия детей-лидеров зависит от того, на чем их поведение основано: на стремлении к власти, к эксплуатации в различных формах более слабых либо на особых организаторских способностях и дружеском отношении к другим.
В современной дошкольной педагогике основной задачей является осознание ребенком своего собственного «Я» и формирование умения управлять своим поведением. Дошкольное учреждение может и должно стать школой мирного сосуществования и демократического делового сотрудничества, развития ответственности ребенка за собственное поведение и выполнение обязанностей, возложенных на него группой детей или взрослым.

Полученные материалы из разных стран содержат педагогические и психологические доказательства необходимости исключения принуждения ребенка как воспитательной меры. Однако, к сожалению, все еще часто встречаются случаи жестокого обращения с ребенком в детском саду и семье. К самым опасным источникам, распространяющим примеры жестокости и насилия, отнесено телевидение, возрастающее влияние которого затрагивает и жизнь ребенка.
Подчеркивается необходимость наличия в дошкольном воспитании множественности моделей поведения, обеспечивающих право быть иным.
Важной задачей является формирование у ребенка установки на поиск новых целей и новых решений, благоприятствующих диалогу с партнером. Поиск и экспериментирование признаются основной привилегией детства.

Одним из важнейших факторов, препятствующих формированию у детей агрессивной установки как защитного механизма против всякого рода детского страха, является чувство безопасности, защищенности, принадлежности к определенной социальной группе: семье, друзьям, нации. При этом для детей, как и для взрослых, не может быть культур высших и низших; предлагаемая меньшинствам помощь, способствующая уничтожению их самобытности и приводящая к унификации, не должна приниматься. Каждая нация, сохраняя свои особенности, одновременно обогащает сокровищницу общечеловеческих ценностей.

Развитие чувства национальной принадлежности должно формироваться на фоне приобщения к культуре других народов и уважения к ней. И обучение в дошкольных учреждениях и школах иностранным языкам также должно способствовать решению этих задач.
Главными принципами мирных взаимоотношений между людьми представители разных стран считают: а) любовь и уважение к ближнему, искренность сопереживания, приветливость и понимание; умение помогать нуждающимся в этом людям; б) соблюдение справедливости, принятых в обществе моральных норм, противодействие злу без проявления агрессивности; в) чувство солидарности и ответственности по отношению к другим.

Акции в системе воспитания в духе мира

В ряде стран, кроме целенаправленной систематической работы по воспитанию у детей умения и желания жить в духе мира, особое внимание уделяется проведению всяческого рода акций.
Так, например, в Японии дети под Рождество приносят в детский сад свои копилки, куда они в течение года бросали мелкие монеты, чтобы послать собранные деньги в зарубежные благотворительные организации; или дети вместе с воспитателем пишут обращения в адрес международных мирных конференций с просьбой запретить войну и т.п. В Швеции в заранее назначенный день на площадях и улицах дети вместе со взрослыми собирают военные игрушки (пистолеты, танки, ружья и т.п.) и сжигают их.

Остановимся несколько подробнее на особой роли военной игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных прежде всего с деятельностью Международной ассоциации в защиту права ребенка на игру (IPA), которая руководит проведением национальных акций через своих членов в более чем сорока странах, осуществляет обмен мнениями и предлагает новые решения. По результатам работы, проведенной во многих странах, ООН еще в 1987 г. присвоила IPA звание «посланец мира».
Отношение IPA к военным игрушкам было выражено в декларации, которая требовала прекращения их производства и продажи, а также игр с применением насилия и разрушения.
В книге одного из президентов IPA Ника Нильссона «Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался ряд проблем, связанных с военными играми.
Н.Нильссон пытается дать определение военным игрушкам и относит к ним любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем применения насилия и которые могут быть предназначены для нанесения ранений или убийств.
Исходя из этого, автор выстраивает определенную классификацию военных игрушек:

— игрушки, имитирующие оружие (ружья, автоматы, револьверы, пистолеты, гранаты, бомбы и т.д.);
— конструкторы для изготовления моделей танков, пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;
— игрушки, имитирующие боевые машины;
— солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий;
— электронные и компьютерные игры соответствующей тематики (войны и/или насилия).

Тема для дискуссии

НАДО ЛИ ЛОМАТЬ ВОЕННЫЕ ИГРУШКИ?

Несколько лет назад в России прошла первая акция по уничтожению военной игрушки. Говорят, ее придумали в 1988 г. за рубежом, выбрали специальный день — 7 сентября — и назвали «Международным днем уничтожения военной игрушки». Это мероприятие проходит во многих странах мира.

Одними из первых зачинателей акции в Москве в конце 90-х были известный детский писатель Григорий Остер и журналисты из журнала «Огонек».

Интернет пестрит сообщениями от 2006, 2007, 2008 годов: в разных городах России (Липецке, Омске, Перми, Екатеринбурге и других) по инициативе различных партий и общественных организаций дети приносят в условное место военные игрушки и ломают их. В лучшем случае — обменивают на сладости и плюшевые игрушки, а игрушки чуть позже уничтожают взрослые — каким-нибудь другим, непубличным способом.

Уважаемые читатели!
Просим вас обсудить эту инициативу в своем педагогическом коллективе, с родителями своих воспитанников.  Нам очень интересно узнать ваше мнение об этом.
Редакция

Ссылаясь на документы канадского совета IPA, H.Нильссон делает следующие выводы:

— военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, а не кооперативные и креативные способы поведения;
— в игре с военными игрушками дети приобретают опыт деструктивного поведения;
— военные игрушки учат детей воспринимать войну как игру, интересное приключение, где можно убивать, а насилие — как приемлемый способ разрешения проблем и конфликтов;
— дети, играющие с военными игрушками или видеоиграми, а также регулярно смотрящие телевизор, имеют тенденцию к восприятию мира более угрожающим, чем он есть на самом деле, и более склонны принимать решения с позиции силы.

В ряде стран проводились специальные исследования по изучению влияния военных игрушек на детскую игру. Так, доктор Ч.Тендер, психолог из университета в Солт-Лейк-Сити, наблюдал за игрой детей четырех-пяти лет с обычными игрушками и игрушками военного типа. Было обнаружено, что во время игры с военными игрушками у детей значительно увеличивалось агрессивное и антисоциальное поведение. Вместе с тем, как заметил Ч.Тендер, когда дети играли в самодельные военные игрушки, они не проявляли того антисоциального поведения, которое наблюдалось в игре с фабричными игрушками.

Однако другой исследователь (профессор психологии Л.Берковиц) показал, что даже самодельные ружья вызывают у детей агрессивное поведение, особенно у тех, кто к этому расположен. По его мнению, многие дети ассоциируют оружие с насилием, приводящим к вознаграждению. И это идет прежде всего от телевидения и комиксов.

Многие исследователи признают привлекательность военных игрушек, которую они связывают с тем, что они придают ребенку силу и являются средством уравнивания в правах. При этом большинство исследователей понимают, что если от детей убрать военные игрушки, они все равно будут играть в войну, используя, например, карандаш в качестве пистолета и произнося «пиф-паф». Но затем карандаш может использоваться по назначению (для рисования и др.), а игрушечный пистолет в другой функции детьми не используется.

Никто не предполагает, что ребенок, играющий с военными игрушками, станет солдатом. Однако их использование в играх может внушить детям мысль, что решать конфликты при помощи насилия и оружия — это основной и правильный способ.

В свете выработанного отношения к военным игрушкам IPA предлагает ряд мер для дальнейшей деятельности. К основным из них относятся следующие:

— вынести вопрос о военных игрушках на обсуждение парламентов всех стран;
— проводить соответствующую работу с воспитателями, родителями и учителями;
— убеждать представителей торговли в пагубном влиянии военных игрушек на воспитание детей;
— в каждой стране в детских садах, школах, микрорайонах и т.п. необходимо создавать «зоны, свободные от игрушечного оружия»;
— воспитание в духе мира должно включать широкий спектр вопросов мира, свободы, прав человека, а его составляющими должны стать: знание, чувство, действие;
— организация гласных акций бойкота, создание сети агентов по обмену военной игрушки на игрушку «дружелюбного» характера, работа с прессой и средствами массовой информации и др.

Такая планомерная борьба с военной игрушкой, с играми, инициирующими проявление агрессии и насилия, несомненно, может принести определенные результаты. Однако их явно недостаточно для переориентации детской игры на мирную тематику, поскольку военные сюжеты провоцируются не только игрушками, но и реально существующими конфликтами, разрешающимися немирными средствам. Дети играют в то, что они видят в окружающей жизни и на экране телевизора.

Но именно в наше время, когда военные конфликты и насилие распространяются по всей Земле, усиливается агрессивность людей, особенно значимой становится глубокая, комплексная и систематическая работа с детьми по воспитанию их в духе мира. Эта проблема актуальна и для нашей страны.

Рейтинг@Mail.ru