Воспитание в духе мира
История идеи
Педагогическое
направление «Воспитание в духе мира» возникло в
60-х годах в ФРГ и распространилось по всему миру.
В рамках одного из международных проектов
Всемирной организации по дошкольному воспитанию
(омер) по инициативе польского национального
комитета в 1982 г. было проведено анкетирование
по проблеме «Воспитание дошкольников в духе
мира». Материалы, присланные из 17 стран, были
обобщены и представлены в комитет международных
программ омер.
В материалах указываются пять основных
направлений педагогического воздействия,
направленного на воспитание детей в духе мира:
— формирование позитивного и
дружественного отношения к окружающему;
— развитие самостоятельности и обучение
взаимодействию с другими людьми (детьми и
взрослыми);
— воспитание в духе плюрализма и подготовка к
диалогу (диалогическому общению);
— пробуждение чувства национальной
принадлежности;
— воспитание международной солидарности.
Условия, необходимые для воспитания в
духе мира
Для реализации этих
основных направлений педагогической работы
методы дошкольного воспитания должны
базироваться на доверии между воспитателем и
ребенком, на взаимоприятии и доброжелательности.
При этом дети не должны быть только
потребителями внимания и заботы, которыми
окружают их взрослые, они должны хотеть и уметь
помогать и доставлять радость другим.
Основными условиями, обеспечивающими
формирование позитивного отношения ребенка к
миру, являются:
— организация гармоничного образа
жизни, формирование детского коллектива, в
котором налажены межличностные контакты между
детьми и между каждым ребенком и воспитателем;
— организация достаточно широкого пространства,
позволяющего детям легко и свободно
перемещаться и создавать различные
«микроклиматы», уютно обставленные и комфортно
организованные пространства для делового
общения; особое значение имеет доступ к природе,
инициирование самостоятельного
экспериментирования и проявления
индивидуальности.
По мнению многих
педагогов и психологов, соревнование как
педагогический прием недопустимо в связи с
особенностями возрастного развития и
негативными результатами соперничества между
детьми как для победителя (чувство
превосходства), так и для побежденного (чувство
обиды, зависти и даже агрессивность).
Социально негативный или позитивный характер
воздействия детей-лидеров зависит от того, на чем
их поведение основано: на стремлении к власти, к
эксплуатации в различных формах более слабых
либо на особых организаторских способностях и
дружеском отношении к другим.
В современной дошкольной педагогике основной
задачей является осознание ребенком своего
собственного «Я» и формирование умения
управлять своим поведением. Дошкольное
учреждение может и должно стать школой мирного
сосуществования и демократического делового
сотрудничества, развития ответственности
ребенка за собственное поведение и выполнение
обязанностей, возложенных на него группой детей
или взрослым.
Полученные
материалы из разных стран содержат
педагогические и психологические
доказательства необходимости исключения
принуждения ребенка как воспитательной меры.
Однако, к сожалению, все еще часто встречаются
случаи жестокого обращения с ребенком в детском
саду и семье. К самым опасным источникам,
распространяющим примеры жестокости и насилия,
отнесено телевидение, возрастающее влияние
которого затрагивает и жизнь ребенка.
Подчеркивается необходимость наличия в
дошкольном воспитании множественности моделей
поведения, обеспечивающих право быть иным.
Важной задачей является формирование у ребенка
установки на поиск новых целей и новых решений,
благоприятствующих диалогу с партнером. Поиск и
экспериментирование признаются основной
привилегией детства.
Одним из важнейших
факторов, препятствующих формированию у детей
агрессивной установки как защитного механизма
против всякого рода детского страха, является чувство
безопасности, защищенности, принадлежности к
определенной социальной группе: семье,
друзьям, нации. При этом для детей, как и для
взрослых, не может быть культур высших и низших;
предлагаемая меньшинствам помощь,
способствующая уничтожению их самобытности и
приводящая к унификации, не должна приниматься.
Каждая нация, сохраняя свои особенности,
одновременно обогащает сокровищницу
общечеловеческих ценностей.
Развитие чувства
национальной принадлежности должно
формироваться на фоне приобщения к культуре
других народов и уважения к ней. И обучение в
дошкольных учреждениях и школах иностранным
языкам также должно способствовать решению этих
задач.
Главными принципами мирных взаимоотношений
между людьми представители разных стран считают:
а) любовь и уважение к ближнему, искренность
сопереживания, приветливость и понимание; умение
помогать нуждающимся в этом людям; б) соблюдение
справедливости, принятых в обществе моральных
норм, противодействие злу без проявления
агрессивности; в) чувство солидарности и
ответственности по отношению к другим.
Акции в системе воспитания в духе мира
В ряде стран, кроме целенаправленной
систематической работы по воспитанию у детей
умения и желания жить в духе мира, особое
внимание уделяется проведению всяческого рода
акций.
Так, например, в Японии дети под Рождество
приносят в детский сад свои копилки, куда они в
течение года бросали мелкие монеты, чтобы
послать собранные деньги в зарубежные
благотворительные организации; или дети вместе с
воспитателем пишут обращения в адрес
международных мирных конференций с просьбой
запретить войну и т.п. В Швеции в заранее
назначенный день на площадях и улицах дети
вместе со взрослыми собирают военные игрушки
(пистолеты, танки, ружья и т.п.) и сжигают их.
Остановимся
несколько подробнее на особой роли военной
игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных
прежде всего с деятельностью Международной
ассоциации в защиту права ребенка на игру (IPA),
которая руководит проведением национальных
акций через своих членов в более чем сорока
странах, осуществляет обмен мнениями и
предлагает новые решения. По результатам работы,
проведенной во многих странах, ООН еще в 1987 г.
присвоила IPA звание «посланец мира».
Отношение IPA к военным игрушкам было выражено в
декларации, которая требовала прекращения их
производства и продажи, а также игр с применением
насилия и разрушения.
В книге одного из президентов IPA Ника Нильссона
«Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался
ряд проблем, связанных с военными играми.
Н.Нильссон пытается дать определение военным
игрушкам и относит к ним любые игровые предметы,
которые используются для решения конфликта,
захвата власти или победы путем применения
насилия и которые могут быть предназначены для
нанесения ранений или убийств.
Исходя из этого, автор выстраивает определенную
классификацию военных игрушек:
— игрушки, имитирующие оружие (ружья,
автоматы, револьверы, пистолеты, гранаты, бомбы и
т.д.);
— конструкторы для изготовления моделей танков,
пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;
— игрушки, имитирующие боевые машины;
— солдатики и военные предметы, помещенные в
контекст военных действий;
— электронные и компьютерные игры
соответствующей тематики (войны и/или насилия).
Тема для дискуссии
НАДО ЛИ ЛОМАТЬ ВОЕННЫЕ ИГРУШКИ?
Несколько лет назад в России прошла
первая акция по уничтожению военной игрушки.
Говорят, ее придумали в 1988 г. за рубежом, выбрали
специальный день — 7 сентября — и назвали
«Международным днем уничтожения военной
игрушки». Это мероприятие проходит во многих
странах мира.
Одними из первых зачинателей акции в
Москве в конце 90-х были известный детский
писатель Григорий Остер и журналисты из журнала
«Огонек».
Интернет пестрит сообщениями от 2006, 2007,
2008 годов: в разных городах России (Липецке, Омске,
Перми, Екатеринбурге и других) по инициативе
различных партий и общественных организаций
дети приносят в условное место военные игрушки и
ломают их. В лучшем случае — обменивают на
сладости и плюшевые игрушки, а игрушки чуть позже
уничтожают взрослые — каким-нибудь другим,
непубличным способом.
Уважаемые читатели!
Просим вас обсудить эту инициативу в
своем педагогическом коллективе, с родителями
своих воспитанников. Нам очень интересно
узнать ваше мнение об этом.
Редакция
|
|
Ссылаясь на документы канадского совета
IPA, H.Нильссон делает следующие выводы:
— военные игрушки увеличивают
агрессивность в поведении, а не кооперативные и
креативные способы поведения;
— в игре с военными игрушками дети приобретают
опыт деструктивного поведения;
— военные игрушки учат детей воспринимать войну
как игру, интересное приключение, где можно
убивать, а насилие — как приемлемый способ
разрешения проблем и конфликтов;
— дети, играющие с военными игрушками или
видеоиграми, а также регулярно смотрящие
телевизор, имеют тенденцию к восприятию мира
более угрожающим, чем он есть на самом деле, и
более склонны принимать решения с позиции силы.
В ряде стран проводились специальные
исследования по изучению влияния военных
игрушек на детскую игру. Так, доктор Ч.Тендер,
психолог из университета в Солт-Лейк-Сити,
наблюдал за игрой детей четырех-пяти лет с
обычными игрушками и игрушками военного типа.
Было обнаружено, что во время игры с военными
игрушками у детей значительно увеличивалось
агрессивное и антисоциальное поведение. Вместе с
тем, как заметил Ч.Тендер, когда дети играли в
самодельные военные игрушки, они не проявляли
того антисоциального поведения, которое
наблюдалось в игре с фабричными игрушками.
Однако другой исследователь (профессор
психологии Л.Берковиц) показал, что даже
самодельные ружья вызывают у детей агрессивное
поведение, особенно у тех, кто к этому расположен.
По его мнению, многие дети ассоциируют оружие с
насилием, приводящим к вознаграждению. И это идет
прежде всего от телевидения и комиксов.
Многие исследователи признают
привлекательность военных игрушек, которую они
связывают с тем, что они придают ребенку силу и
являются средством уравнивания в правах. При
этом большинство исследователей понимают, что
если от детей убрать военные игрушки, они все
равно будут играть в войну, используя, например,
карандаш в качестве пистолета и произнося
«пиф-паф». Но затем карандаш может
использоваться по назначению (для рисования и
др.), а игрушечный пистолет в другой функции
детьми не используется.
Никто не предполагает, что ребенок,
играющий с военными игрушками, станет солдатом.
Однако их использование в играх может внушить
детям мысль, что решать конфликты при помощи
насилия и оружия — это основной и правильный
способ.
В свете выработанного отношения к
военным игрушкам IPA предлагает ряд мер для
дальнейшей деятельности. К основным из них
относятся следующие:
— вынести вопрос о военных игрушках на
обсуждение парламентов всех стран;
— проводить соответствующую работу с
воспитателями, родителями и учителями;
— убеждать представителей торговли в пагубном
влиянии военных игрушек на воспитание детей;
— в каждой стране в детских садах, школах,
микрорайонах и т.п. необходимо создавать «зоны,
свободные от игрушечного оружия»;
— воспитание в духе мира должно включать широкий
спектр вопросов мира, свободы, прав человека, а
его составляющими должны стать: знание, чувство,
действие;
— организация гласных акций бойкота, создание
сети агентов по обмену военной игрушки на
игрушку «дружелюбного» характера, работа с
прессой и средствами массовой информации и др.
Такая планомерная борьба с военной
игрушкой, с играми, инициирующими проявление
агрессии и насилия, несомненно, может принести
определенные результаты. Однако их явно
недостаточно для переориентации детской игры на
мирную тематику, поскольку военные сюжеты
провоцируются не только игрушками, но и реально
существующими конфликтами, разрешающимися
немирными средствам. Дети играют в то, что они
видят в окружающей жизни и на экране телевизора.
Но именно в наше время, когда военные
конфликты и насилие распространяются по всей
Земле, усиливается агрессивность людей, особенно
значимой становится глубокая, комплексная и
систематическая работа с детьми по воспитанию их
в духе мира. Эта проблема актуальна и для нашей
страны.