Продолжение. Начало в № 14, 15/2009
Зоологическое лото для детей
предшкольного возраста
Животные одной биоты
Карта «В лесу» (первый вариант)
В центре карты нарисован смешанный лес.
На маленьких карточках изображены: волк,
лисица, ласка, хорек, барсук, белка, заяц-русак,
кабан.
Карта «В лесу» (второй вариант)
В центре карты нарисован смешанный лес.
На маленьких карточках изображены: бурый
медведь, рысь, олень, косуля, куница, заяц-беляк,
еж, выдра.
Карта «В тайге» (первый вариант)
В центре карты нарисован хвойный лес
(тайга). На маленьких карточках изображены: бурый
медведь, землеройка, летучая мышь, росомаха, рысь,
лось, косуля.
Карта «В тайге» (второй вариант)
В центре карты нарисован хвойный лес
(тайга). На маленьких карточках изображены: белка,
кабан, заяц, волк, лисица, горностай, комары,
клещи.
Примечание. Животные, обитающие в
смешанном лесу, по большей части, водятся и в
тайге. В игре можно одновременно использовать
первый вариант карты смешанного леса и первый
вариант карты тайги или вторые варианты обеих
карт.
Карта «В джунглях» (первый вариант)
В центре карты нарисованы джунгли. На
маленьких карточках изображены: шимпанзе,
индийский слон, тапир, носорог, тигр, леопард,
малайский медведь, красный волк.
Карта «В джунглях» (второй вариант)
На маленьких карточках изображены: кабан,
индийский буйвол, сколопендра, скорпион, паук,
хищные осы, мухи-ктыри, муравьи.
Карта «В сельве»
В центре карты нарисован тропический
лес Южной Америки. На маленьких карточках
изображены: ягуар, муравьед, броненосец, тапир,
капибара (водосвинка), скунс (вонючка), обезьяна
капуцин, дикобраз.
Хитрый вопрос
Положите перед детьми карты с
изображением смешанного леса, тайги, сельвы и
джунглей. Что общего между ними?
Оказывается, все это разные леса,
растущие в разных краях и в разном климате.
Джунглями называется лес в жарких
странах материка Евразия. А сельва — лес жаркого
пояса на другом материке — в Южной Америке.
Смешанный лес и тайга — леса нашей страны. В
смешанном лесу растут хорошо знакомые
лиственные деревья (пусть дети их назовут). А в
тайге растут по преимуществу хвойные деревья
(ели, сосны, кедры). Таежные леса занимают на земле
больше всего места и тянутся на много-много тысяч
километров.
Другие игры с карточками
зоологического лото
Когда дети освоят некоторое количество
карт (запомнят названия животных и их
местообитание), можно использовать маленькие
карточки для других дидактических игр.
«Найди лишнее!»
Играют пять-шесть человек.
Водящий закрывает глаза или отворачивается.
Другие играющие выбирают какую-нибудь большую
карту, а потом подбирают для нее из банка
маленькие карточки. После этого большая карта
переворачивается картинкой вниз.
Банк маленьких карточек не должен быть очень
большим. При этом отбор нужных карточек все-таки
должен быть интересным. Поэтому маленькие
карточки нужно заранее сложить в стопочки. Когда
дети выбирают большую карту, взрослый берет
две-три стопки маленьких карточек, высыпает на
стол (на ковер) и перемешивает между собой. (При
этом нельзя использовать одновременно два
набора картинок с животными смешанного леса или
джунглей.)
Чтобы водящий ни о чем не догадался, не получил
дополнительную информацию раньше времени, дети
должны совершать все действия молча и
объясняться знаками и кивками. Это условие
оговаривается перед началом игры.
Маленькие карточки (8 штук) выкладываются в ряд.
Затем дети выбирают одну (две) карточки из
другого набора (животное другой биоты) и
вставляют их в ряд. Затем все дружно хлопают в
ладоши.
Водящий поворачивается. В его задачу входит
найти «лишних» животных и объяснить свой выбор.
Иногда существует несколько вариантов решения
задачи. Например, в ряду зверей может оказаться
птица или рептилия. Эта птица может обитать там
же, где и большая часть изображенных зверей. Но
ребенок исключает ее на том основании, что это —
птица. Такой ответ нужно признать верным. Только
оговорить, что можно решить задачу и по-другому.
Как — пусть решит водящий или другие дети.
«Кто где живет?»
Играют пять-шесть человек.
Начало игры организуется точно так же, как в
предыдущем варианте. Водящий закрывает глаза или
отворачивается. Другие играющие выбирают две
большие карты, а потом подбирают для нее из банка
маленькие карточки.
Карточки в беспорядке выкладываются на столе (на
полу, на ковре), а большие карты переворачиваются
картинками вниз.
По хлопку водящий открывает глаза. В его задачу
входит разобрать карточки по группам.
Чтобы усложнить задачу, можно перемешать между
собой карточки трех или даже четырех карт.
В эту игру можно играть маленькими командами в
составе двух-трех человек.
Тогда игроки одной команды закрывают глаза, а
игроки другой команды готовят для них «винегрет»
из карточек. По хлопку
команда водящих открывает глаза и должна
разобрать карточки по группам.
Выигрывает та команда, которая выполнит задание
за более короткое время.
Игру можно повторять несколько раз, и команды
будут набирать очки в каждом туре.
Дополнительное очко можно давать, если члены
команды правильно назовут местообитание
животных каждой группы, и еще одно — если сумеют
назвать всех изображенных на карточках животных.
Этот вид соревнования можно использовать во
время экологических праздников.
Продолжение следует