Домостроительство
— одно из излюбленных детских занятий. Летом для
него открываются особые возможности. В лесу, в
парке, даже в укромном уголке игровой площадки,
скрытом от глаз кустами, можно построить «дом, в
котором можно жить». То есть не дом, а шалаш. Но —
в «человеческий рост» (в рост ребенка),
устроенный согласно собственным представлениям
детей об уюте. Это занятие особенно
привлекательно для пяти-шестилеток. Оно так
захватывает, что дети растягивают удовольствие
на несколько дней.
И педагог, осторожно включившись в этот
процесс, может придать ему характер
образовательного проекта.
Перечитайте книгу «Маленькие дикари»
Сетона-Томпсона. Его герои играют в индейцев и
строят для этого настоящее типу — вид индейского
жилища. Они сосредоточенно собирают информацию,
добывают необходимые материалы, осваивают
крепеж деталей. Правда, американские мальчишки
из «Маленьких дикарей» — те, кого мы именуем
«младшими подростками».
Наши воспитанники намного младше. Но и
они с интересом узнают: первобытные люди жили в
пещерах. А могли строить себе укрытия из веток и
листьев больших деревьев, плели стены хижин из
тростника. Такие постройки можно видеть до сих
пор в странах, где совсем нет городов и люди живут
по старинке, в соответствии с древними обычаями.
(Тут самое время показать детям
иллюстрации из журналов «Вокруг Света» или «National
Geographic».)
Шалаш чем-то напоминает жилище
первобытного человека. Строить его не очень
сложно и интересно. Лучше строить шалаш с опорой
на стену какого-нибудь здания. Так, древние люди
«прилепляли» свои жилища к горным склонам. Можно
низкорасположенные ветви больших близко стоящих
друг к другу деревьев использовать для
возведения «крыши».
Возводить шалаш можно в течение
нескольких дней, в укромном уголке участка в
атмосфере таинственности: «Никто не должен
знать, что мы тут делаем! Это секрет!»
А можно превратить строительство шалаша
в один из конкурсов детско-родительского
туристического праздника. Тогда не палатки, а
самодельные шалаши станут центром «обитания»
каждой команды. Тут можно встречать гостей и
угощать их «национальным блюдом» придуманного
племени.