Уважаемые читатели!
«Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения» выпускает книги в помощь
социальным педагогам и психологам, работающим в
сфере защиты интересов детей-сирот и детей с
особенностями в развитии, — библиотечку
«Профилактика социального сиротства».
Информацию о книгах, доступных для
распространения Фондом и готовящихся к изданию,
можно узнать на сайте www.sirotstvo.ru.
Книги распространяются Фондом бесплатно. Единственный
критерий — их необходимость для практической
работы.
Чтобы получить нужные вам книги, составьте
заявку в произвольной форме на имя президента
фонда «Национальный фонд защиты детей от
жестокого обращения» М.О. Егоровой от
руководителя организации (с печатью).
В заявке нужно указать: наименование книг,
количество экземпляров, название организации, ее
почтовый адрес, адрес электронной почты, Ф.И.О.
руководителя, контактное лицо, для каких целей
требуются книги (например, для работы с
детьми-сиротами, в соответствии с уставной
деятельностью организации).
Заявка отправляется по факсу: (495)956-14-00. |
Социальный педагог в дошкольном
учреждении
Должность социального педагога совсем
недавно появилась в штатном расписании
дошкольного учреждения. Чем и как занимается
социальный педагог, в чем видит результаты своей
деятельности, как координирует свои действия с
другими членами педагогической команды (с
администрацией, воспитателями, психологом) —
ответы на эти вопросы должны быть найдены в опыте
практической работы.
Первопроходцами в этой области оказались
школьные социальные работники.
Людмила Хлепитько, прежде чем
стать социальным педагогом в детском саду,
несколько лет проработала в этой должности в
общеобразовательной школе.
В настоящее время она работает в детском саду №
858 Южного округа г. Москвы.
Людмила Федоровна сделала подборку материалов и
адаптировала их для того, чтобы ими могли
воспользоваться социальные педагоги дошкольных
образовательных учреждений.
Она опиралась на методические рекомендации МИОО
«Организационная и социально-педагогическая
деятельность социального педагога в
образовательном учреждении» от 2004 года и на
пособие для работников ДОУ «Защита прав и
достоинства маленького ребенка: координация
усилий семьи и детского сада», изданное в 2002 г.
Московским комитетом образования под редакцией
Л.Е. Курнешовой.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности
социальный педагог ДОУ выполняет различные
социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и
взрослыми, между семьей и государственными
службами;
— роль защитника интересов и законных прав
ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении
проблем;
— роль эксперта в постановке социального
диагноза и определении методов компетентного
вмешательства.
Социальный педагог помогает в
предвосхищении и разрешении конфликтных
ситуаций в семьях, а также — между педагогами и
родителями ребенка и способствует реабилитации
семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
— осуществляет комплекс мероприятий по
воспитанию, развитию и социальной защите
ребенка;
— изучает психолого-медико-педагогические
особенности, микросреду и условия жизни детей;
— выявляет интересы и потребности, трудности и
проблемы, конфликтные ситуации и своевременно
оказывает социальную помощь и поддержку;
— выступает посредником между ребенком и
учреждением, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств и
административных органов;
— определяет задачи, формы, методы
социально-педагогической работы, способы
решения личных и социальных проблем, принимает
меры по социальной защите и социальной помощи,
реализации прав и свобод детей;
— способствует установлению гуманных,
нравственных, здоровых отношений в социальной
среде. Содействует созданию обстановки
психологического комфорта и безопасности;
— взаимодействует с педагогами, родителями или
лицами их заменяющими, специалистами социальных
служб.
Направления деятельности социального
педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию
личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и
оказание помощи тем, кто находится в сложной
ситуации.
Работа по активизации воспитательного
потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими
обязанности по отношению к детям.
Работа с родителями социально опасных
семей.
Работа с социально незащищенными
семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в
ДОУ
С педагогами:
С родителями:
анкетирование;
индивидуальные беседы;
посещения на дому;
«круглые столы»;
родительские собрания;
родительская гостиная.
С детьми:
интервьюирование;
занятия по правам ребенка;
театрализованные постановки по защите
прав ребенка;
организация экскурсий по ознакомлению
с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа,
ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными
общественными структурами:
комиссия по делам несовершеннолетних
(КДН);
отдел по делам несовершеннолетних
(ОДН);
отдел опеки и попечительства
Муниципалитета;
детская поликлиника;
детская библиотека;
школа;
дома детского творчества;
психологические центры.
Функциональные обязанности
социального педагога ДОУ
— Планирование работы на выполнение
Федерального закона РФ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и организация работы по
реализации окружных программ «Социум», «Семья»,
«Образование и здоровье».
— Сбор и накопление информации о детях,
нуждающихся в социальной защите.
— Изучение психолого-педагогических
особенностей, отклонений в поведении детей,
оказание своевременной помощи и поддержки.
— Сбор информации о семьях и выявление социально
опасных семей.
— Работа с социально опасными семьями.
— Изучение опыта работы, связанного с охраной
прав детей и воспитанием.
— Работа с воспитателями по социальной
адаптации детей.
— Обсуждение на педагогических советах
вопросов, связанных с социальной адаптацией
детей.
— Проведение консультаций с родителями по
вопросам социальной адаптации детей.
— Взаимодействие со всеми муниципальными и
окружными структурами, занимающимися социальной
работой с детьми.
С чего начинается работа социального
педагога
Работа социального педагога начинается
со сбора данных для социального паспорта
дошкольного учреждения. Для этого ему
потребуется информационная помощь
администрации садика и других организаций
(отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие
разделы:
характеристика семей по количеству
детей в семье;
характеристика семей по уровню дохода
(на основе оценки своего дохода родителями);
характеристика семей по языку общения
(русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие
русским языком, не владеющие русским языком (один
из родителей не владеет русским языком);
характеристика семей по уровню
образования (среднее, среднее специальное,
неполное высшее, высшее, родители имеют ученую
степень);
выделение в особую группу детей,
растущих с опекунами или в семьях приемных
воспитателей;
выделение в особую группу детей с
особенностями в развитии;
выделение групп детей, растущих в
неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
выделение группы детей из семей
безработных;
выделение группы детей из семей
беженцев и вынужденных мигрантов;
выделение группы детей из семей
военнослужащих;
выделение группы детей, родители
которых находятся в местах заключения;
выделение группы детей, родители
которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с
возникновением или существованием определенных
проблем, поэтому она должна находиться в поле
зрения социального педагога.
Методические материалы по теме
«Нормативно-правовые документы и защита прав
детей в дошкольных образовательных учреждениях»
Семинар-практикум для воспитателей
ДОУ
Цель семинара — формирование знаний
правовой культуры педагогов по защите прав
ребенка.
Проведенные в 1990-е годы реформы
российского общества оказали на семью
неоднозначное воздействие и привели к глубоким
изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи,
лишившись прежней государственной поддержки, не
сумели адаптироваться к новым условиям жизни.
Социально-экономические трудности усугубились
еще тем, что для многих родителей безвозвратно
потеряны ориентиры прошлого, когда система
общественного воспитания фактически снимала
ответственность с семьи за воспитание ребенка.
Не получая квалифицированной педагогической
помощи, пользуясь стихийными источниками
информации, они не в состоянии справиться с
трудностями в воспитании детей. Не зная, как
вести себя в трудных ситуациях, родители
используют телесные наказания, угрожают детям,
запугивают и проявляют чрезмерную строгость и
даже жестокость по отношению к своим детям,
большинство из них не придают значения
переживаниям детей, не стремятся установить их
причину. Они не понимают, что дети постоянно
нуждаются в защите и любви со стороны родных и
близких, что уверенность в себе и в своих
возможностях, ценностные ориентиры и
мировоззрение у детей формируются прежде всего в
семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их
дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе
воспринимают окружающую их действительность,
иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего
России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере
уважения и не страдали от негативных
последствий. Главной надеждой семьи, детей
являются педагогические коллективы дошкольных
учреждений, которые должны стоять на защите прав
и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от
всех форм насилия является значимым в
педагогической деятельности, и его нельзя
рассматривать как модное направление или
мероприятие в потоке множества дел педагога.
Педагог — главное действующее лицо, от его
квалификации и культуры зависит соблюдение прав
детей как в дошкольном учреждении, так и защиты
детей от жестокого обращения в семье.
Основные международные документы по
защите прав детей:
1. «Декларация прав ребенка» — принята
ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989
году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей» — принята
ООН в 1990 году.
«Декларация прав ребенка» является
первым международным документом, в котором
родители, а также добровольные организации,
местные власти и национальные правительства
призываются к признанию и соблюдению прав детей
путем законодательных мер.
В десяти принципах Декларации отражены
права детей:
на имя,
гражданство,
любовь,
понимание,
материальное обеспечение,
социальную защиту,
возможность получать образование,
развиваться физически,
нравственно,
духовно в условиях свободы и
достоинства.
Особое внимание уделяется защите
ребенка. Ребенок должен своевременно получать
помощь и быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация
явилась смысловой основой для важнейшего
международного документа — «Конвенции о правах
ребенка».
В Конвенции впервые ребенок
рассматривается не только как объект, требующий
социальной защиты, но и как субъект права,
которому даны все права человека:
воспитание и уважение к правам
человека и основным свободам;
воспитание и уважение к родителям
ребенка и его культурной самобытности, к
национальным ценностям страны, в которой ребенок
проживает;
подготовка ребенка к сознательной
жизни в свободном обществе, в духе понимания,
мира, терпимости, равноправия, дружбы между
народами.
Ст. 42 Конвенции гласит, что все
государственные структуры, в том числе и
учебно-воспитательные, обязаны широко
информировать как взрослых, так и детей о
принципах и положениях Конвенции. Для
отслеживания соблюдения прав детей был создан
Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5
лет он рассматривает доклады государств о
принятых мерах по осуществлению положения
Конвенции. Дошкольное образовательное
учреждение в силу своей близости к семье может
стать важным элементом в системе такого
контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение
всех прав, которые касаются детей, в силу
специфики дошкольного учреждения не в состоянии.
Для этого необходимо выделить те права,
соблюдение и защита которых могут обеспечить
педагоги образовательных дошкольных учреждений:
право на охрану здоровья,
право на образование,
право участвовать в играх,
право на сохранение своей
индивидуальности,
право на защиту от всех форм
физического или психического насилия,
оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и
грубого обращения.
«Конвенция о правах ребенка» выступает
в качестве основы для разработки
государственных правовых документов,
обязательных к исполнению.
Нормативно-правовые документы
федерального и регионального уровня:
Конституция РФ.
Согласно Конституции материнство,
детство и семья находятся под защитой
государства.
Семейный кодекс РФ.
Закон «Об основных гарантиях и правах
ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
В этих документах конкретизированы
понятия о механизмах защиты прав и законных
интересов детей, введен абсолютный запрет об
ущемлении прав ребенка в семье и образовательных
учреждениях. Типовым положением дошкольного
учреждения гарантируется право ребенка на
защиту, охрану здоровья, образования и развития.
Отдельные права детей и обязанности родителей
закреплены не только в Конституции, но в
Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в
России принят Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ».
Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля
1996 года. Он регулирует правовые вопросы в
семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен
правам и обязанностям родителей.
Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и
воспитываться в семье, знать своих родителей,
право на их заботу и совместное с ними
проживание, на воспитание, обеспечение его
интересов, всестороннее развитие, уважение его
человеческого достоинства.
Ст. 55 — право ребенка на общение с
родителями и другими родственниками. Ребенок
имеет право на общение с обоими родителями,
дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими
родственниками.
Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных
интересов ребенка родителями или законными
представителями, органами опеки и
попечительства.
Ст. 63 — оговариваются права и
обязанности родителей по воспитанию и
образованию детей (ответственность родителей за
воспитание, здоровье, физическое, психическое,
духовное и нравственное развитие ребенка).
Защита прав и интересов детей, которая должна
осуществляться в соответствии с законами и
интересами детей, возлагается на родителей. Для
реализации прав и законных интересов,
предусмотренных Конституцией РФ, принят
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ», который выделяет особую категорию
детей:
дети-инвалиды;
дети — жертвы межнациональных
конфликтов;
дети с отклонением в поведении;
дети с ограниченными возможностями.
Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный
запрет на ущемление прав ребенка в семье, в
образовательных и других учреждениях.
Действия воспитателя в случае
выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить,
что по отношению к ребенку осуществляется
насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок
рассказал ему о жестоком обращении с ним со
стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять
педагог, если он узнал о насилии над ребенком со
стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если
педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных
учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким
уровнем правовой и психолого-педагогической
культуры их родителей. Для того чтобы в
дошкольных учреждениях эффективно
осуществлялась работа по защите прав детей,
необходимо повышение правовой и педагогической
культуры дошкольных работников, умение
взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу
по соблюдению и защите прав детей не как
дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие
повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
физическое насилие (преднамеренное
нанесение физических повреждений ребенку);
сексуальное насилие (вовлечение
ребенка с его согласия или без такого в
сексуальные действия со взрослыми);
психическое насилие (периодическое,
длительное или постоянное психическое
воздействие на ребенка, тормозящее развитие
личности и приводящее к формированию
патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная
критика ребенка, угроза в словесной форме,
замечания в оскорбительной форме, унижающие
достоинство, преднамеренная физическая или
социальная изоляция, ложь и невыполнение
взрослыми своих обещаний, однократное грубое
психическое воздействие, вызывающее у ребенка
психическую травму.
Признаки жестокого обращения с
детьми
Физическое насилие:
боязнь физического контакта с
взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
плаксивость, одиночество, отсутствие
друзей;
негативизм, агрессивность, жестокое
обращение с животными;
суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
ночные кошмары, страхи;
не свойственные возрасту знания о
сексуальном поведении, не свойственные
характеру сексуальные игры;
стремление полностью закрыть свое
тело;
депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
постоянно печальный вид, длительно
подавленное настроение;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушения
сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение
общаться;
задержка физического, умственного
развития;
плохая успеваемость;
нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка
(заброшенные дети):
задержка речевого и моторного
развития;
постоянный голод;
кража пищи;
требование ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая
успеваемость;
агрессивность, импульсивность;
сонный вид и утомленность;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
часто вялотекущая заболеваемость;
антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с
детьми:
создание доверительно-делового
контакта с родителями;
участие родителей в работе дошкольного
учреждения (родительский комитет, родительский
клуб);
изучение семьи (беседы, анкетирование,
тестирование, изучение продуктов детской
деятельности, наблюдения за общением детей и
взрослых во время утреннего приема,
сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае
жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому
обращению, находятся во власти более сильного
человека, испытывают страх, недоверчивы,
замыкаются в себе.
Признаки:
ребенок плохо развивается, его
психическое и физическое развитие не
соответствует возрасту;
ребенок неухожен, неопрятен, плохо
пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот,
агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок часто переходит от спокойного
поведения к внезапно возбужденному поведению и
наоборот;
у ребенка проблемы с обучением в связи
с усталостью, недостатка во сне, с плохой
концентрацией внимания;
ребенок проявляет отрицательные
отношения к собственному телу, вплоть до
причинения себе телесных повреждений, ребенок
отказывается раздеваться, стремится скрыть
синяки, царапины, раны;
ребенок жалуется на недомогание:
головную боль, боли в животе, внешние воспаления
в области мочеполовых органов;
ребенок испытывает враждебность или
чувство страха по отношению к знакомому мужчине
(отцу, брату, соседу) или матери;
ребенок проявляет сильную реакцию
испуга или отвращения в связи с физической
близостью определенного взрослого;
ребенок судорожно реагирует на
поднятую руку;
ребенок чрезмерно стремится к
одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и
спора с другими людьми, гипертрофированно
проявляет заботу обо всем и обо всех;
ребенок демонстрирует не
соответствующее его возрасту, взрослое
поведение, рационален, интересуется вопросами
секса;
ребенок рассказывает о случаях насилия
или сексуальных домогательств, которые якобы
произошли с другими детьми;
у ребенка проблема со сном, боязнь
темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании
данные признаки могут свидетельствовать о
жестоком обращении или насилии над ребенком, в
том числе и сексуальном, педагог при подозрении в
жестоком обращении должен постараться завоевать
доверие ребенка, понаблюдать за его поведением,
обращая внимание на вышеуказанные признаки.
Обратите внимание на поведение родителей или
опекунов, в беседах с ними выразите свою
озабоченность поведением. Если ребенок сам
рассказал о жестоком обращении или сексуальном
насилии, воспитателю необходимо:
похвалить ребенка за то, что он доверил
вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и
серьезно относятся к его проблеме;
проявить понимание к чувствам вины и
стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
объяснить ему, что существует
возможность прекратить насилие и жестокость, и
что это нужно сделать в его интересах;
держать обещание сохранения тайны до
тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку
нельзя оставаться в таком положении, нужно
поставить ребенка в известность, что вы хотите
предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев,
испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок,
потому что ребенок часто эмоционально к нему
привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш
разговор, но нужно учесть просьбу ребенка
сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему
сами, вы должны обратиться за помощью к
специалистам (медику, психологу, соцпедагогу,
руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим
детям, а не педагогу, то тогда нужно:
реагировать как можно более нейтрально
(не проявлять чувства, не давать оценок);
оградить ребенка от реакции других
детей;
уделить ребенку максимум внимания;
дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны
незнакомых взрослых не только ребенок, но и его
родители нуждаются в помощи. Если это еще и
сексуальное насилие, то оказание помощи требует
специальной подготовки и медицинской
экспертизы. Родители пережили шок и, как правило,
хотят сохранить все в секрете от родственников,
соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой
со стороны незнакомого человека, и в случае
тщательно скрываемого жестокого обращения с ним
родителей, педагог должен обратиться за помощью
и советом к профессионалам из специальных служб
и центров (психолог, детский адвокат, служба
здравоохранения, служба защиты от насилия,
телефон доверия).
P.S. К семинару социальный педагог
должен иметь номера необходимых телефонов и
адреса, которыми в случае необходимости смогут
воспользоваться воспитатели. Список можно
хранить в методическом кабинете, можно вывесить
на доску объявлений. Можно выдать в виде памятки
на руки педагогам.
Дошкольное детство — это период, когда
формируется личность. Ребенок находится в полной
зависимости от окружающих его взрослых,
родителей и педагогов. Ненадлежащий уход,
поведенческие, социальные и эмоциональные
проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к
тяжелым последствиям в будущем.
ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Новый взгляд на проблему
Защита детей от жестокого обращения —
одна из важнейших функций всех взрослых,
соприкасающихся с детьми. В том числе —
важнейшая задача социального педагога
дошкольного учреждения.
Маленький ребенок, как правило,
сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже
— на улице.) Поэтому своевременное выявление
случаев жестокого обращения с малышами помогает
не только прекратить насилие над ним, но и начать
своевременную и продуманную работу с
неблагополучной семьей. Очень часто эти меры
предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из
семьи, лишение родителей родительских прав.
Иными словами, это возможность
предотвратить появление еще одного социального
сироты — малыша, оставшегося без родителей.
«Чаще всего от психологического и
физического насилия страдают дети, живущие в
неблагополучных семьях, — отметил Президент
Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая
на совещании по вопросам борьбы с преступлениями
против детей 16 мая 2009 года. — По различным
оценкам, у нас выявляется не меньше 100 тысяч таких
семей в год. Дети, растущие в таких семьях,
постоянно пополняют ряды беспризорных и
безнадзорных, становятся жертвами преступлений,
а зачастую сами совершают преступления».
Работа с неблагополучной семьей должна
сегодня оказаться в центре внимания социальных
служб. Значимость такой работы должны понимать и
социальные педагоги детских садов.
Необходимо сформулировать новые
принципы взаимодействия с такими семьями и
выработать новые механизмы защиты детей,
проживающих в таких семьях.
Для начала определим, какую семью мы
считаем семьей группы риска по социальному
сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в
которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи,
в которых ребенок может стать свидетелем насилия
по отношению к близким или в которых с ним самим
могут жестоко обращаться. Иными словами, это
семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.
Согласно такому определению, семьи
группы риска могут быть совершенно разными по
социальному составу, достатку и состоянию
здоровья. Но в российской системе социальной
защиты, к сожалению, до сих пор главенствует
категориальный подход: «Эта семья — из категории
малоимущих. Эта семья — из категории
безработных. Эта — из категории семей, имеющих
ребенка-инвалида». Деление на категории лежит в
основе составления социального паспорта
образовательных учреждений и в организации
социального обслуживания семьи: семья такой-то
категории получает право на такие-то льготы,
пособия, услуги и т.д.
Но при таком подходе из поля зрения
социальных служб совершенно выпадают семьи,
которые мы можем отнести к категории семей
группы риска по социальному сиротству.
В некоторых семьях с небольшим достатком, в
малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами
детей. Однако это не означает, что все бедные
родители плохо относятся к своим детям и все
малоимущие семьи являются семьями группы риска
по социальному сиротству. Мы не можем отнести к
группе риска всю категорию таких семей. В
результате мы можем потерять из виду семьи, в
которых существует угроза здоровью и жизни
ребенка.
Категориальный подход для защиты детей
от жестокого обращения, для предотвращения
социального сиротства оказывается
неэффективным.
Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный
подход.
В чем принципиальное отличие индивидуального
подхода от категориального?
Социальные службы должны научиться
диагностировать каждый отдельный случай
жестокого или плохого обращения с ребенком и
выстраивать план работы с семьей, необходимый
именно в данном, конкретном случае.
Крайне важным является выявление
семейного неблагополучия на ранних этапах
кризиса и использование новой технологии
сопровождения такой семьи — технологии работы
со случаем. Эта технология во многих случаях
позволяет оказать семье необходимую для
реабилитации социально-психологическую помощь и
предотвратить изъятие ребенка из семьи.
Основанием для диагностической работы и
последующих действий по работе с семьей и
оказанию помощи ребенку является не его жизнь в
семье той или иной категории, а сигнал,
поступающий от общественных организаций,
учреждений образования или здравоохранения или
от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка
в его реальной жизни. Например, воспитательница
детского сада или медсестра может заметить
синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями
запугивания или плохого обращения с ребенком.
Социальный педагог в ДОУ в случаях с
детьми дошкольного возраста может стать той
самой «начальной инстанцией», куда поступает
подобный сигнал.
Он, по своему статусу и
профессиональному положению, должен обладать
необходимыми адресами и телефонами,
позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те
инстанции, которые способны вмешаться в судьбу
ребенка и его семьи.
Если социальный педагог участвует в
отработке путей, по которым движется сигнал о
плохом обращении с ребенком, если он умело и
своевременно взаимодействует с различными
организациями, отвечающими за работу с
неблагополучными семьями, он вносит личный вклад
в инновационный процесс по развитию индивидуального
подхода при организации социальной защиты детей.