Есть маленькие
дети, которые трудно расстаются с родителями. Чем
они становятся старше, тем легче разлука на
несколько часов или даже на день. Чем моложе
ребенок, тем труднее ему жить без родителей.
Опыт убеждает в том, что не все дети сразу
остаются с удовольствием в детском саду. Одни
никак не хотят оставаться без родителей; другие,
напротив, с первого разу так привыкают к детскому
саду, что даже домой не хотят. Вообще же говоря,
переход маленького ребенка из семьи в детский
сад не должен быть резок, а ребенок должен к нему
привыкнуть исподволь. Постараемся изложить
вкратце те правила, какие мы соблюдали при
поступлении детей в детский сад.
Дети
самостоятельные, естественные, не капризные, но
бывшие до поступления в детский сад близки к
своим родителям, с первого раза неохотно
остаются в детском саду. Они не так охотно играют
с чужим человеком, как со своим близким, знакомым.
Поэтому следует не сразу предоставить такого
ребенка новой воспитательнице, а следует матери
или няне оставаться в детском саду с ребенком
несколько дней кряду или по крайней мере один
день. Сначала она может пробыть целые дни в
детском саду и участвовать в играх; затем
мало-помалу уменьшать участие в последних, и
когда она увидит, что ребенок сблизился
настолько с воспитательницею, что свободно
объясняется с нею и обращается уже к ней с
вопросами, или когда ребенок сблизится с
товарищами, тогда мать смело может не ходить
больше с ребенком в детский сад. Отсутствие
матери не будет чувствительно для него. Плакать о
матери или проситься домой такой ребенок не
станет, если его ввели описанным образом в
заведение. По возвращении домой ребенок радуется
своим родителям, рассказывает им о своих играх и
работах и на другой день с удовольствием
отправляется в детский сад.
Дети, родители
которых отправляются с утра на работу и
оставляют их на целый день одних, или работают
дома, но не имеют свободного времени заниматься
детьми и отстраняют их от себя, или, вообще
говоря, нормальные дети, но не особенно близкие к
своим родителям, обыкновенно с первого разу
остаются с удовольствием в детском саду. В этом
случае детский сад заменяет отчасти семью детям,
и они находят там ласку и внимание, недостающие
им дома.
Статья опубликована при
поддержке компании "Замки-Сервис". Компания предлагает Вам такие услуги по металлическим дверям и замкам, как ремонт дверей и замков, вскрытие замков, установка и замена
замков в металлической двери, замена личинок, установка задвижки. Доступные цены, гарантия качества. Узнать подробнее об услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.zamki-c.ru/.
Дети избалованные,
капризные, своевольные и изнеженные ведут себя в
детском саду совершенно особым образом, так что о
них стоит поговорить подробнее.
Они никогда при родителях не привыкают к
воспитательнице. Такие дети смотрят на
воспитательницу, как на особу, обязанную их
занимать, веселить и исполнять их приказания.
Сближение душевное с воспитательницею они
обнаруживают только при долгом посещении
детского сада. Чем больше мать остается с ними в
детском саду, тем менее они сходятся с другими
детьми и вовсе не сходятся с воспитательницею.
Мать уйдет на секунду, и они уйдут. Это зависит от
того, что подобные дети не знают истинной любви;
они привыкли приказывать; на родителей он
смотрят, как на исполнителей их прихотей. С
такими детьми мать ни за что не должна оставаться
в детском саду, ибо, чем больше она будет
исполнять их желания, тем они становятся
деспотичнее.
Мы знаем несколько таких детей. С одним из них
мать приходила в детский сад ровно два месяца;
она каждый день пробовала уходить, но каждый раз
ребенок поднимал страшный рев. Сколько ни
уговаривали ее, чтобы она его оставила в детском
саду, она не хотела; она боялась, что он заболеет,
умрет. Наконец, мать заболела, ей нельзя было
больше приводить ребенка. Его стали посылать с
девушкой и оставлять одного в детском саду. И
тогда ребенок этот стал играть хорошо, подобно
другим детям.
Но замечательно, что подобные дети долго не
сближаются сердечно с воспитательницею, а
смотрят на нее свысока. Своеволие детей в богатых
семьях действует губительно на детей. Подобные
дети могут почувствовать только тогда истинную
любовь к людям, когда будут удалены от тех
вредных домашних условий (богатства и дурного
обращения с прислугой), в которых они вырастают.
Такие дети деспоты и полнейшие рабы в то же время.
Своевольцы-сангвиники,
капризные, упрямые и настойчивые дети, держатся
вначале различно: одни настоятельно требуют,
чтобы мать или няня оставалась с ними; другие,
наоборот, сразу остаются в детском саду. Но, раз
побывав между детьми, они неотступно уже просят
дома, чтобы их вели в детский сад. Толпа различных
детей для них среда, где они могут обнаруживать
свою волю: командовать, распоряжаться,
устраивать все по-своему, подчинять слабых и т.п.
Здесь важно, чтобы садовница следила за тем,
чтобы они не направляли ложно свой воли, чтобы
они не слишком взяли в руки других детей; но
действовать она должна менее запрещениями, а
больше посредством возбуждения
самостоятельности и сознания в других, слабых
детях. Капризы этих сангвиников никак не должны
быть исполняемы. «Если так, я не буду играть! Я
маме скажу!.. А я больше не буду приходить!..» и т.п.
Подобные фразы не должны действовать на
садовницу. Брань, ругань, дерзости таких детей не
должны садовницу выводить из терпения: она
должна сохранять полное хладнокровие и
спокойствие и тогда увидит, как мало-помалу
капризный исправится и начнет направлять
целесообразно свою волю.
Дети забитые,
которых дома постоянно останавливают, которым
делают выговоры за каждый свободный поступок,
обыкновенно сами не желают, чтобы их родители
оставались с ними в детском саду. Они бывают и
веселее, и игривее, и добрее, и смышленее, когда
родители не присутствуют при их занятиях в
детском саду. Когда же придут родители, они
опускают голову, задумываются, делаются
молчаливыми и без охоты двигаются во время
подвижных игр. Такие дети должны оставаться в
детском саду без родителей с того времени, как
воспитательница заметит подобные качества
ребенка.
Из практики детского сада можно вывести
следующее: дети не чувствуют себя стесненными в
детском саду; напротив, одни раньше, другие позже
желают оставаться в нем больше времени, чем
положено, и с нетерпением ожидают другого дня,
чтобы опять поспешить туда. А дети в этом
отношении лучшие судьи: у них нет предвзятых
мыслей, ими руководит чувство — неподдельное и
неподкупное.
По тексту журнала «Детский сад», 1868 г.