Осенью 2009 года исполняется
75 лет со дня открытия первой советской игротеки.
А в дни осенних каникул в нашей стране пройдет
шестидесятая Неделя игры и игрушки —
многодневный детский праздник, ставший доброй
традицией.
Эти даты для дошкольного образования имеют
особое значение. Ведь игра — стержень жизни
дошкольника.
В связи с этими событиями газета «Дошкольное
образование» и Центр празднично-игровой
культуры и социокультурного развития
Московского городского дворца детского и
юношеского творчества объявляют о проведении
Всероссийского фестиваля «Мир игры».
Фестиваль предполагает организацию
акций с участием детей и родителей, а также
конкурс научно-методических работ по теме «Игры
и игрушки для дошкольников».
Участниками фестиваля могут стать
педагогические коллективы детских садов, домов
творчества, детских библиотек и других
организаций, работающих с детьми дошкольного
возраста, а также временные «сборные» команды
родителей (и педагогов), созданные специально для
проведения акций в своем дворе или микрорайоне,
на своем предприятии.
Часть первая, деятельностная. Играем
сами. Играем вместе с вами
Акции с участием детей и родителей
Чтобы стать участниками этой части
фестиваля, вам достаточно провести одну из
предложенных акций, а затем прислать в
оргкомитет письменный рассказ об этом.
Как вы готовились к предстоящему событию?
С какими сложностями столкнулись?
Что показалось вам особенно важным? Интересным?
Какие педагогические задачи (запланированные и
незапланированные) удалось (не удалось) решить?
К отчету необходимо приложить качественные
фотографии.
Фотографии можно присылать на диске, но с
приложением черно-белой распечатки.
Лучшие работы и самые интересные рассказы будут
отмечены дипломами и призами.
Возможные фестивальные акции
Выставка «Игрушки наших бабушек,
игрушки мам и пап»
В ходе подготовки к выставке необходимо
записать короткие рассказы родителей, бабушек и
дедушек об их любимых игрушках.
Рассказать об игрушках своего детства могут и
педагоги. И даже начальники разных уровней.
Представляете: вдруг обнаружится, что и
губернатор края был маленьким мальчиком. И спал,
как многие-многие дети, в обнимку с плюшевым
мишкой. А в кармане носил цветное стеклышко,
чтобы время от времени видеть мир одноцветным —
фиолетовым или зеленым.
Предполагаемые вопросы для интервью
— С какими игрушками вы больше всего
любили играть, когда были маленьким? Когда пошли
в школу?
— Откуда эти игрушки появились?
— Из чего были сделаны?
— Как выглядели? Чем были похожи и чем отличались
от современных игрушек?
— Как вы с ними играли?
— Куда они делись?
— О какой игрушке вы больше всего мечтали в
детстве? Ваша мечта сбылась или нет? Почему?
Варианты выставок на тему «Старая
игрушка»: выставка елочных игрушек прошлых
времен, выставка игрушечных медведей разных
времен, выставка старых кукол, выставка военной
техники и машинок.
Образы некоторых игрушек — например,
тряпичных кукол — можно воссоздать. Другой
пример: задолго до появления скейтов мальчишки
катались во дворах на самодельных тележках с
колесиками из подшипников.
Участники фестиваля могут предложить свои
варианты выставок игрушки.
Праздник народных игр
К этому празднику нужно специально
готовиться — узнать, в какие народные игры
любили играть в старые времена в вашем городе или
селе; приготовить для них оборудование и освоить
две-три игры.
Игры могут быть самыми разными — хороводными или
подвижными.
Осваивать новые (то есть забытые старые) игры
очень полезно в компании с родителями.
А в некоторые народные игры только родители и
могут играть. Для дошколят они пока сложноваты. А
вот для мам и пап — в самый раз. В этом случае дети
превращаются в активных болельщиков.
В качестве варианта праздника можно
предложить «Праздник забытых игр».
Предложите мамам и папам, бабушкам и
дедушкам, воспитателям и знакомым вспомнить, в
какие игры (подвижные, словесные, настольные,
хороводные) они играли в детстве.
Смогут ли они вспомнить правила? Показать игру?
Научить в нее играть?
Это не так-то просто! Есть среди ныне живущих те,
кто лихо скакал через веревочку, когда было
написано знаменитое бартовское «Я и боком, и на
месте, и двумя ногами вместе»? Покажите класс!
А помнят ли нынешние воспитатели, как скакали в
классики «без топтунчиков»? Не забыли, что такое
«битка»? Еще чуть-чуть, и наши дети уже не смогут
себе этого даже представить: коробочки из-под
гуталина, в которые в 60-е насыпали песок, скоро
совсем исчезнут из употребления: их вытеснят
влажные губки для обуви.
Литературный праздник игрушки
Для этого праздника необходимо порыться
в библиотечных фондах.
Замечательные детские поэты написали целые
циклы стихов под названием «Игрушки».
Один из самых знаменитых и всем известных — цикл
стихов Агнии Барто.
Но есть стихи об игрушках и у Валентина
Берестова, и у Михаила Яснова, и у Эммы
Мошковской, и у других поэтов.
А писатели сочиняли сказки. Джанни Родари, к
примеру, написал сказочную повесть о путешествии
игрушек на поезде «Голубая стрела». Каких только
приключений с игрушками не происходило!
Стихи и фрагменты сказок могут лечь в основу детских
представлений.
Можно организовать выставку поделок по мотивам
сказок об игрушках.
Акция «Добрая игрушка»
Есть дети, которые живут в детских домах.
Дети, которые часто и тяжело болеют и много
времени проводят в больницах.
Вы можете сделать своими руками (с помощью
родителей) игрушки в подарок и отправить их в дом
малютки, в детский дом или в детскую больницу.
К участию в этих акциях мы призываем студентов
педагогических колледжей и институтов.
Часть вторая. Воспитание игрой
Конкурс научно-методических работ
В конкурсе могут участвовать авторы и
коллективы, приславшие свои работы в указанные
сроки.
На конкурс принимаются работы по следующим
номинациям.
Реализованный проект игротеки для детей
дошкольного/предшкольного возраста (в
образовательном учреждении, в библиотеке, во
дворе, на предприятиях сферы обслуживания, в
поликлинике и т.д.).
Авторские методики и приемы работы с
использованием игры и игрушки в
психолого-педагогической работе с различными
группами детей (одаренными, детьми с особыми
«потребностями», детьми из семей группы риска,
детьми раннего возраста, детьми предшкольного
возраста и т.п.).
Самодельные авторские игры и игрушки. (На конкурс
необязательно представлять сами игры. Можно
ограничиться их подробным описанием и
фотографиями.)
Ко всем материалам, присланным на диске, просим
прикладывать черно-белую распечатку.
Фестиваль «Мир игры» можно провести
в своем детском саду — как праздник,
объединяющий разные поколения.
Но можно превратить его в дело общегородского и
даже регионального масштаба.
В этом случае регионы могут сами разработать
этапы фестиваля, критерии оценки акций и
научно-методических работ. Мы с удовольствием
опубликуем эти разработки на страницах газеты. А
инициаторы фестиваля примут участие в
региональных церемониях награждения
победителей.
Письма с описанием акций и
научно-методические разработки принимаются на
конкурс с декабря 2009 г. по июнь 2010 г.
2010 год должен стать в России Годом Учителя. А для
нас он станет Годом Играющего педагога.
Фестиваль «Мир игры» можно провести на
региональном уровне.
И тогда 2010-й — Год Учителя — станет для нас Годом
Играющего педагога.