Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2009

Фестиваль «Мир игры»

Осенью 2009 года исполняется 75 лет со дня открытия первой советской игротеки. А в дни осенних каникул в нашей стране пройдет шестидесятая Неделя игры и игрушки — многодневный детский праздник, ставший доброй традицией.
Эти даты для дошкольного образования имеют особое значение. Ведь игра — стержень жизни дошкольника.
В связи с этими событиями газета «Дошкольное образование» и Центр празднично-игровой культуры и социокультурного развития Московского городского дворца детского и юношеского творчества объявляют о проведении

Всероссийского фестиваля «Мир игры».

Фестиваль предполагает организацию акций с участием детей и родителей, а также конкурс научно-методических работ по теме «Игры и игрушки для дошкольников».
Участниками фестиваля могут стать педагогические коллективы детских садов, домов творчества, детских библиотек и других организаций, работающих с детьми дошкольного возраста, а также временные «сборные» команды родителей (и педагогов), созданные специально для проведения акций в своем дворе или микрорайоне, на своем предприятии.

Часть первая, деятельностная. Играем сами. Играем вместе с вами

Акции с участием детей и родителей

Чтобы стать участниками этой части фестиваля, вам достаточно провести одну из предложенных акций, а затем прислать в оргкомитет письменный рассказ об этом.
Как вы готовились к предстоящему событию?
С какими сложностями столкнулись?
Что показалось вам особенно важным? Интересным?
Какие педагогические задачи (запланированные и незапланированные) удалось (не удалось) решить?
К отчету необходимо приложить качественные фотографии.
Фотографии можно присылать на диске, но с приложением черно-белой распечатки.
Лучшие работы и самые интересные рассказы будут отмечены дипломами и призами.

Возможные фестивальные акции

Выставка «Игрушки наших бабушек, игрушки мам и пап»

В ходе подготовки к выставке необходимо записать короткие рассказы родителей, бабушек и дедушек об их любимых игрушках.
Рассказать об игрушках своего детства могут и педагоги. И даже начальники разных уровней. Представляете: вдруг обнаружится, что и губернатор края был маленьким мальчиком. И спал, как многие-многие дети, в обнимку с плюшевым мишкой. А в кармане носил цветное стеклышко, чтобы время от времени видеть мир одноцветным — фиолетовым или зеленым.

Предполагаемые вопросы для интервью

— С какими игрушками вы больше всего любили играть, когда были маленьким? Когда пошли в школу?
— Откуда эти игрушки появились?
— Из чего были сделаны?
— Как выглядели? Чем были похожи и чем отличались от современных игрушек?
— Как вы с ними играли?
— Куда они делись?
— О какой игрушке вы больше всего мечтали в детстве? Ваша мечта сбылась или нет? Почему?

Варианты выставок на тему «Старая игрушка»: выставка елочных игрушек прошлых времен, выставка игрушечных медведей разных времен, выставка старых кукол, выставка военной техники и машинок.

Образы некоторых игрушек — например, тряпичных кукол — можно воссоздать. Другой пример: задолго до появления скейтов мальчишки катались во дворах на самодельных тележках с колесиками из подшипников.
Участники фестиваля могут предложить свои варианты выставок игрушки.

Праздник народных игр

К этому празднику нужно специально готовиться — узнать, в какие народные игры любили играть в старые времена в вашем городе или селе; приготовить для них оборудование и освоить две-три игры.
Игры могут быть самыми разными — хороводными или подвижными.
Осваивать новые (то есть забытые старые) игры очень полезно в компании с родителями.
А в некоторые народные игры только родители и могут играть. Для дошколят они пока сложноваты. А вот для мам и пап — в самый раз. В этом случае дети превращаются в активных болельщиков.

В качестве варианта праздника можно предложить «Праздник забытых игр».

Предложите мамам и папам, бабушкам и дедушкам, воспитателям и знакомым вспомнить, в какие игры (подвижные, словесные, настольные, хороводные) они играли в детстве.
Смогут ли они вспомнить правила? Показать игру? Научить в нее играть?
Это не так-то просто! Есть среди ныне живущих те, кто лихо скакал через веревочку, когда было написано знаменитое бартовское «Я и боком, и на месте, и двумя ногами вместе»? Покажите класс!
А помнят ли нынешние воспитатели, как скакали в классики «без топтунчиков»? Не забыли, что такое «битка»? Еще чуть-чуть, и наши дети уже не смогут себе этого даже представить: коробочки из-под гуталина, в которые в 60-е насыпали песок, скоро совсем исчезнут из употребления: их вытеснят влажные губки для обуви.

Литературный праздник игрушки

Для этого праздника необходимо порыться в библиотечных фондах.
Замечательные детские поэты написали целые циклы стихов под названием «Игрушки».
Один из самых знаменитых и всем известных — цикл стихов Агнии Барто.
Но есть стихи об игрушках и у Валентина Берестова, и у Михаила Яснова, и у Эммы Мошковской, и у других поэтов.
А писатели сочиняли сказки. Джанни Родари, к примеру, написал сказочную повесть о путешествии игрушек на поезде «Голубая стрела». Каких только приключений с игрушками не происходило!
Стихи и фрагменты сказок могут лечь в основу детских представлений.
Можно организовать выставку поделок по мотивам сказок об игрушках.

Акция «Добрая игрушка»

Есть дети, которые живут в детских домах. Дети, которые часто и тяжело болеют и много времени проводят в больницах.
Вы можете сделать своими руками (с помощью родителей) игрушки в подарок и отправить их в дом малютки, в детский дом или в детскую больницу.
К участию в этих акциях мы призываем студентов педагогических колледжей и институтов.

Часть вторая. Воспитание игрой

Конкурс научно-методических работ

В конкурсе могут участвовать авторы и коллективы, приславшие свои работы в указанные сроки.
На конкурс принимаются работы по следующим номинациям.
Реализованный проект игротеки для детей дошкольного/предшкольного возраста (в образовательном учреждении, в библиотеке, во дворе, на предприятиях сферы обслуживания, в поликлинике и т.д.).
Авторские методики и приемы работы с использованием игры и игрушки в психолого-педагогической работе с различными группами детей (одаренными, детьми с особыми «потребностями», детьми из семей группы риска, детьми раннего возраста, детьми предшкольного возраста и т.п.).
Самодельные авторские игры и игрушки. (На конкурс необязательно представлять сами игры. Можно ограничиться их подробным описанием и фотографиями.)
Ко всем материалам, присланным на диске, просим прикладывать черно-белую распечатку.

Фестиваль «Мир игры» можно провести в своем детском саду — как праздник, объединяющий разные поколения.
Но можно превратить его в дело общегородского и даже регионального масштаба.
В этом случае регионы могут сами разработать этапы фестиваля, критерии оценки акций и научно-методических работ. Мы с удовольствием опубликуем эти разработки на страницах газеты. А инициаторы фестиваля примут участие в региональных церемониях награждения победителей.

Письма с описанием акций и научно-методические разработки принимаются на конкурс с декабря 2009 г. по июнь 2010 г.
2010 год должен стать в России Годом Учителя. А для нас он станет Годом Играющего педагога.

Фестиваль «Мир игры» можно провести на региональном уровне.
И тогда 2010-й — Год Учителя — станет для нас Годом Играющего педагога.
Рейтинг@Mail.ru