Продолжение. Начало в № 14, 15, 16/2009
В основу зоологического лото для детей
предшкольного возраста можно положить
краеведческий принцип. В этом случае на картах
будут изображены животные региона или (можно
взять уже) населенного пункта, в котором живут
дети. Это вовсе не означает, что все обитатели
местной природы знакомы детям. Скорее всего
многих они не видели, и даже их названия не
вызывают никаких ассоциаций. Это объяснимо: есть
животные, о которых мы с юных лет узнаем из
литературных произведений, из мультфильмов и
фильмов о природе, которых мы можем наблюдать в
зоопарке, увидеть в цирке — то есть в специально
созданных для этого условиях. Кто-то другой
находит для нас яркие слова, высвечивает
характерные черты облика животного, указывает на
его повадки, рассказывает об интересных случаях.
А высматривать в густой траве какого-нибудь жука,
разглядеть в ветвях высокого дерева какую-нибудь
птицу, т.е. наблюдать животных самостоятельно, в
естественных условиях, — это особый навык,
особое умение.
Так что животные родного края оказываются для
детей такими же «незнакомцами», как животные
Южной Америки или Австралии. Разница лишь в том,
что о последних нашим детям поведают
многочисленные энциклопедии о природе. А местные
животные такой чести скорее всего не удостоятся.
Это недоразумение можно исправить с помощью
лото. Для этого понадобятся картинки или
фотографии местных животных. И здесь потребуется
помощь не только родителей, но и сотрудников
краеведческого музея.
Можно пойти другим путем: раздобыть описание
видов фауны своего края и определитель птиц и
животных, обитающих на территории России, в двух
экземплярах. Определителями придется
пожертвовать для составления лото.
Краеведческое лото можно собрать тремя
способами.
Первый принцип. Все животные — на всех
картах
В наборе существует несколько карт, на
которых «вразбивку» представлены разные
животные. К примеру, белка, ушастая сова, дождевой
червь, воробей, крот, лисица.
На другой карте — другой набор животных: заяц,
дрозд, бабочка-капустница, лягушка, виноградная
улитка, кукушка.
Второй принцип. Животные
представлены по классам
В этом случае при составлении карт лото,
кроме краеведческого принципа, используется еще
и принцип классификации животных по классам. На
одной карте представлены только звери, на другой
— только птицы, на третьей — земноводные и змеи
(земноводные и рыбы), на четвертой — насекомые.
Вот, к примеру, перечень животных, обитающих в г.
Москве.
Млекопитающие (звери): еж, ласка, белка, бурозубка,
бобр, ондатра, выдра, выхухоль.
Птицы (первый вариант): воробей, голубь, ворона,
синица (длиннохвостая), пеночка-теньковка, сова
(ушастая), ястреб-тетеревятник, дубонос.
Птицы (второй вариант): снегирь (обыкновенный),
соловей (обыкновенный), дятел (малый пестрый),
кукушка (обыкновенная), ворон (обыкновенный),
сойка (обыкновенная), неясыть (обыкновенная),
королек (желтоголовый).
Рыбы и земноводные: лягушка остромордая, лягушка
прудовая, лягушка травяная, тритон обыкновенный,
ерш, карась, окунь, щука.
Насекомые — бабочка-траурница, бабочка-махаон,
стрекоза (большое коромысло), жук-бронзовка
(мраморная), жук-пожарник, шмель, комар,
жук-жужелица.
Но карты с изображением этих животных можно
перемешать между собой и составить лото по
первому принципу.
Третий принцип. Животные биоценозов
(см. Словарик в № 15/2009)
Этот принцип труднее всего реализовать.
Сложнее выделить объекты, на основе которых
будут создаваться карты, сложнее подбирать
иллюстративный материал. Но зато создается
познавательный материал, ценный с экологической
точки зрения. Ребенок на зрительном уровне (образ
заполненной карты) получает представление об
экосистеме как едином организме.
К примеру, в ваших краях есть лес (лесопарк), есть
пруд (река, болото), есть луг (распаханное поле).
Луг, парк и пруд станут содержательной и
изобразительной основой карты.
Соответственно, карт будет столько, сколько
местных биоценозов вы сможете выделить.
На маленьких карточках будут представлены
обитатели луга, парка, пруда, связанные разными
отношениями — пищевой цепочкой, симбиозом,
какими-то другими опосредованными отношениями.
Растения, характерные для данного биоценоза,
можно нарисовать в центре карты — для более
полной характеристики среды: ведь они необходимы
для существования целостной системы.
Четвертый принцип. Экосистемы
природных зон региона
Педагоги из детского сада № 66
«Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области,
работающие по программе Натальи Рыжовой «Наш дом
— природа», использовали при создании
зоологического лото несколько иной принцип.
Волгоградская область включает в себя
несколько природных зон, для каждой из которых
характерен какой-то специфический пейзаж.
Поэтому и карты созданы с учетом экосистем той
или иной природной зоны: есть зона лесов, зона
степей, полупустынь и т.д. Соответственно, в
центре одной карты нарисован лес, в центре другой
— степной или полупустынный пейзаж.
Чтобы увеличить количество карт,
созданных на основе третьего или четвертого
принципа, можно создавать дублирующие друг друга
карты. Например, две карты c изображением
смешанного леса, но с разными пейзажами. Животные
тоже могут повторяться, но должны быть
изображены в разных позах и разных ракурсах. А
можно для одной карты использовать образ
«одинокого» животного, а для другой — группу тех
же животных.
Тем не менее третий и четвертый принципы
не позволяют создать много карт для игры и
поэтому предполагают использование лото в
совсем маленьких группах, состоящих из двух-трех
детей.
Но такие карты — если сделать их
достаточно крупными — можно использовать на
занятиях по экологии, знакомству с окружающим
миром и развитию речи для коллективного
заполнения с комментариями.
Продолжение следует