Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2009

Играем с детьми в лото

Продолжение. Начало в № 14, 15, 16/2009

В основу зоологического лото для детей предшкольного возраста можно положить краеведческий принцип. В этом случае на картах будут изображены животные региона или (можно взять уже) населенного пункта, в котором живут дети. Это вовсе не означает, что все обитатели местной природы знакомы детям. Скорее всего многих они не видели, и даже их названия не вызывают никаких ассоциаций. Это объяснимо: есть животные, о которых мы с юных лет узнаем из литературных произведений, из мультфильмов и фильмов о природе, которых мы можем наблюдать в зоопарке, увидеть в цирке — то есть в специально созданных для этого условиях. Кто-то другой находит для нас яркие слова, высвечивает характерные черты облика животного, указывает на его повадки, рассказывает об интересных случаях. А высматривать в густой траве какого-нибудь жука, разглядеть в ветвях высокого дерева какую-нибудь птицу, т.е. наблюдать животных самостоятельно, в естественных условиях, — это особый навык, особое умение.
Так что животные родного края оказываются для детей такими же «незнакомцами», как животные Южной Америки или Австралии. Разница лишь в том, что о последних нашим детям поведают многочисленные энциклопедии о природе. А местные животные такой чести скорее всего не удостоятся.
Это недоразумение можно исправить с помощью лото. Для этого понадобятся картинки или фотографии местных животных. И здесь потребуется помощь не только родителей, но и сотрудников краеведческого музея.
Можно пойти другим путем: раздобыть описание видов фауны своего края и определитель птиц и животных, обитающих на территории России, в двух экземплярах. Определителями придется пожертвовать для составления лото.
Краеведческое лото можно собрать тремя способами.

Первый принцип. Все животные — на всех картах

В наборе существует несколько карт, на которых «вразбивку» представлены разные животные. К примеру, белка, ушастая сова, дождевой червь, воробей, крот, лисица.
На другой карте — другой набор животных: заяц, дрозд, бабочка-капустница, лягушка, виноградная улитка, кукушка.

 Второй принцип. Животные представлены по классам

В этом случае при составлении карт лото, кроме краеведческого принципа, используется еще и принцип классификации животных по классам. На одной карте представлены только звери, на другой — только птицы, на третьей — земноводные и змеи (земноводные и рыбы), на четвертой — насекомые.
Вот, к примеру, перечень животных, обитающих в г. Москве.
Млекопитающие (звери): еж, ласка, белка, бурозубка, бобр, ондатра, выдра, выхухоль.
Птицы (первый вариант): воробей, голубь, ворона, синица (длиннохвостая), пеночка-теньковка, сова (ушастая), ястреб-тетеревятник, дубонос.
Птицы (второй вариант): снегирь (обыкновенный), соловей (обыкновенный), дятел (малый пестрый), кукушка (обыкновенная), ворон (обыкновенный), сойка (обыкновенная), неясыть (обыкновенная), королек (желтоголовый).
Рыбы и земноводные: лягушка остромордая, лягушка прудовая, лягушка травяная, тритон обыкновенный, ерш, карась, окунь, щука.
Насекомые — бабочка-траурница, бабочка-махаон, стрекоза (большое коромысло), жук-бронзовка (мраморная), жук-пожарник, шмель, комар, жук-жужелица.
Но карты с изображением этих животных можно перемешать между собой и составить лото по первому принципу.

Третий принцип. Животные биоценозов

(см. Словарик в № 15/2009)

Этот принцип труднее всего реализовать. Сложнее выделить объекты, на основе которых будут создаваться карты, сложнее подбирать иллюстративный материал. Но зато создается познавательный материал, ценный с экологической точки зрения. Ребенок на зрительном уровне (образ заполненной карты) получает представление об экосистеме как едином организме.
К примеру, в ваших краях есть лес (лесопарк), есть пруд (река, болото), есть луг (распаханное поле).
Луг, парк и пруд станут содержательной и изобразительной основой карты.
Соответственно, карт будет столько, сколько местных биоценозов вы сможете выделить.
На маленьких карточках будут представлены обитатели луга, парка, пруда, связанные разными отношениями — пищевой цепочкой, симбиозом, какими-то другими опосредованными отношениями.
Растения, характерные для данного биоценоза, можно нарисовать в центре карты — для более полной характеристики среды: ведь они необходимы для существования целостной системы.

Четвертый принцип. Экосистемы природных зон региона

Педагоги из детского сада № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области, работающие по программе Натальи Рыжовой «Наш дом — природа», использовали при создании зоологического лото несколько иной принцип.

Волгоградская область включает в себя несколько природных зон, для каждой из которых характерен какой-то специфический пейзаж. Поэтому и карты созданы с учетом экосистем той или иной природной зоны: есть зона лесов, зона степей, полупустынь и т.д. Соответственно, в центре одной карты нарисован лес, в центре другой — степной или полупустынный пейзаж.

Чтобы увеличить количество карт, созданных на основе третьего или четвертого принципа, можно создавать дублирующие друг друга карты. Например, две карты c изображением смешанного леса, но с разными пейзажами. Животные тоже могут повторяться, но должны быть изображены в разных позах и разных ракурсах. А можно для одной карты использовать образ «одинокого» животного, а для другой — группу тех же животных.

Тем не менее третий и четвертый принципы не позволяют создать много карт для игры и поэтому предполагают использование лото в совсем маленьких группах, состоящих из двух-трех детей.

Но такие карты — если сделать их достаточно крупными — можно использовать на занятиях по экологии, знакомству с окружающим миром и развитию речи для коллективного заполнения с комментариями.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru