Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2009
Современные родители уверены: будущее ребенка зависит от умения читать. Поэтому малыша во что бы то ни стало нужно научить этому до поступления в первый класс. Характер «собеседования» с будущим первоклассником в разного рода лицеях и гимназиях только укрепляет подобные представления.
Общественное мнение по этому поводу оказалось настолько сильным, что многие программы для детей предшкольного возраста с грифом министерства включают материал по обучению чтению — несмотря на сохранение букварного периода в первом классе (даже в лицеях и гимназиях), несмотря на взаимные декларации о преемственности, на разговоры о том, как скучно будет маленькому «грамотею» повторно высиживать уроки по знакомству с буквами.
Читать, читать, читать! Взрослые буквально толкают детей к знаниям. И мы сегодня уже озабочены не тем, надо это делать или нет, а тем, как бы слишком сильно не навредить ребенку. Как бы решить по ходу дела другие очень важные задачи: например, использовать садовский период для предупреждения будущих возможных сложностей в обучении грамоте и письму.
На что при этом следует ориентироваться?
На знание возрастных особенностей ребенка — психологических и физиологических. На представление о только формирующейся произвольности. На убежденность в том, что ребенок легче всего и органичнее всего учится играя.
И здесь воспитателей многому могли бы научить логопеды. Они давно уже научились делать то, о чем мы только задумываемся. Ведь парадоксальным образом у детей с нарушенным речевым развитием коррекция речевых недостатков часто осуществляется с помощью опережающего обучения чтению. Более того: эта коррекция нацелена на будущее — помогает предотвратить проблемы безграмотного письма. Так что — прислушаемся к логопедам.

Игры для чтения и развлечения

Логопедический «компьютер»

В последние годы часто приходится слышать от родителей: «Не оттащить ребенка от компьютера, ничем, кроме своих игр, не интересуется». Учитывая эту тягу детей к компьютеру, можно изготовить «Логопедический компьютер».
Игра помогает ребенку освоить навыки звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности; учит свободно ориентироваться в звуковой действительности; знакомит детей с графическим изображением букв алфавита и их расположением на клавиатуре; обучает осмысленному чтению односложных, двухсложных и трехсложных слов.

Устройство логопедического «компьютера»

Для игры нужна клавиатура от компьютера, вместо монитора устанавливается магнитная доска. Верхний регистр клавиш заклеен синими и зелеными квадратиками, обозначающими твердые и мягкие согласные. Второй регистр — красными квадратиками, обозначающими гласные звуки. Буквы из кассы букв и слогов приклеены на соответствующие клавиши. Клавиша «пробел» заклеена коричневой полоской, которая обозначает слово, есть клавиши с желтыми полосками, обозначающими слоги.

Описание игры

Играют два игрока. На начальном этапе это могут быть ребенок и взрослый. На «мониторе» укрепляется предметная картинка. Ребенок составляет звуко-слоговую схему слова или «печатает» его, используя буквы, — нажимает соответствующие клавиши, а взрослый в это время прикрепляет соответствующие символы или буквы к магнитной доске.

«Говорящие рыбки»

Игра помогает знакомить детей с буквами и графическим изображением слогов и упражнять в составлении слов.

Устройство «водоема» с рыбками

Объемная прозрачная емкость (пластиковая коробка из-под торта, большая бутыль из-под воды и т.п.) оформляется как макет водоема.
Из цветного картона вырезаются рыбки.
К рыбкам с одной стороны с помощью скрепки крепится изображение слогов. Количество рыбок, количество используемых цветов и слогов варьируется в зависимости от конкретных задач занятия. Если ребенок будет составлять двухсложные слова, можно «запустить» в водоем шесть рыбок трех цветов — по две рыбки каждого цвета. Если слова будут трехсложными, для трех слов понадобится девять рыбок.
Еще для игры нужна удочка с маленьким магнитом на конце, притягивающим скрепки.

Описание игры

Два-три играющих по жребию определяют, рыбок какого цвета кто из них будет ловить. Затем один из них берет удочку и вылавливает рыбок заданного цвета. Затем нужно перевернуть рыбок слогами вверх и составить из слогов слово — помочь рыбкам «заговорить».
Другие играющие вместе с педагогом в это время оценивают правильность действий своего товарища.
Если дети уже освоили игру, можно сделать несколько удочек и позволить детям одновременно вылавливать рыбок. Когда все слова будут выложены, каждый ребенок должен будет прочитать слово, выложенное соседом справа.

«Слоговое лото»

Игра развивает способность опознавать знакомые слоги.

Материалы для лото

Лото состоит из нескольких больших карт (по количеству играющих) и набора маленьких карточек. На больших картах нарисованы слоги. На маленьких изображены те же слоги. Слоги на больших картах не должны повторяться.

Описание игры

Играют так же, как в обычное лото. Ведущий вытягивает карточку и говорит: «У кого слог «ма»?» Игрок, у которого на карте есть слог «ма», поднимает руку, получает маленькую карточку и закрывает соответствующее окошко на большой карте.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет все окошки.
У игры есть несколько уровней сложности.
Сначала можно показывать карточку со слогом и называть слог.
Затем просто называется слог, а от играющих требуется узнать его на большой карте.
В конце концов ведущий может поднимать маленькую карточку и спрашивать: «У кого этот слог?» Играющие должны его прочитать и соотнести со своей картой.

Рейтинг@Mail.ru