Приемы работы с картой на фронтальном
занятии
«Заселим лес (луг, пруд)»
Карта укреплена на магнитной доске.
Педагог предлагает детям сказать, что изображено
на карте.
— Это лес.
— Кто живет в лесу? (Ответы детей.) Верно. В лесу
живут разные животные: звери, птицы, насекомые,
ящерицы, лягушки, змеи, черви. Но здесь, на
картинке, нарисован не просто лес. Это лес, в
который мы с вами много раз ходили гулять. Кого мы
с вами там видели? (Ответы детей.) Но на самом деле
в нашем лесу живет гораздо больше животных.
Просто они скрываются от человека, и заметить их
можно, только обладая специальным умением
наблюдать, читать следы. Мы тоже будем этому
учиться. А пока просто поверим ученым, которые
изучают мир нашего леса. Некоторых «невидимых»
животных мы с вами уже запомнили и сейчас
расселим их на карте леса.
Затем педагог по одному вызывает детей к столу,
предлагает выбрать любую маленькую карточку с
изображением животного и поместить ее на большую
карту. (Карточки закрепляются магнитами.)
Заполнив карту, дети хором перечисляют названия
«заселяющих» лес животных. Можно предложить
кому-то из желающих выйти к доске и повторить
упражнение без поддержки группы.
«Эстафета»
Эстафету «Животные нашего края» на
основе лото можно включать в занятия тогда, когда
дети уже знакомы с правилами игры и в основном
запомнили названия животных на картинках.
Группа делится на две-три команды — по
количеству больших карт. Карты укрепляются на
магнитной доске на уровне роста детей — так,
чтобы даже невысокие ребята могли доставать до
верхнего ряда. Рядом столик с набором маленьких
карточек.
Команды выступают по очереди. Игроки
выстраиваются в затылок друг другу. По сигналу
ведущего первый игрок бежит к доске, выбирает
карточку с животным, выкрикивает его название,
прикрепляет на свободную клетку. Затем он быстро
возвращается к своей команде, хлопает по ладони
следующего игрока и становится в хвост колонны.
Если игрок допустил ошибку в названии, команда
может его поправить. Тогда карточка закрепляется
в клеточке, но команда получает штрафное очко.
Если члены команды тоже допустят ошибку в
названии, клеточка остается пустой, и пробег
игрока считается холостым.
Когда карта заполнена, ведущий объявляет время,
которое команда потратила на выполнение задания.
К примеру, команда выполнила задание за десять
минут. За это она получает десять очков. К десяти
очкам прибавляются два штрафных очка, и это число
записывается в табло.
Затем выступает следующая команда, заполняющая
свою карту.
Выигрывает та команда, которая набрала меньшее
количество очков.
Эстафеты подобного рода можно использовать во
время экологических праздников. Членами команд
могут быть и родители. Можно устраивать
состязания между командой детей и командой
родителей.
Если команда родителей состоит из десяти
человек, а в группе двадцать детей, значит,
родительской команде придется состязаться два
раза — сначала с одной детской командой, потом с
другой. Взрослым не повредит лишняя пробежка. Но
все дети обязательно должны принять участие в
эстафете.