Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2009

Методическая служба дошкольного образования на современном этапе

Изменения в методической службе ОУ должны отражать специфику изменений, происходящих в дошкольном образовании.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

— изменение и обновление его содержания;
— вариативность;
— гуманизацию;
— укрепление правовых основ;
— более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных (новых) информационных технологий);
— системный подход к работе педагога ОУ (образовательные технологии).

В соответствии с этими тенденциями необходимо сформулировать цели и задачи методической работы на современном этапе. Сделать это — значит определить желаемую результативность.

Основные цели методической службы в современных условиях

1. Создание системы методических услуг на основании потребностей педагогов (т.е. заказчиков).

Примерные задачи:

— организация информационного обеспечения педагогов (информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе, последних достижениях дошкольной педагогики);
— внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных методик, средств;
— освоение (апробация, корректировка) и внедрение новых образовательных технологий (к примеру, дистанционного обучения);
— изучение и использование на практике современных способов диагностирования успешности ребенка;
— выявление и предупреждение недостатков, затруднений, перегрузки в работе педколлектива и др.

2. Создание условий научно-исследовательской работы педагогам в режиме инновационной деятельности.

Примерные задачи:

— развитие совместных проектов с региональными и зарубежными партнерами (в Москве — совместный пилотный проект ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование: от младенчества до школы»);
— выбор, освоение, апробация, корректировка, поэтапное внедрение авторских программ, интегрированных курсов и спецкурсов (образовательной, коррекционной направленности);
— создание и практическая апробация новой модели методической службы ОУ, обеспечивающей развитие педагогического мастерства педагога, повышение его мотивации, самосовершенствования;
— организационная, педагогическая и содержательная поддержка инновационной деятельности педагогов; поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.

3. Развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогов.

Примерные задачи:

— обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого столичному образованию;
— стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива, активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе;
— повышение уровня психологической оснащенности и готовности педагога;
— развитие взаимодействия с вузами, научными учреждениями, родителями, общественностью.

4. Трансляция педагогического опыта в практику работы: выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива.
Безусловно, это лишь примерный и далеко не полный перечень целей и задач. Цели и задачи методической службы реализуются в ее содержании и находятся в прямой зависимости от ее форм.
Для того чтобы реализовывать заявленные цели и задачи в условиях обновления содержания дошкольного образования, формы, модели и направления методической работы должны совершенствоваться и изменяться в соответствии с современными тенденциями в развитии образования.

Современные тенденции в развитии образования

Вариативность в выборе структуры методического пространства. Различные модели методической службы реализуют различное содержание работы и по-разному эффективны в зависимости от потребностей и возможностей ОУ.

Развитие личности ребенка связано с личностью педагога.
Ориентируясь на формирование личности ребенка, необходимо помнить, что она формируется личностью педагога. Поэтому для роста его профессионального мастерства структура методической службы должна быть действенной и эффективной, т.е. модель должна быть адекватна отражаемому объекту. Структура методического пространства должна учитывать возможности и потребности ДОУ (учет задач, стоящих перед образовательным учреждением, направлений деятельности, учет состава педагогического коллектива и т.д. в соответствии с рядом критериев, среди которых одним из основных является потребность в решении конкретных проблем и затруднений).

  • Проблемно-диагностический подход при формировании модели методической службы.
    Специально проводимые диагностические процедуры направлены на выявление личностных и профессиональных проблем педагога ДОУ с целью управления успехом, создания наилучших условий для деятельности.

  • Многообразие форм методической работы, которые могут быть использованы (коллективные, групповые, индивидуальные).
    Формы определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, но обладают при этом некоторой самостоятельностью. Огромный арсенал форм методической работы предоставляет возможности для оптимального выбора в зависимости от потребности ДОУ, которые выявляются диагностически.

  • Одна из современных тенденций — использование преимуществ микрогрупповой работы. Объединение педагогов в ДОУ в проблемные группы на определенный фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлеченных педагогических проблем в пользу реальных затруднений.
    Эти затруднения могут подразумевать:

а) решение общепедагогических проблем, разъяснение общепедагогических вопросов;
б) решение актуальных вопросов, определяемых современной проблематикой дошкольного образования;
в) вопросы частных специальных методик (изменение содержания образования по отдельным направлениям, использование новых форм контроля и др.).

  • Совершенствование методической работы в сторону ее большей индивидуализации.
    Методическая работа сегодня не может укладываться исключительно в массовые формы. Необходимо развивать различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы.

  • Изменение содержания методической работы. Содержательную основу методической работы можно представить, к примеру, следующим образом:

Первый блок

  • Ведущие и современные проблемы в развитии дошкольной педагогики в целом и в той или иной методике в частности.

  • Новые образовательные технологии, тенденции в развитии дошкольного образования, новые концепции.

  • Новое учебно-методическое обеспечение в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования (учебные планы, программы, пособия и др.).

Второй блок

Овладение современным педагогическим опытом, который может проявляться в методах и формах обучения, в новых аспектах воспитательной работы, в психологической подготовке.

Третий блок

Учет индивидуальных информационных потребностей педагога.
Данный способ построения содержания является примерным. Блоки или направления можно выделить иначе, но все они обязательно будут затрагивать те или иные стороны общепедагогической, мировоззренческой, методической и дидактической подготовки педагога.

  • Усиление внимания к инновационной деятельности.
    Системный подход в организации и содержании методической работы, демократизация ее построения, позволяющая создать более приемлемые, благоприятные условия для профессионального роста педагогов ДОУ, дает возможность решать актуальные задачи, поставленные современным уровнем развития столичного дошкольного образования.

Рейтинг@Mail.ru