Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2009

Детский сад будущего

Рисунок Марии Овчинниковой

Рисунок Марии Овчинниковой

Весной 2008 г. Департамент образования города Москвы провел конкурс «Детский сад будущего». Конкурс должен был способствовать созданию инновационного образовательного пространства и формированию образовательной политики в области дошкольного образования, в области повышения его качества. Участникам конкурса предлагалось проявить творчество, профессиональную компетентность и, используя инновационный потенциал своих педагогических коллективов, представить проект «Детский сад будущего».
Анализ деятельности ДОУ и их руководителей, работающих в инновационном режиме, убеждает: развитие дошкольного образования и образ будущего детского сада должны проектироваться по нескольким направлениям. Поэтому организаторы конкурса определили такие технологические модули детского сада будущего:

  • «Растим интеллектуальный потенциал России» — развитие способностей и талантов, работа с одаренными детьми;

  • «Ребенок в многонациональном мегаполисе» — воспитание толерантности;

  • «Малыши столицы» — развитие и воспитание детей от 0 до 3 лет;

  • «Ребенок и взрослый» — педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и родителями;

  • «Здоровый ребенок» — физкультура и спорт в детском саду;

  • «Равные шансы для всех» — инклюзивное и интегративное образование;

  • «Открытые возможности: поддержка детской инициативности» — проекты и исследования;

  • «Растим патриотов России» — моя семья, мой город, моя страна;

  • «Современный руководитель детского сада» — управленческие технологии;

  • «Современные информационные технологии в государственных образовательных учреждениях» — управление, образование, воспитание.

Почему для конкурса была выбрана форма проектов? Проектная деятельность требует анализа существующей практики, умения выделять насущные проблемы, продумывать возможности их устранения и создание условий для развития учреждения.
Важная особенность проектной деятельности — ее адресность. Очень важно указать, на каком уровне структуры дошкольного образования предполагаемое нововведение найдет себе место — на уровне города, округа, учреждения или в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Затронет ли нововведение личность руководителя, педагогический или детско-родительский коллектив?

Конкурс был проведен в три этапа.
Первый этап — подача заявки на участие в конкурсе по определенной форме. Экспертная группа, в состав которой вошли ведущие ученые, преподаватели вузов, специалисты и методисты системы дошкольного образования, провела экспертизу представленных заявок. По результатам первого этапа часть учреждений была допущена к участию во втором этапе.
На втором этапе к экспертизе было представлено 175 инновационных проектов по десяти номинациям. Процедура проведения экспертизы и подготовка аналитических материалов по ее итогам были направлены на поиск принципиально новых проектов, перспективных с точки зрения их внедрения в широкую практику дошкольного образования.
Работа жюри строилась следующим образом. Эксперт должен был изучить и оценить в баллах по специально разработанным критериям каждый представленный проект.
Ранжирование проектов показало их неоднородность, различный уровень притязаний и проработанности. Многие проекты в качестве результата предполагали улучшение работы конкретного учреждения. Как правило, в них для решения поставленных задач предлагалось использовать известные, но несколько модифицированные технологии. Такие проекты не представляют большой интерес для других ДОУ и системы московского образования в целом. Некоторые руководители проектов не могли четко спроектировать конечный результат деятельности, прописать этапы его достижения. А ведь развитие — это изменения направленные, закономерные и необратимые. Они должны прогнозироваться.
Каждый представленный проект рассматривался как нововведение, т.е. комплексный процесс создания, распространения, внедрения новых элементов в существующую практику дошкольного образования.
В номинации «Современный руководитель», к примеру, победили три учреждения. Тема проекта ДОУ № 2534 «Золотой ключик» — «Создание информационно-издательского центра технической поддержки и сопровождения профессиональной деятельности». Тема проекта ДОУ № 908 — «Создание компьютерной организационно-управленческой модели, отражающей основные направления коррекционно-образовательной деятельности детского сада». А ГОУ № 2230 заявило проект по теме «Разработка модели управления процессом взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам психолого-педагогической компетенции и поддержки родителей в исследовании здоровьесберегающих технологий психофизической реабилитации детей 3–7 лет с нарушением зрения и формирования у них культуры здоровья».
Реализация этих проектов, безусловно, будет способствовать развитию инновационного пространства.

Победителями и призерами Московского городского конкурса «Детский сад будущего» стали 30 ДОУ. В каждой из 10 номинаций были определены первое, второе и третье места. Победители по условию конкурса через три года должны представить конкретные результаты заявленного проекта: создание программ, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, компьютерных игр, издание сборников и др.
Обязательное условие реализации пилотного проекта — его широкое обсуждение, дискуссии вокруг возникающих проблем и даже отдельных пошаговых действий участников.

Рейтинг@Mail.ru