Рисунок Марии Овчинниковой
Весной 2008 г. Департамент
образования города Москвы провел конкурс
«Детский сад будущего». Конкурс должен был
способствовать созданию инновационного
образовательного пространства и формированию
образовательной политики в области дошкольного
образования, в области повышения его качества.
Участникам конкурса предлагалось проявить
творчество, профессиональную компетентность и,
используя инновационный потенциал своих
педагогических коллективов, представить проект
«Детский сад будущего».
Анализ деятельности ДОУ и их руководителей,
работающих в инновационном режиме, убеждает:
развитие дошкольного образования и образ
будущего детского сада должны проектироваться
по нескольким направлениям. Поэтому
организаторы конкурса определили такие
технологические модули детского сада будущего:
«Растим интеллектуальный потенциал
России» — развитие способностей и талантов,
работа с одаренными детьми;
«Ребенок в многонациональном
мегаполисе» — воспитание толерантности;
«Малыши столицы» — развитие и
воспитание детей от 0 до 3 лет;
«Ребенок и взрослый» — педагогика
сотрудничества, диалог с ребенком и родителями;
«Здоровый ребенок» — физкультура и
спорт в детском саду;
«Равные шансы для всех» — инклюзивное
и интегративное образование;
«Открытые возможности: поддержка
детской инициативности» — проекты и
исследования;
«Растим патриотов России» — моя семья,
мой город, моя страна;
«Современный руководитель детского
сада» — управленческие технологии;
«Современные информационные
технологии в государственных образовательных
учреждениях» — управление, образование,
воспитание.
Почему для конкурса была
выбрана форма проектов? Проектная деятельность
требует анализа существующей практики, умения
выделять насущные проблемы, продумывать
возможности их устранения и создание условий для
развития учреждения.
Важная особенность проектной деятельности — ее
адресность. Очень важно указать, на каком уровне
структуры дошкольного образования
предполагаемое нововведение найдет себе место —
на уровне города, округа, учреждения или в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Затронет ли нововведение личность руководителя,
педагогический или детско-родительский
коллектив?
Конкурс был проведен в три
этапа.
Первый этап — подача заявки на участие в
конкурсе по определенной форме. Экспертная
группа, в состав которой вошли ведущие ученые,
преподаватели вузов, специалисты и методисты
системы дошкольного образования, провела
экспертизу представленных заявок. По
результатам первого этапа часть учреждений была
допущена к участию во втором этапе.
На втором этапе к экспертизе было представлено 175
инновационных проектов по десяти номинациям.
Процедура проведения экспертизы и подготовка
аналитических материалов по ее итогам были
направлены на поиск принципиально новых
проектов, перспективных с точки зрения их
внедрения в широкую практику дошкольного
образования.
Работа жюри строилась следующим образом. Эксперт
должен был изучить и оценить в баллах по
специально разработанным критериям каждый
представленный проект.
Ранжирование проектов показало их
неоднородность, различный уровень притязаний и
проработанности. Многие проекты в качестве
результата предполагали улучшение работы
конкретного учреждения. Как правило, в них для
решения поставленных задач предлагалось
использовать известные, но несколько
модифицированные технологии. Такие проекты не
представляют большой интерес для других ДОУ и
системы московского образования в целом.
Некоторые руководители проектов не могли четко
спроектировать конечный результат деятельности,
прописать этапы его достижения. А ведь развитие
— это изменения направленные, закономерные и
необратимые. Они должны прогнозироваться.
Каждый представленный проект рассматривался как
нововведение, т.е. комплексный процесс создания,
распространения, внедрения новых элементов в
существующую практику дошкольного образования.
В номинации «Современный руководитель», к
примеру, победили три учреждения. Тема проекта
ДОУ № 2534 «Золотой ключик» — «Создание
информационно-издательского центра технической
поддержки и сопровождения профессиональной
деятельности». Тема проекта ДОУ № 908 — «Создание
компьютерной организационно-управленческой
модели, отражающей основные направления
коррекционно-образовательной деятельности
детского сада». А ГОУ № 2230 заявило проект по теме
«Разработка модели управления процессом
взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам
психолого-педагогической компетенции и
поддержки родителей в исследовании
здоровьесберегающих технологий психофизической
реабилитации детей 3–7 лет с нарушением зрения и
формирования у них культуры здоровья».
Реализация этих проектов, безусловно, будет
способствовать развитию инновационного
пространства.
Победителями и призерами
Московского городского конкурса «Детский сад
будущего» стали 30 ДОУ. В каждой из 10 номинаций
были определены первое, второе и третье места.
Победители по условию конкурса через три года
должны представить конкретные результаты
заявленного проекта: создание программ,
методических рекомендаций, учебно-методических
пособий, компьютерных игр, издание сборников и
др.
Обязательное условие реализации пилотного
проекта — его широкое обсуждение, дискуссии
вокруг возникающих проблем и даже отдельных
пошаговых действий участников.