Эта игра
позволяет детям осознать, что все живые
организмы на Земле связаны друг с другом так же
тесно, как ниточки в паутине. Порвешь одну,
остальные ослабнут, и в конце концов паутина
жизни исчезнет.
Сделайте как
можно больше карточек (15–20) с изображениями
растений и животных, которые относятся к разным
группам: хищникам, травоядным, «санитарам» (то
есть тем, кто уничтожает мертвые остатки
растений и животных, — это грибы, некоторые жуки,
бактерии, дождевые черви). Общее число карточек
зависит от количества участников игры. Карточек
хищников должно быть меньше, чем травоядных, а
карточек травоядных — меньше, чем карточек с
изображением растений.
Для удобства карточки прикрепляются к одежде
играющих как значки или закрепляются на шнурках
и вешаются на шею каждому игроку. Во время игры
руки участников должны быть свободны.
Потребуется также длинный, достаточно толстый
шнур. Его длина также зависит от количества
участников: чем их больше, тем длиннее веревка.
Участники игры
становятся в круг, в центре — ведущий.
Ведущий предлагает детям создать сеть (паутину)
жизни. Эта сеть объединит в единое целое всех, кто
обитает на Земле. «Жизнь на нашей планете, —
говорит ведущий, — возможна благодаря Солнцу.
Солнце дает свою энергию растениям.
После этого ведущий просит взять в руки и крепко
держать конец веревки участника, на карточке
которого изображено растение.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Долфин". Лечение
гайморита у детей, лечение гриппа и насморка. Ингалятор для носа, промывание
носа, продукция "Долфин", инструкции и показания, отзывы покупателей, информация о
том, где купить, бесплатная онлайн-консультация и вебинары. Подробнее смотрите на
сайте, который располагается по адресу: http://dolphin.ru/.
Кто может съесть это растение? Отзывается,
например, игрок с картинкой зайца. Ведущий тянет
к нему веревку от предыдущего участника игры и
предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен
быть хорошо натянут.
Далее в игру вступает ребенок с карточкой волка:
волк может съесть зайца. Теперь веревка тянется к
нему. Но и волк не вечен. Когда он умрет — от
старости или болезни, в результате неудачной
охоты или нападения более сильного животного, —
его останки «съедят» бактерии или
жуки-мертвоеды. Значит, следующим в игру вступает
ребенок с изображением бактерий или жука.
Бактерии и жуки-мертвоеды — это природные
санитары. Они очищают окружающий мир от останков
умерших животных. В результате их работы останки
превращаются в перегной и обогащают почву. В
почве появляется больше пищи для растений.
А это значит, что в нашей цепочке опять
появляется растение: в игру вступает новый игрок.
Его снова «съедает» травоядное животное. На
травоядное животное охотится новый хищник, и т.п.
Постепенно все участники игры оказываются
вовлеченными в сеть-паутину. Игра заканчивается,
когда вся веревка оказывается в руках участников
игры в виде натянутой сетки. Ведущий предлагает
проверить сеть на прочность: положить на нее
какой-либо широкий и достаточно тяжелый предмет,
например, книгу. Вот так и паутина жизни на нашей
планете выдерживает очень многое.
Но наступает момент, когда и у нее кончаются
запасы сил. Ведущий сообщает, что человек
уничтожил волка. (На месте волка может быть и
другое животное.) «Волк» отпускает шнур. Кто
почувствовал, что шнур в его руках ослаб
(например, игрок-заяц), тоже отпускает веревку и
т.д. В результате из-за исчезновения одного
хищника распадается вся паутина жизни.
В заключение ведущий подчеркивает, насколько в
природе все тесно связано между собой и как важно
сохранить на Земле «сферу жизни».