Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2009

Экологические игры Натальи Рыжовой. Сплетем паутину жизни

Эта игра позволяет детям осознать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом так же тесно, как ниточки в паутине. Порвешь одну, остальные ослабнут, и в конце концов паутина жизни исчезнет.

Сделайте как можно больше карточек (15–20) с изображениями растений и животных, которые относятся к разным группам: хищникам, травоядным, «санитарам» (то есть тем, кто уничтожает мертвые остатки растений и животных, — это грибы, некоторые жуки, бактерии, дождевые черви). Общее число карточек зависит от количества участников игры. Карточек хищников должно быть меньше, чем травоядных, а карточек травоядных — меньше, чем карточек с изображением растений.
Для удобства карточки прикрепляются к одежде играющих как значки или закрепляются на шнурках и вешаются на шею каждому игроку. Во время игры руки участников должны быть свободны.
Потребуется также длинный, достаточно толстый шнур. Его длина также зависит от количества участников: чем их больше, тем длиннее веревка.

Участники игры становятся в круг, в центре — ведущий.
Ведущий предлагает детям создать сеть (паутину) жизни. Эта сеть объединит в единое целое всех, кто обитает на Земле. «Жизнь на нашей планете, — говорит ведущий, — возможна благодаря Солнцу. Солнце дает свою энергию растениям.
После этого ведущий просит взять в руки и крепко держать конец веревки участника, на карточке которого изображено растение.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Долфин". Лечение гайморита у детей, лечение гриппа и насморка. Ингалятор для носа, промывание носа, продукция "Долфин", инструкции и показания, отзывы покупателей, информация о том, где купить, бесплатная онлайн-консультация и вебинары. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://dolphin.ru/.

Кто может съесть это растение? Отзывается, например, игрок с картинкой зайца. Ведущий тянет к нему веревку от предыдущего участника игры и предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен быть хорошо натянут.
Далее в игру вступает ребенок с карточкой волка: волк может съесть зайца. Теперь веревка тянется к нему. Но и волк не вечен. Когда он умрет — от старости или болезни, в результате неудачной охоты или нападения более сильного животного, — его останки «съедят» бактерии или жуки-мертвоеды. Значит, следующим в игру вступает ребенок с изображением бактерий или жука.
Бактерии и жуки-мертвоеды — это природные санитары. Они очищают окружающий мир от останков умерших животных. В результате их работы останки превращаются в перегной и обогащают почву. В почве появляется больше пищи для растений.
А это значит, что в нашей цепочке опять появляется растение: в игру вступает новый игрок. Его снова «съедает» травоядное животное. На травоядное животное охотится новый хищник, и т.п.
Постепенно все участники игры оказываются вовлеченными в сеть-паутину. Игра заканчивается, когда вся веревка оказывается в руках участников игры в виде натянутой сетки. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность: положить на нее какой-либо широкий и достаточно тяжелый предмет, например, книгу. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое.
Но наступает момент, когда и у нее кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка. (На месте волка может быть и другое животное.) «Волк» отпускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, игрок-заяц), тоже отпускает веревку и т.д. В результате из-за исчезновения одного хищника распадается вся паутина жизни.
В заключение ведущий подчеркивает, насколько в природе все тесно связано между собой и как важно сохранить на Земле «сферу жизни».

Рейтинг@Mail.ru