Продолжение. Начало см. в № 17, 18/2009
Тема вторая: Мир животных
Занятия для детей младшего
дошкольного возраста
Вводное занятие «Птицы большие и
маленькие»
Содержание. Внимательно рассмотрите
изображения птиц. Сравните образ птицы с образом
человека. Под звуки музыки попросите детей
полетать, как птички, помахать руками-крылышками,
поклевать носиками семечки.
Рассматривая изображение вороны,
воробья, голубя и т.п., зарисовки птиц,
выполненных В.Серовым, А.Пластовым, В.Ватагиным,
В.Суриковым и др., задайте детям вопросы: «Какая
птица самая большая? Какая — маленькая? Как мы
догадались, что птица смотрит вверх или вниз? Из
чего вылупляются птицы?».
Покажите прием изображения птицы от
яйца-туловища. Обратите внимание на изображение
шеи, ног и клюва (направление клюва говорит о том,
куда смотрит птичка: вверх, вперед, назад или
вниз).
Задание. Изображение больших и
маленьких птиц, клюющих зернышки (птицы
наклонили головки), любующихся солнышком (птицы
подняли клювы вверх) и т.п.
Материалы. Бумага (1/2 альбомного
листа), черный или коричневый фломастер.
Примечание. Детские рисунки этого и
других занятий могут быть еще несовершенными,
некоторые дети пока не в состоянии выйти из
периода «каракулей». Педагог должен уважительно
относиться к результатам их «каракульного» и
«схематичного» творчества, поощрять образы,
напоминающие что-то реальное (круг — голова,
прямая линия — клюв и т.п.).
Занятие «Любопытные цыплята»
Содержание. Вместе с детьми
внимательно рассмотрите репродукции картин с
цыплятами и их стилизованные изображения,
выполненные художниками-иллюстраторами
(мультипликаторами). Обратите внимание на форму
тела, головы, хвоста, клюва, лапок и др. Спросите
ребят: «Откуда появляются на свет цыплята?».
Покажите куриное яйцо. Сравните образ пушистого
цыпленка с образом круглого солнышка.
На столах у детей стоят баночки с серой, желтой,
оранжевой, красной гуашью.
Покажите прием изображения цыпленка желтой или
оранжевой краской, начиная изображение от яйца
(туловища овальной формы).
При изображении пушистого оперения цыплят можно
использовать метод тычка щетинной кистью: когда
кисть опускается на лист своей торцевой частью,
то оставляет «пушистый» след.
Обратите внимание на форму и положение клюва
цыпленка: клюв направлен вниз — клюет зернышки,
клюв поднят вверх — любуется солнышком, в
сторону — смотрит на своего друга, клюв раскрыт
— разговаривает или чем-то восхищается и т.п.
Обратите также внимание на изображение лапок:
ножки вместе (параллельны) — цыпленок стоит, ноги
в разные стороны — цыпленок бежит.
После того как малыши изобразят одного цыпленка,
попросите их нарисовать второго — его друга.
После того как дети изобразят цыплят, попросите
их вокруг птиц нарисовать солнышко красной или
оранжевой краской (по выбору детей).
По окончании работы вместе с ребятами придумайте
рисункам названия.
Задание. Изображение любопытных
цыплят, сующих во все свой нос (клюв) и т.д.
Материалы. Бумага, гуашь (серая,
желтая, красная, оранжевая) или др.
Занятие «Сорока-белобока кашу
варила...»
Содержание. Вместе с детьми
внимательно рассмотрите изображение сороки.
Обратите внимание на форму ее тела, головы,
хвоста, клюва и др. Спросите ребят: «Почему сороку
прозвали «белобокой»?». Сравните образ птицы с
образом человека. Под звуки музыки попросите
детей полетать, как птички, помахать
руками-крылышками, поклевать носиками семечки и
т.п.
После этого прочитайте детям считалку
«Сорока-белобока кашу варила, деток кормила...».
Анализируя книжные иллюстрации, задайте детям
вопросы: «Какая птица самая главная (самая
большая)? Где ее деточки? Как вы догадались, что
птица смотрит вверх или вниз? Из чего вылупляются
птицы?».
На столах у детей стоят баночки с черной, белой,
серой, красной, желтой гуашью.
Покажите прием изображения птицы белой, черной
или темно-серой гуашевыми красками, начиная
рисунок от яйца-туловища. Обратите внимание на
изображение шеи, лапок и клюва (направление клюва
говорит о том, куда смотрит птичка: вверх, вперед,
назад или вниз).
После того как дети изобразят сороку и ее деток,
вокруг птиц методом мозаичных мазков
(примакиванием) можно изобразить пушистый снежок
или дорисовать солнышко (или солнечные зайчики и
т.п.) желтой, красной или оранжевой краской (по
выбору детей).
По окончании работы вместе с ребятами придумайте
рисункам названия.
Задание. Изображение большой сороки
и ее деток, клюющих зернышки (птицы наклонили
головки), птиц, любующихся солнышком (птицы
подняли клювы вверх), и т.п.
Материалы. Бумага, гуашь (белая,
серая, черная, желтая, красная, оранжевая и другие
материалы).
Примечание. Возможно выполнение
этого задания фломастерами.
Занятие «Божья коровка, улети на небо,
там твои детки...»
Содержание. Рассмотрите вместе с
детьми изображения разных насекомых. Обратите
особое внимание на форму (голова, туловище, ножки)
и расцветку божьих коровок.
Задание. Изображение беседующих
между собой насекомых (например, большую и
маленькую божьих коровок, смотрящих друг на
друга или идущих одна за другой). Рисунок
выполняют коричневым или черным фломастером, а
затем раскрашивают.
Материалы. Бумага (1/4 альбомного
листа), цветные фломастеры или другие материалы.
Примечание. Возможно выполнение
этого задания гуашевыми красками.
Занятие «Кто на себе дом носит?»
Содержание. Загадайте детям загадку:
«Кто на себе дом носит?». Рассмотрите изображения
улиток, черепах и т.п. Если есть возможность,
принесите на занятие разные по форме раковины,
полюбуйтесь вместе с детьми их перламутровым
блеском; приложив раковину к уху, послушайте «шум
моря». Если в детском саду есть живой уголок, в
котором живет черепаха, или аквариум с улитками и
рыбками, то вместе с детьми рассмотрите их
внимательно, проанализируйте их форму.
Покажите приемы работы фломастером, изображая на
доске раковину в виде спирали. Дорисуйте головку
и рожки. Изображая большие и маленькие спирали,
дети должны изобразить семейство улиток.
Задание. Изображение гуашью больших
и маленьких улиток с красивыми спиралевидными
панцирями-домиками.
Материалы. Бумага, цветные
фломастеры или другие материалы.
Примечание. Возможна лепка из
пластилина больших и маленьких черепах или
улиток, составление индивидуальных работ в общую
композицию, например, «Черепашка-сын
путешествует на спине черепахи-мамы», «Семья
улиток любуется цветком» и т.п.
Занятие «Медвежонок Винни-Пух»
Содержание. Покажите репродукции
картин с медведями и их стилизованные
изображения в творчестве разных
художников-иллюстраторов или мультипликаторов.
Вместе с детьми вспомните героев сказки о
Винни-Пухе, о том, что толстый, неуклюжий
медвежонок был сладкоежкой и любил полакомиться
медом.
Обратите внимание на особенности фигуры
Винни-Пуха (на округлые формы его головы и
туловища). Показывая детям разные по толщине
овалы, спросите детей, какой по форме овал они
использовали бы для изображения худенького
медвежонка, а какой — для толстого, упитанного?
Продемонстрируйте приемы изображения головы
медвежонка. Особое внимание обратите на передачу
настроения Винни-Пуха (улыбающийся или грустный).
У животных, так же как у человека, есть шея и
плечи, передние лапы-руки и задние лапы-ноги.
Подрисуйте шею (короткую или длинную, толстую или
худую), туловище (худенькое или толстое), лапы
(передние и задние).
Предложите детям нарисовать медведя: в руке-лапе
можно изобразить горшочек или цветочек; вокруг
медвежонка методом мозаичного мазка изобразить
разноцветные веселые огоньки (огоньки моего
настроения).
Задание. Изображение портрета или
фигуры Винни-Пуха во весь рост (упитанного или
худенького). Методом тычка щетинной кистью
изображается пушистая шерстка. Методом
мозаичного мазка (примакивания) изображается
фон.
Материалы. Бумага, гуашь или другие
материалы.
Занятие «Заяц — длинные уши»
Содержание. Внимательно рассмотрите
репродукции зайца, его стилизованные
изображения, выполненные
художниками-иллюстраторами (мультипликаторами).
Обратите внимание на форму и конструкцию
мордочки зайца. Сравните форму глаз, носа, ушей и
т.п. с портретными характеристиками человека.
Обратите внимание на то, что заяц в течение года
меняет цвет своей шубки с белого (зимой) на серый
(весной).
Покажите способы получения серой краски,
смешивая «волшебные» краски — черную и белую.
На столах у детей стоят баночки с белой и серой
гуашью. Покажите приемы работы гуашевыми
красками. При изображении пушистой заячьей
шерстки можно использовать метод тычка щетинной
кистью: когда кисть опускается на лист своей
торцевой частью, то оставляет «пушистый» след.
Обратите внимание на форму и положение заячьих
ушей: уши опущены — заяц печальный, уши торчат —
заяц внимательный, одно ухо поднято вверх, а
другое опущено — заяц что-то услышал.
Расположение усов тоже о многом может
рассказать. Спросите детей, как нужно изобразить
усы, чтобы зритель догадался, какое у зайца
настроение (веселое или печальное).
После того как малыши выполнят портрет зайца,
попросите их украсить пространство вокруг
серого зайца белыми снежинками, вокруг белого —
серыми (методом мозаичного мазка).
Задание. Изображение мордочки зайца
с опущенными, торчащими вверх или в разные
стороны ушами и усами.
Материалы. Бумага цветная, гуашь
(белая, серая).
Примечание. Возможно выполнение
этого задания фломастерами на 1/4 альбомного
листа.
Занятие «Поросенок Пятачок»
Содержание. Покажите репродукции
поросят и их стилизованные изображения в
творчестве разных художников-иллюстраторов или
мультипликаторов. Вместе с детьми вспомните
героев сказки о Винни-Пухе, о том, как Пятачок
хотел подарить ослику Иа воздушный шарик.
Обратите внимание на особенности фигуры
поросенка, округлые формы головы и туловища.
Показывая детям разные по толщине овалы,
спросите детей, какой по форме овал они
использовали бы для изображения худенького
поросенка, а какой — для толстого, упитанного?
Продемонстрируйте приемы изображения головы
поросенка. Особое внимание обратите на пятачок —
нос поросенка, на рот (улыбающийся или грустный) и
на выражение глаз животного (зрачки изображены в
сторону или прямо), — если поросенок смотрит на
небо, то зрачки помещаются в верхней части глаза,
и т.п. У животных, так же как у человека, есть шея и
плечи. Подрисуйте шею (короткую или длинную,
толстую или худую), плечи и лапы с копытцами. В
руке-лапе изобразите один или несколько шариков.
Вокруг головы нарисуйте летающих птичек или
солнышко с облаками и т.п.
Задание. Изображение портрета
поросенка Пятачка (или во весь рост), упитанного
или худенького.
Материалы. Бумага, пастель, гуашь или
другие материалы.
Примечание. Рисуя на доске, педагог
должен учитывать принцип вариативного показа
приемов работы, т.е. показать не одно изображение,
а сразу несколько (например, Пятачок улыбается,
грустит, поднял руки вверх, опустил вниз, держит в
руках шарик и т.п.). Дети же выбирают свой сюжет.
Занятие «Коза-дереза»
Содержание. Рассмотрите репродукции
рогатых животных (коза, олень, лось, винторогий
козел и т.п.), а также изображения козы и козлят в
иллюстрациях к сказке «Волк и семеро козлят».
Обратите внимание на строение животных, форму их
рогов.
Изобразите голову козы в виде вытянутого овала,
затем глаза (колесики, кружочки, лимончики), нос,
рот (улыбающийся или печальный), ушки (на макушке
или опущенные вниз — грустные), бородку. Особое
внимание обратите на изображение рогов (короткие
рожки — маленькая козочка, длинные и острые рога
бывают у бодающихся коз). Вспомните детскую
считалку «Идет коза рогатая...». У животных, так же
как у человека, есть шея и плечи. Подрисуйте шею
(короткую или длинную, толстую или худую). Вокруг
головы изобразите цветы, летающих птичек или
солнышко с облаками.
Задание. Изображение козы и козленка
во весь рост, или портрета Козы-дерезы с длинными
и острыми рогами, или портрет козленка с
маленькими рожками, любующегося цветами,
солнышком, облаками и т.п. («Коза-дереза»,
«Веселый козленок», «Мама-коза и козленок» и т.п.).
Материалы. Бумага (1/2 альбомного
листа), фломастеры, маркер или пастель (масляная
пастель) или другие материалы.
Обобщающее занятие. Любование
картинами природы. Природа — Художница —
Волшебница
Содержание. См. обобщающее занятие
«Любование картинами природы» (вкладка № 17, с. 7).
Зрительный ряд. Фоторепродукции
картин природы («Природа-Волшебница»), работы
педагога и детские поделки прошлых лет из
природных материалов.
Задание. Изготовление композиции из
природных форм (черепаха из галек, бабочка из
лепестков цветов и т.п.). Можно методом
вдавливания в пластилиновую основу веточек,
камней и т.п. выложить образы животных из
природных материалов.
Занятия для детей среднего
дошкольного возраста
Вводное занятие «Художник — друг
животных»
Содержание. Рассмотрите с детьми
фотографии различных животных, обратите
внимание на место их обитания (леса, пустыни,
моря, горы и т.п.). Спросите детей: «Каких птиц,
насекомых, рыб, домашних и диких животных вы
знаете?»
Задание. Рисунок на тему «Животное
(рыба, птица, насекомое, зверь и т.п.), которое я
умею и люблю изображать» (диагностический
рисунок).
Материалы. Альбомный лист, простой
карандаш или фломастеры.
Занятие «Червячок сердится»
Содержание. Занятие выстраивается
вокруг вопроса: «Можно ли изобразить настроение
животных?». Расскажите детям сказку о том, как в
зависимости от погоды менялись краски природы, а
вместе с ними менялось и настроение людей,
животных и маленького червячка, который выползал
из земли, когда его норку заливал дождик.
Покажите приемы работы акварельными (гуашевыми)
красками, напоминая детям особенности смешения
красок в технике «по-сырому». Показывая
разнохарактерные по цвету подмалевки,
выполненные детьми или педагогом, спросите:
«Какое настроение (грустное, веселое,
праздничное, тревожное и т.п.) они вызывают?».
Задание. На первом занятии
изображение одного или двух цветовых подмалевок:
на одном рисунке — краски светлые, веселые,
яркие, на другом — темные, блеклые. На втором
занятии гуашевыми красками на рисунках
предыдущего занятия изображают извилистое
тельце червячка (змейки): на одном рисунке
червячок спокойно ползет — линия плавная,
волнистая: на другом — линия извивающаяся,
нервная, танцующая, игривая с завитками или
спиральная — червячок нервничает.
Материалы. Бумага, акварель, гуашь и
кисти. Возможно выполнение задания в смешанной
технике, сначала восковыми мелками (восковой
пастелью) изображаются разноцветные змейки, а на
следующем занятии акварельными красками в
технике «по-сырому» — цветовое окружение (их
настроение).
Занятие «Веселая и грустная черепаха»
Содержание. Внимательно рассмотрите
с детьми фотографии черепахи (если в детском саду
в живом уголке живет черепаха, то лучше принести
ее на занятие). Сравните внешний облик черепахи с
образом человека, определите: «Что между ними
общего? В чем различие?».
Занятие выстраивается вокруг вопроса: «Можно ли
изобразить настроение животных?». Расскажите
детям сказку о том, как в зависимости от погоды
менялись краски природы, а вместе с ними менялось
и настроение людей, животных и маленькой
черепашки.
Покажите приемы работы акварельными (гуашевыми)
красками, напоминая детям особенности смешения
красок в технике «по-сырому».
Покажите приемы изображения больших и маленьких
черепах восковыми мелками (восковой пастелью).
Обратите внимание на то, как они смотрят друг на
друга (дружат, разговаривают) или отвернулись
(поссорились, разошлись в разные стороны) и т.п.
Задание. При помощи восковых мелков
изображение черепашьего семейства, а затем
изображение их настроения (перекрыть рисунок
черепах акварельными красками в технике
«по-сырому»; если настроение у черепах веселое —
то краски светлые, яркие, если настроение
грустное, печальное — то краски темные, блеклые).
Материалы. Бумага, восковой мелок,
акварель или другие материалы.
Примечание. Возможно изображение
черепашьего семейства или черепахи с
разноцветным панцирем цветными фломастерами или
пастелью (ребенок осознанно выбирает светлые,
яркие или темные блеклые цвета, чтобы цветом
подчеркнуть настроение черепах). Тогда на первом
занятии изображается черепаха, а на втором —
окружающий ее фон.
Занятие «Заботливые пчелы» («Шмели»,
«Осы»)
Содержание. Рассмотрите с детьми
фотографии пчел, шмелей, ос. Обратите внимание на
соты, в которые они приносят с цветов нектар.
Пчелы очень трудолюбивые насекомые. Они живут в
улье, у каждой пчелы есть свои обязанности.
Вспомните с детьми сказки, в которых пчела или
шмель являются важными действующими лицами
(например, в «Сказке о царе Салтане» царевич
превращается в шмеля). Рассмотрите иллюстрации с
изображением шмеля (пчелы, осы), обратите
внимание на их строение и форму.
Покажите приемы работы пастелью, углем или
сангиной (плашмя, торцом, растиркой и т.п.).
Задание. Изображение пчелки (шмеля,
осы) и ее друзей, летающими вокруг цветов, —
«Заботливые пчелы», «Трудолюбивое семейство» и
т.п.
Занятие «Семья жуков»
Содержание. Вместе с ребятами
внимательно рассмотрите разных насекомых.
Обратите особое внимание на их строение, форму
головы, туловища, ног, на то, как насекомые
общаются между собой, шевеля усами-антеннами,
как, прислоняя друг к другу головки, шепчутся
между собой.
Задание. Изображение беседующих
между собой насекомых (например, большую и
маленькую божьих коровок, майских жуков и др.),
смотрящих друг на друга или идущих друг за
другом. Рисунок выполняют коричневым или черным
фломастером, а затем раскрашивают.
Материалы. Бумага (1/4 или 1/2
альбомного листа), цветные фломастеры или другие
материалы.
Примечание. Возможно выполнение
этого задания гуашевыми красками.
Занятие «Колючий ежик» («Семья ежей»)
Содержание. Рассмотрите с детьми
фотографии ежика. Сравните его внешность с
обликом черепахи. Покажите приемы работы углем
или сангиной (плашмя, торцом, растиркой
и т.п.).
Задание. Изображение ежика или его
семейства (ежик сердится — иголки во все стороны,
ежик спокойный — иголки приглажены).
Материалы. Бумага, уголь (сангина или
соусы) или другие материалы. В качестве фона
можно использовать рисунки с занятия 2
(«Настроение животных»).
Занятие «Сказочная птица»
Содержание. Покажите репродукции
павлина и его стилизованное изображение.
Рассмотрите гжельские произведения
декоративно-прикладного искусства, обратите
внимание на особенность их цветового оформления.
Смешивая белую и синюю краски, покажите приемы
работы гуашью и получение разнообразных
оттенков голубого цвета. Вспомните сказку «Синяя
птица» — о птице надежды и мечты. Спросите детей,
есть ли у них мечта? Мечта — это предмет желаний и
стремлений, нечто созданное воображением,
мысленно представляемое. Поэтому не случайно
цвет мечты сине-голубой, это цвет неба, цветов,
воды.
Задание. Изображение на основе
смешения синей и белой гуаши, птицы с поднятыми
вверх руками-крыльями, с длинной шеей и т.п. в
окружении голубых цветов или звезд
и т.п.
Материалы. Бумага желтого, белого,
черного или серого цвета, синяя и белая гуашь.
Примечание. Изображение сказочной
птицы можно выполнить в технике обрывной
аппликации или из природных материалов. Занятие
пройдет необычно, если образ сказочной птицы
дети выполнят методом отпечатывания окрашенной
гуашью ладони. Каждый ребенок оставляет на листе
отпечаток своей руки (коллективная работа).
Занятие «Мудрая сова»
Содержание. Покажите репродукции
совы и ее стилизованное изображение. Обратите
внимание на большие глаза совы, которые светятся
ночью. Глаза издали воспринимаются словно очки,
поэтому, наверное, в сказках эта птица очень
мудрая.
Покажите пример смешения белой и черной красок.
Серый цвет считается цветом мудрости (старости).
Продемонстрируйте приемы изображения туловища,
головы и глаз совы. Методом тычка щетиной кисти
можно изобразить оперение птицы.
Задание. На основе смешения черной и
белой гуаши изображение совы на темно-сером
(черном) ночном фоне — «Сова ночью».
Материалы. Бумага, гуашь (белая,
серая и черная).
Примечание. Изображение мудрой совы
можно выполнить в технике обрывной аппликации
или из природных материалов (сухих листьев).
Занятие «Кот усатый, полосатый»
Содержание. Внимательно рассмотрите
фотографии кошек разных пород. Обратите внимание
на форму и конструкцию мордочки кошки. Сравните
форму глаз, носа, ушей и т.п. с портретными
характеристиками человека.
Покажите приемы работы углем, сангиной или
соусами при изображении мягкости, пушистости
кошачьей шерстки.
Задание. Изображение мордочки кошки.
Портрет улыбающегося или грустящего кота.
Бантик, галстук или кепка свидетельствует о том,
что это «мальчик» (кот) или «девочка» (кошечка).
Усы опущены вниз — значит, настроение у кота
печальное, усы вверх — настроение приподнятое.
Глаза смотрят вверх — кот мечтательный, вправо
или влево — внимательный, наблюдающий за тем, что
его интересует.
Материалы. Бумага, уголь, сангина или
соусы.
Занятие «Кошка и собака»
Содержание. Кошку и собаку человек
приручил в далекой древности, однако между собой
эти животные часто не ладят. Рассмотрите с детьми
репродукции разных пород кошек и собак,
произведения художников-анималистов (В.Ватагин,
И.Ефимов и др.), обратите внимание на
выразительность движений этих домашних
животных. Попросите детей пластикой
собственного тела передать те или иные движения,
например, кошка потягивается, собака стоит на
задних лапках, кошка лижет лапу, собака чешет за
ухом и т.п. Педагог обыгрывает свои слова
соответствующими движениями, дети повторяют за
ним. Можно вспомнить сюжет известной детям
истории В.Сутеева о незадачливом щенке, который
не знал, кто сказал «мяу». Спросите детей: «Как
мурлычет кошка, как гавкает злая собака,
маленький щенок?».
Покажите приемы изображения мордочки кошки или
собаки. Обратите внимание, что между
изображением головы человека и мордочки
животного очень много общего. Изобразите голову
в виде круга или овала, затем глаза (колесики,
кружочки, лимончики), нос, рот (улыбающийся или
печальный), ушки (на макушке или опущенные вниз —
грустные), усы (торчащие вверх — веселые,
опущенные вниз — печальные). Особое внимание
обратите на выражение глаз (зрачки изображены в
сторону или прямо): если зверек смотрит на небо,
то зрачки помещаются в верхней части глаза и т.п.
У животных, так же как у человека, есть шея и
плечи. Подрисуйте шею (короткую или длинную,
толстую или худую). Вокруг головы изобразите
цветы, летающих бабочек или солнышко с облаками.
Задание. Изображение кошки или
собаки в фас, любующихся цветами, солнышком,
облаками и т.п.
Материалы. Бумага, гуашь, кисть
(широкая) или другие материалы.
Примечание. Возможно выполнение
образа кота или кошки на основе бумажного
цилиндра. Для этого возьмите альбомный лист,
скрутите его в цилиндр и склейте края. Затем с
одной стороны цилиндра сделайте ножницами
надрезы (параллельные для челочки; делая надрезы
под углом, вырежьте уши). Затем цилиндр
расписывают красками: изображают глаза, брови,
нос, рот, усы. Можно дорисовать бабочку, полоски
(кот усатый, полосатый) и т.п. При создании
красочного образа кота или собаки лучше всего
использовать две-три краски (например, черную и
серую, черную и желтую, коричневую и желтую и т.п.).
Занятие «Медуза» («Морская звезда»)
Содержание. Рассмотрите с детьми
репродукции разных по форме медуз, звезд,
кораллов и т.п. Обратите внимание на то, что
обитатели подводного мира похожи на земные
объекты. Так, кораллы напоминают травы или
деревья, звезды — цветы, медузы — парашюты и т.п.
Покажите приемы работы восковыми мелками при
изображении морских звезд, купола медузы и т.п.
Перекройте восковой рисунок акварельными
красками в технике «по-сырому».
Задание. Изображение медузы или
морской звезды.
Материалы. Бумага, восковые мелки +
акварель или другие материалы.
Примечание. Изображение обитателей
подводного мира (медуз, морских звезд, резвящихся
рыб и др.) можно выполнить в технике обрывной
аппликации.
Обобщающее занятие «Какие разные
животные»
Содержание. Внимательно рассмотрите
с детьми лучшие работы, выполненные на темы
второго тематического блока «Мир животных»
(оформите их в мини-выставку или альбом). Обратите
внимание на многообразие представителей
животного мира — рыб, насекомых, птиц, диких и
домашних животных — обитателей лесов, полей,
морей, пустынь, гор и т.п. Загадайте детям загадки
про животных. Проанализируйте с детьми экспонаты
мини-выставки, задавая им вопросы: «Какой рисунок
самый веселый?», «На каком рисунке изображено
самое дружное семейство?», «Как называется
художественный материал, которым выполнена эта
работа?», «Какой рисунок тебе понравился больше
всего?», «Каким материалом тебе нравится
работать?» и т.п.
Задание. Рисунок на тему «Животное
(рыба, птица, насекомое, зверь и т.п.), которое я
умею и люблю изображать» (диагностическое
задание позволит сравнить рисунки 1-го и 10-го
занятий и определить уровень творческого роста
детей).
Материалы. Альбомный лист, простой
фломастер или маркер.
Продолжение следует