С чего начинается первый урок по
письму в начальной школе?
Учительница говорит: «Покажите мне свою
правую руку! Все знают, где правая рука? Вот так. В
эту руку вы сейчас по моей команде возьмете
ручку…»
И так далее.
Этот момент часто определяет дальнейшую
судьбу «пишущего» ребенка — печальную судьбу,
если этот ребенок леворукий и писать для него
удобнее левой рукой.
Заботливый родитель леворукого ребенка,
предвидя подобную ситуацию, заранее поговорит с
учителем и выяснит его позицию: готов ли учитель
работать с леворуким ребенком? Если нет, если
учитель придерживается старых взглядов («Все
должны писать правой рукой!», «Ничего!
Переучится. Потом спасибо мне скажете!»), это
серьезное основание перевести малыша в другой
класс: насилие над руками чревато трудностями в
становлении навыка письма и тормозит общее
развитие ребенка.
Если же учитель проявит понимание,
продемонстрирует достаточно высокий уровень
психологической грамотности, нужно позаботиться
о том, чтобы у ребенка к моменту обучения
появились специальные прописи для леворуких.
Однако все это возможно только в том
случае, если родитель уверен, что его сын или дочь
— леворукий ребенок, если он осведомлен о
проблемах леворуких детей.
А это задача воспитателя и психолога,
работающих с детьми предшкольного возраста.
Помочь ребенку (и родителю) определить ведущую
руку очень важно на этапе подготовки к школе.
Конечно, большинство упражнений на развитие
мелкой моторики рассчитано на обе руки. Более
того: и психологи, и опытные педагоги настойчиво
советуют развивать именно обе руки дошколенка.
Это стимулирует развитие центров разных
полушарий, отвечающих за разные способы
мышления. Тем не менее важнейший вид
деятельности, имеющий непосредственное
отношение к письму, — рисование. Именно
рисование позволяет наилучшим образом
подготовить руку к акту письма. Именно в рисунках
появляются печатные (рисованные) буквы (или, как
называют их психологи, «иероглифы»).
И если в годы раннего детства мы могли
позволять ребенку рисовать любой рукой (даже
стимулировали его в подобных экспериментах), то в
предшкольном возрасте ребенок должен рисовать
ведущей рукой. Иначе она не будет достаточно
тренированной, чтобы держать ручку.
А это требует от родителей и
педагогов-дошкольников серьезного отношения.
Ведь леворукого ребенка можно и «не
заметить».
На первый взгляд это утверждение
кажется абсурдным: если он все хватает левой
(правой) рукой, значит, левша и есть.
Так — да не так!
Левшество, как оказалось, — довольно
сложный феномен. И ребенок может быть бытовым
правшой и графическим левшой. Бытовая
праворукость может формироваться исподволь,
семейными традициями, ориентацией ребенка на
образцы, незаметным давлением бабушки и т.п.
А вот в тестовой ситуации, когда от него
требуется быстрое и спонтанное выполнение
действий, он вдруг начинает активно действовать
совершенно другой рукой.
Так что лучше всем малышам в возрасте
между пятью и шестью годами пройти обследование
на определение ведущей руки.
Это можно поручить психологу детского
сада, а можно провести диагностику
самостоятельно, используя тест
Марьяны Безруких из книги «Обучение письму».