Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2009

Возьмите ручку в правую руку?

С чего начинается первый урок по письму в начальной школе?

Учительница говорит: «Покажите мне свою правую руку! Все знают, где правая рука? Вот так. В эту руку вы сейчас по моей команде возьмете ручку…»

И так далее.

Этот момент часто определяет дальнейшую судьбу «пишущего» ребенка — печальную судьбу, если этот ребенок леворукий и писать для него удобнее левой рукой.

Заботливый родитель леворукого ребенка, предвидя подобную ситуацию, заранее поговорит с учителем и выяснит его позицию: готов ли учитель работать с леворуким ребенком? Если нет, если учитель придерживается старых взглядов («Все должны писать правой рукой!», «Ничего! Переучится. Потом спасибо мне скажете!»), это серьезное основание перевести малыша в другой класс: насилие над руками чревато трудностями в становлении навыка письма и тормозит общее развитие ребенка.

Если же учитель проявит понимание, продемонстрирует достаточно высокий уровень психологической грамотности, нужно позаботиться о том, чтобы у ребенка к моменту обучения появились специальные прописи для леворуких.

Однако все это возможно только в том случае, если родитель уверен, что его сын или дочь — леворукий ребенок, если он осведомлен о проблемах леворуких детей.

А это задача воспитателя и психолога, работающих с детьми предшкольного возраста. Помочь ребенку (и родителю) определить ведущую руку очень важно на этапе подготовки к школе. Конечно, большинство упражнений на развитие мелкой моторики рассчитано на обе руки. Более того: и психологи, и опытные педагоги настойчиво советуют развивать именно обе руки дошколенка. Это стимулирует развитие центров разных полушарий, отвечающих за разные способы мышления. Тем не менее важнейший вид деятельности, имеющий непосредственное отношение к письму, — рисование. Именно рисование позволяет наилучшим образом подготовить руку к акту письма. Именно в рисунках появляются печатные (рисованные) буквы (или, как называют их психологи, «иероглифы»).

И если в годы раннего детства мы могли позволять ребенку рисовать любой рукой (даже стимулировали его в подобных экспериментах), то в предшкольном возрасте ребенок должен рисовать ведущей рукой. Иначе она не будет достаточно тренированной, чтобы держать ручку.

А это требует от родителей и педагогов-дошкольников серьезного отношения.

Ведь леворукого ребенка можно и «не заметить».

На первый взгляд это утверждение кажется абсурдным: если он все хватает левой (правой) рукой, значит, левша и есть.

Так — да не так!

Левшество, как оказалось, — довольно сложный феномен. И ребенок может быть бытовым правшой и графическим левшой. Бытовая праворукость может формироваться исподволь, семейными традициями, ориентацией ребенка на образцы, незаметным давлением бабушки и т.п.

А вот в тестовой ситуации, когда от него требуется быстрое и спонтанное выполнение действий, он вдруг начинает активно действовать совершенно другой рукой.

Так что лучше всем малышам в возрасте между пятью и шестью годами пройти обследование на определение ведущей руки.

Это можно поручить психологу детского сада, а можно провести диагностику самостоятельно, используя тест Марьяны Безруких из книги «Обучение письму».

Рейтинг@Mail.ru