В 2009 году в екатеринбургском
издательстве «Рама Паблишинг» вышла книга
Марьяны Безруких «Обучение письму».
Марьяна Михайловна — академик РАО,
доктор биологических наук, профессор, лауреат
Премии Президента РФ в области образования и
директор Института возрастной физиологии
Российской академии образования.
И книга со скромным названием, которым
вряд ли можно удивить современного педагога (так
много макулатуры по данной теме можно найти на
полках книжных магазинов), — на самом деле
объемный труд ученого, монография, в которой тема
раскрывается глубоко и всесторонне.
Письмо и принципы его становления М.М.
Безруких изучала много лет и в историческом
контексте, и в контексте психофизиологии. Ее
научный интерес во многом обусловлен
актуальными трудностями, с которыми
сталкиваются учителя начальной школы:
современным детям приобретение навыка письма
дается непросто. Затруднения в становлении этого
конкретного навыка отражаются на общем развитии
ребенка, на уровне его грамотности. И наоборот:
трудности в овладении письмом являются
диагностическим показателем других проблем
ребенка.
Книга «Обучение письму» начинается с
истории предмета.
Глава «История письма» посвящена
становлению письма как цивилизационного
достижения человечества. Глава «История
обучения письму» рассказывает о том, как детей
учили писать в разные эпохи развития
грамотности.
Исторический обзор подводит к проблемам
современности.
Письмо — это сложный психомоторный
навык. И потому, считает автор, тем, кто берется
обучать детей писать, необходимо знать
физиологические основы предмета.
Но наибольший интерес для педагогов,
безусловно, представляют главы, посвященные
диагностике возможных трудностей в формировании
навыка и методике преодоления этих трудностей.
Автор «Обучения письму» считает, что
неправильное (не соответствующее
психофизиологическим основам ребенка) обучение
письму может явиться (и часто является) причиной
дидактогенных неврозов и дает подробную
характеристику детей, попадающих в группы риска
по приобретению таких неврозов. В частности,
Марьяна Михайловна встает на защиту леворуких
детей и описывает печальные последствия их
переучивания «на правую руку». Критике
подвергается и методика обучения безотрывному
письму.
В книге представлены не только общие
подходы к решению проблемы, но и конкретные
рекомендации, упражнения и две бесценные
методики — методика прогнозирования трудностей
обучения письму и методика сформированности
письма у школьников начальных классов.
Поэтому каждому практику — педагогу,
психологу, дефектологу и логопеду — хорошо бы
иметь эту книгу на своем рабочем столе.
Редакция благодарит Марьяну Михайловну
за возможность познакомиться с ее капитальным
трудом и рассказать о нем читателям «Дошкольного
образования».
Публикация статьи произведена при поддержке профессионального семейного психолога Ирины Мельник. Киев психолог - распространенный запрос среди жителей столицы Украины, которые не могут самостоятельно справиться с проблемами в семье. Ирина Мельник обладает большим опытом успешной практики и использует эффективные методики работы, которые в быстрые сроки помогут преодолеть самые разные проблемы личностного роста, общения с близкими и коллегами. Подробнее ознакомиться с анкетой Ирины Мельник и предлагаемыми услугами можно на сайте http://my-psyholog.com.ua