Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2009
Современных дошкольников сегодня торопятся подготовить к школе. Но мы, следуя обоснованному мнению М.М. Безруких, напоминаем: обучение курсивному письму (письму «письменными буквами») — прерогатива школьных учителей.
И если педагоги подготовительных групп и групп предшкольного обучения хотят помочь ребенку с наименьшими потерями встроиться в учебный процесс, они должны быть сдержанными. Пропедевтика письма, в крайнем случае — обучение писать «печатными» буквами — вот что допустимо для дошкольников.
Пусть дети больше рисуют! Для будущих первоклассников это одно из самых полезных и нужных занятий.

История письма и проблемы пишущего ребенка

В 2009 году в екатеринбургском издательстве «Рама Паблишинг» вышла книга Марьяны Безруких «Обучение письму».

Марьяна Михайловна — академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования и директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

И книга со скромным названием, которым вряд ли можно удивить современного педагога (так много макулатуры по данной теме можно найти на полках книжных магазинов), — на самом деле объемный труд ученого, монография, в которой тема раскрывается глубоко и всесторонне.

Письмо и принципы его становления М.М. Безруких изучала много лет и в историческом контексте, и в контексте психофизиологии. Ее научный интерес во многом обусловлен актуальными трудностями, с которыми сталкиваются учителя начальной школы: современным детям приобретение навыка письма дается непросто. Затруднения в становлении этого конкретного навыка отражаются на общем развитии ребенка, на уровне его грамотности. И наоборот: трудности в овладении письмом являются диагностическим показателем других проблем ребенка.

Книга «Обучение письму» начинается с истории предмета.

Глава «История письма» посвящена становлению письма как цивилизационного достижения человечества. Глава «История обучения письму» рассказывает о том, как детей учили писать в разные эпохи развития грамотности.

Исторический обзор подводит к проблемам современности.

Письмо — это сложный психомоторный навык. И потому, считает автор, тем, кто берется обучать детей писать, необходимо знать физиологические основы предмета.

Но наибольший интерес для педагогов, безусловно, представляют главы, посвященные диагностике возможных трудностей в формировании навыка и методике преодоления этих трудностей.

Автор «Обучения письму» считает, что неправильное (не соответствующее психофизиологическим основам ребенка) обучение письму может явиться (и часто является) причиной дидактогенных неврозов и дает подробную характеристику детей, попадающих в группы риска по приобретению таких неврозов. В частности, Марьяна Михайловна встает на защиту леворуких детей и описывает печальные последствия их переучивания «на правую руку». Критике подвергается и методика обучения безотрывному письму.

В книге представлены не только общие подходы к решению проблемы, но и конкретные рекомендации, упражнения и две бесценные методики — методика прогнозирования трудностей обучения письму и методика сформированности письма у школьников начальных классов.

Поэтому каждому практику — педагогу, психологу, дефектологу и логопеду — хорошо бы иметь эту книгу на своем рабочем столе.

Редакция благодарит Марьяну Михайловну за возможность познакомиться с ее капитальным трудом и рассказать о нем читателям «Дошкольного образования».

Публикация статьи произведена при поддержке профессионального семейного психолога Ирины Мельник. Киев психолог - распространенный запрос среди жителей столицы Украины, которые не могут самостоятельно справиться с проблемами в семье. Ирина Мельник обладает большим опытом успешной практики и использует эффективные методики работы, которые в быстрые сроки помогут преодолеть самые разные проблемы личностного роста, общения с близкими и коллегами. Подробнее ознакомиться с анкетой Ирины Мельник и предлагаемыми услугами можно на сайте http://my-psyholog.com.ua

Рейтинг@Mail.ru