Фото из архива детского сада № 230, г.
Северобайкальск, Бурятия
1. Настоящее методическое письмо
рекомендуется применять при определении
наименования, разработке устава, установлении
государственного статуса (типа, вида, категории)
дошкольного образовательного учреждения.
После введения в соответствии с пунктом
6.2 статьи 9 Закона РФ «Об образовании»
федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и условиям ее
реализации данные требования следует
использовать при регулировании деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
2. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666
утверждено Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении (далее — Типовое
положение). Постановление Правительства РФ от 1
июля 1995 года № 667 «Об утверждении Типового
положения о дошкольном образовательном
учреждении» признано утратившим силу.
3. В Типовом положении определено, что
дошкольное образовательное учреждение — тип
образовательного учреждения, реализующего
основную общеобразовательную программу
дошкольного образования.
4. Пунктом 7 Типового положения к
дошкольным образовательным учреждениям
отнесены виды дошкольных образовательных
учреждений:
— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего
дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида;
— центр развития ребенка — детский сад.
Новыми среди них являются следующие
виды:
— детский сад для детей раннего
возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего
дошкольного) возраста.
Изменилось содержание деятельности
дошкольных образовательных учреждений
следующих видов:
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад общеразвивающего вида;
— центр развития ребенка — детский сад.
5. Деятельность дошкольного
образовательного учреждения соответствующего
вида определяется основными задачами,
характерными для дошкольных образовательных
учреждений всех видов (пункт 5 Типового
положения), а при наличии приоритетного
осуществления деятельности — дополнительными
задачами, отражающими направление (направления)
такой деятельности (пункт 7 Типового положения).
6. Деятельность дошкольных
образовательных учреждений различных видов
имеет свою специфику, которая отражается
следующими показателями:
— уровень реализуемых основных
образовательных программ (содержание
образования);
— направленность реализуемых основных
образовательных программ (приоритетное
осуществление деятельности);
— структура групп (направленность групп, возраст
детей, наполняемость групп);
— условия реализации образовательных программ
(кадровые, материально-технические,
медико-социальные и другие).
6.1. Уровень реализуемых основных
образовательных программ (содержание
образования)
На основании пункта 6.2 статьи 9,
подпункта 7 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об
образовании», согласно пункту 21 Типового
положения содержание образовательного процесса
в ДОУ определяется образовательной программой
дошкольного образования, разрабатываемой и
принимаемой им самостоятельно в соответствии с
федеральными государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и условиям ее
реализации.
Учитывая, что федеральные
государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации находятся в
стадии разработки, до их введения рекомендуется
осуществлять разработку образовательной
программы дошкольного образования в ДОУ на
основе примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования с учетом
направленности групп (пункт 8 Типового положения)
и руководствоваться при ее реализации
временными (примерными) требованиями к
содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемых в дошкольном образовательном
учреждении, утвержденным приказом Министерства
образования РФ от 22.08.1996 № 448.
6.2. Направленность реализуемых
основных образовательных программ (приоритетное
осуществление деятельности)
В пункте 7 Типового положения четко
определены приоритетные направления
деятельности:
— по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в
общеобразовательных учреждениях;
— по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур;
— по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии одной и
более категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья;
— по развитию детей по одному из таких
направлений, как познавательно-речевое,
социально-личностное,
художественно-эстетическое или физическое;
— по развитию детей по нескольким направлениям,
таким, как познавательно-речевое,
социально-личностное,
художественно-эстетическое и физическое.
В соответствии с критериями отнесения
дошкольного образовательного учреждения к
соответствующему виду и категории (приложение 3 к
приказу Министерства образования РФ от 22.08.1996 №
448) направленность образовательной программы
является одним из основных критериев отнесения
дошкольного образовательного учреждения к
соответствующему виду. При этом выбор наиболее
приоритетной направленности образовательной
программы ДОУ определяется на основе анализа
нормативных документов, регулирующих его
деятельность (устав, договор между ДОУ и
родителями, договор между ДОУ и учредителем);
программно-методического, кадрового,
организационного, материально-технического и
медико-социального обеспечения деятельности
ДОУ.
Основная образовательная программа
дошкольного образования, имеющая определенную
приоритетную направленность, может быть
разработана в ДОУ в соответствии с федеральными
государственными требованиями к ее структуре:
— на основе примерной основной
образовательной программы дошкольного
образования соответствующей направленности;
— на основе сочетания одной из примерных
образовательных программ дошкольного
образования и одной или нескольких парциальных
программ (обеспечивающих развитие детей по
соответствующему направлению);
— на основе одной из примерных образовательных
программ дошкольного образования и одной или
нескольких специализированных программ
(обеспечивающих квалифицированную коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей по соответствующему направлению);
— на основе сочетания одной из примерных
образовательных программ дошкольного
образования и комплекса оздоровительных
мероприятий и процедур (обеспечивающих
оздоровление детей определенной категории).
6.3. Структура групп (направленность
групп; возраст, категории детей, предельная
наполняемость групп)
6.3.1. Типовым положением (пункт 8)
определяется, что основной структурной единицей
ДОУ является группа детей дошкольного возраста.
Новым является то, что четко установлены
4 направленности групп (общеразвивающая,
компенсирующая, оздоровительная,
комбинированная), а также указаны специфические
особенности реализации образовательной
программы дошкольного образования в группах
различной направленности.
Новой структурной единицей ДОУ является
группа комбинированной направленности, в
которой предусмотрено совместное образование
здоровых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В соответствии с пунктом 7 Типового
положения направленность групп, созданных в ДОУ,
является формальным признаком для отнесения
дошкольных образовательных учреждений к одному
из видов.
6.3.2. Пунктом 8 Типового положения
предусмотрено как создание групп из детей одного
возраста, так и из детей разных возрастов
(разновозрастных групп). Новым в Типовом
положении является четкое установление для
групп каждой направленности норм (категории
детей в группах, возраста детей в группах,
предельной наполняемости групп):
общеразвивающей направленности — пункт 32
Типового положения, компенсирующей — пункт 33
Типового положения, оздоровительной — пункт
34 Типового положения, комбинированной — пункт
35 Типового положения).
6.4. Условия реализации образовательных
программ (кадровые, материально-технические,
медико-социальные и другие)
6.4.1. Кадровое обеспечение
Федеральные государственные требования
к образовательному цензу педагогических
работников ДОУ установлены пунктом 42 Типового
положения. В соответствии с пунктами 41, 43
Типового положения комплектование ДОУ
педагогическими работниками должно
осуществляться в соответствии с уставом ДОУ и с
учетом структуры групп и направленности
реализуемой образовательной программы
дошкольного образования, что отражается штатным
расписанием ДОУ, укомплектованностью штатов,
уровнем профессионально-педагогической
квалификации педагогических работников
(образовательный ценз, профиль
профессионального образования, наличие
квалификационной категории), повышением их
квалификации.
6.4.2. Материально-техническое
обеспечение
До установления федеральных государственных
требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования их источником могут быть:
— санитарные правила и нормы;
— временные (примерные) требования к содержанию
и методам воспитания и обучения, реализуемым в
дошкольном образовательном учреждении
(приложение 2 к приказу Минобразования от 22.08.1996 №
448);
— примерные образовательные программы
дошкольного образования
— иные нормативные правовые акты
Материально-технические условия для
реализации соответствующей образовательной
программы:
— зона игровой территории земельного
участка;
— наличие, устройство и оборудование групповых
помещений;
— наличие, устройство и оборудование
дополнительных помещений;
— предметно-пространственная (развивающая)
среда.
6.4.3. Медико-социальные условия
До установления федеральных государственных
требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования их источником могут быть:
— санитарные правила и нормы;
— временные (примерные) требования к содержанию
и методам воспитания и обучения, реализуемым в
дошкольном образовательном учреждении
(приложение 2 к приказу Минобразования от 22.08.1996 №
448);
— примерные образовательные программы
дошкольного образования;
— иные нормативные правовые акты.
Медико-социальные условия для
реализации соответствующей образовательной
программы:
— организация питания детей;
— медицинское обслуживание детей;
— гигиенические условия организации и
осуществления образовательного процесса;
— условия для коррекции недостатков в развитии и
для оздоровления детей.
7. Организационно-ресурсные условия
деятельности дошкольных образовательных
учреждений различных видов
Вид ДОУ: Детский сад
Структура групп:
группы общеразвивающей направленности
Наполняемость групп:
от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 до 7 лет — 20 детей.
Разновозрастные:
любые два возраста (от 2 месяцев до 3 лет)
— 8 детей;
любые три возраста (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любые два возраста (от 3 до 7 лет) — 15 детей.
Программы:
реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования,
разрабатываемую им самостоятельно на основе
примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и федеральных
государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации.
Организационно-ресурсное
обеспечение:
Педагогический состав дошкольного
образовательного учреждения.
К педагогической деятельности в
дошкольном образовательном учреждении
допускаются лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее профессиональное
образование, подтвержденное документами
государственного образца о соответствующем
уровне образования и(или) квалификации.
Перечень помещений дошкольного
образовательного учреждения:
игровая комната,
спальное помещение,
раздевальная комната,
умывальная комната,
буфетная комната,
туалетная комната,
пищеблок,
медицинский кабинет,
прачечная.
Вид ДОУ: Детский сад для детей раннего
возраста
Структура групп:
группы общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет
(осуществляется дошкольное образование в
соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им
самостоятельно на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральных государственных
требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации).
Наполняемость групп:
Группы формируются
от 2 месяцев до 3 лет:
от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей.
Программы:
реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, создает
условия для социальной адаптации и ранней
социализации детей.
Организационно-ресурсное
обеспечение:
Педагогический состав дошкольного
образовательного учреждения.
К педагогической деятельности в
дошкольном образовательном учреждении
допускаются лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее профессиональное
образование, подтвержденное документами
государственного образца о соответствующем
уровне образования и(или) квалификации.
Перечень помещений дошкольного
образовательного учреждения:
игровая комната,
спальное помещение,
раздевальная комната,
умывальная комната,
буфетная комната,
туалетная комната,
пищеблок,
медицинский кабинет,
прачечная.
Вид ДОУ: Детский сад для детей
предшкольного (старшего дошкольного) возраста
Структура групп:
Группы для детей от 5 до 7 лет:
общеразвивающей направленности
(осуществляется дошкольное образование в
соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им
самостоятельно на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральных государственных
требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации);
комбинированной направленности
(осуществляется совместное образование здоровых
детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с образовательной
программой образовательного учреждения,
разрабатываемой им самостоятельно на основе
примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и федеральных
государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации, с учетом
особенностей психофизического развития и
возможностей детей);
компенсирующей направленности
(осуществляются квалифицированная коррекция
недостатков в физическом и(или) психическом
развитии и дошкольное образование детей с
ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, разрабатываемой им
самостоятельно на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральных государственных
требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации, а также с
учетом особенностей психофизического развития и
возможностей детей).
Наполняемость групп:
группы формируются для детей от 5 до 7
лет.
Наполняемость для общеразвивающих групп
— 20 детей.
Разновозрастные: два возраста (от 5 до 7
лет) — 15 детей.
Для комбинированных групп:
— 10 детей, в том числе не более 3 глухих
детей, или слепых детей, или детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, или детей с
умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или
детей со сложным дефектом;
— 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих
и(или) детей с амблиопией и косоглазием, или
слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые
нарушения речи, или детей с умственной
отсталостью легкой степени;
— 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой
психического развития.
Для компенсирующих групп:
— для детей с тяжелыми нарушениями речи
— 10 детей;
— для детей с фонетико-фонематическими
нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет —
12 детей;
— для глухих детей — 6 детей;
— для слабослышащих детей — 8 детей;
— для слепых детей — 6 детей;
— для слабовидящих детей, для детей с амблиопией,
косоглазием — 10 детей;
— для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата — 8 детей;
— для детей с задержкой психического развития —
10 детей;
— для детей с умственной отсталостью легкой
степени — 10 детей;
— для детей с умственной отсталостью умеренной,
тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
— для детей с аутизмом только в возрасте старше 3
лет — 5 детей;
— для детей со сложным дефектом (имеющих
сочетание двух или более недостатков в
физическом и(или) психическом развитии) — 5 детей;
— для детей с иными ограниченными возможностями
здоровья — 15 детей.
Программы:
реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности, а также при
необходимости в группах компенсирующей и
комбинированной направленности для детей в
возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным
осуществлением деятельности по обеспечению
равных стартовых возможностей для обучения
детей в общеобразовательных учреждениях.
Организационно-ресурсное
обеспечение:
Педагогический состав дошкольного
образовательного учреждения.
К педагогической деятельности в
дошкольном образовательном учреждении
допускаются лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее профессиональное
образование, подтвержденное документами
государственного образца о соответствующем
уровне образования и(или) квалификации.
В штатные расписания дошкольных
образовательных учреждений, обеспечивающих
воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и
оздоровление детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также
коррекцию недостатков их физического и(или)
психического развития, в случае необходимости
могут быть введены дополнительные должности
учителей-дефектологов, учителей-логопедов,
логопедов, педагогов-психологов, социальных
педагогов, воспитателей и других работников (в
зависимости от категории детей) в пределах
ассигнований, выделяемых по решению учредителя
на эти цели.
Перечень помещений дошкольного
образовательного учреждения:
игровая комната,
спальное помещение,
раздевальная комната,
умывальная комната,
буфетная комната,
туалетная комната,
пищеблок,
медицинский кабинет,
прачечная.
Дополнительные помещения, необходимые
для реализации образовательной программы:
— кабинет педагога-психолога,
— физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих
коррекцию нарушений в развитии детей с
использованием физиотерапевтического
оборудования),
— другие кабинеты (кабинет
медсестры-массажистки) в зависимости от
коррекционной направленности групп,
— бассейн.
Продолжение следует