Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2009
В сентябре 2009-ого исполнился год со дня, когда было принято новое Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении.
Принятый документ, как это часто бывает в российской жизни, вызвал к жизни и новые проблемы, к которым практики не были готовы.
Чтобы дать заведующим ориентиры при подготовке к лицензированию и аккредитации, чтобы управленцы оказались защищенными от вопросов прокуратуры, агентство образования Минобрнауки Красноярского края разработало специальное Методическое письмо о применении Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении при регулировании деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В нем прописаны те подводные камни, с которыми могут столкнуться практики, разъяснены невнятные моменты Положения.
Плодами этой трудоемкой и важной работой красноярские коллеги делятся с вами.

Методическое письмо

Фото из архива детского сада № 230, г. Северобайкальск, Бурятия

Фото из архива детского сада № 230, г. Северобайкальск, Бурятия

1. Настоящее методическое письмо рекомендуется применять при определении наименования, разработке устава, установлении государственного статуса (типа, вида, категории) дошкольного образовательного учреждения.

После введения в соответствии с пунктом 6.2 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации данные требования следует использовать при регулировании деятельности дошкольного образовательного учреждения.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее — Типовое положение). Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 667 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» признано утратившим силу.

3. В Типовом положении определено, что дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

4. Пунктом 7 Типового положения к дошкольным образовательным учреждениям отнесены виды дошкольных образовательных учреждений:

— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида;
— центр развития ребенка — детский сад.

Новыми среди них являются следующие виды:

— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста.

Изменилось содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений следующих видов:

— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад общеразвивающего вида;
— центр развития ребенка — детский сад.

5. Деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствующего вида определяется основными задачами, характерными для дошкольных образовательных учреждений всех видов (пункт 5 Типового положения), а при наличии приоритетного осуществления деятельности — дополнительными задачами, отражающими направление (направления) такой деятельности (пункт 7 Типового положения).

6. Деятельность дошкольных образовательных учреждений различных видов имеет свою специфику, которая отражается следующими показателями:

— уровень реализуемых основных образовательных программ (содержание образования);
— направленность реализуемых основных образовательных программ (приоритетное осуществление деятельности);
— структура групп (направленность групп, возраст детей, наполняемость групп);
— условия реализации образовательных программ (кадровые, материально-технические, медико-социальные и другие).

6.1. Уровень реализуемых основных образовательных программ (содержание образования)

На основании пункта 6.2 статьи 9, подпункта 7 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», согласно пункту 21 Типового положения содержание образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и принимаемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Учитывая, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации находятся в стадии разработки, до их введения рекомендуется осуществлять разработку образовательной программы дошкольного образования в ДОУ на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом направленности групп (пункт 8 Типового положения) и руководствоваться при ее реализации временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 22.08.1996 № 448.

6.2. Направленность реализуемых основных образовательных программ (приоритетное осуществление деятельности)

В пункте 7 Типового положения четко определены приоритетные направления деятельности:

— по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
— по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур;
— по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
— по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;
— по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

В соответствии с критериями отнесения дошкольного образовательного учреждения к соответствующему виду и категории (приложение 3 к приказу Министерства образования РФ от 22.08.1996 № 448) направленность образовательной программы является одним из основных критериев отнесения дошкольного образовательного учреждения к соответствующему виду. При этом выбор наиболее приоритетной направленности образовательной программы ДОУ определяется на основе анализа нормативных документов, регулирующих его деятельность (устав, договор между ДОУ и родителями, договор между ДОУ и учредителем); программно-методического, кадрового, организационного, материально-технического и медико-социального обеспечения деятельности ДОУ.

Основная образовательная программа дошкольного образования, имеющая определенную приоритетную направленность, может быть разработана в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями к ее структуре:

— на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования соответствующей направленности;
— на основе сочетания одной из примерных образовательных программ дошкольного образования и одной или нескольких парциальных программ (обеспечивающих развитие детей по соответствующему направлению);
— на основе одной из примерных образовательных программ дошкольного образования и одной или нескольких специализированных программ (обеспечивающих квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей по соответствующему направлению);
— на основе сочетания одной из примерных образовательных программ дошкольного образования и комплекса оздоровительных мероприятий и процедур (обеспечивающих оздоровление детей определенной категории).

6.3. Структура групп (направленность групп; возраст, категории детей, предельная наполняемость групп)

6.3.1. Типовым положением (пункт 8) определяется, что основной структурной единицей ДОУ является группа детей дошкольного возраста.

Новым является то, что четко установлены 4 направленности групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная, комбинированная), а также указаны специфические особенности реализации образовательной программы дошкольного образования в группах различной направленности.

Новой структурной единицей ДОУ является группа комбинированной направленности, в которой предусмотрено совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения направленность групп, созданных в ДОУ, является формальным признаком для отнесения дошкольных образовательных учреждений к одному из видов.

6.3.2. Пунктом 8 Типового положения предусмотрено как создание групп из детей одного возраста, так и из детей разных возрастов (разновозрастных групп). Новым в Типовом положении является четкое установление для групп каждой направленности норм (категории детей в группах, возраста детей в группах, предельной наполняемости групп): общеразвивающей направленности — пункт 32 Типового положения, компенсирующей — пункт 33 Типового положения, оздоровительной — пункт 34 Типового положения, комбинированной — пункт 35 Типового положения).

6.4. Условия реализации образовательных программ (кадровые, материально-технические, медико-социальные и другие)

6.4.1. Кадровое обеспечение

Федеральные государственные требования к образовательному цензу педагогических работников ДОУ установлены пунктом 42 Типового положения. В соответствии с пунктами 41, 43 Типового положения комплектование ДОУ педагогическими работниками должно осуществляться в соответствии с уставом ДОУ и с учетом структуры групп и направленности реализуемой образовательной программы дошкольного образования, что отражается штатным расписанием ДОУ, укомплектованностью штатов, уровнем профессионально-педагогической квалификации педагогических работников (образовательный ценз, профиль профессионального образования, наличие квалификационной категории), повышением их квалификации.

6.4.2. Материально-техническое обеспечение

До установления федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования их источником могут быть:

— санитарные правила и нормы;
— временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение 2 к приказу Минобразования от 22.08.1996 № 448);
— примерные образовательные программы дошкольного образования
— иные нормативные правовые акты

Материально-технические условия для реализации соответствующей образовательной программы:

— зона игровой территории земельного участка;
— наличие, устройство и оборудование групповых помещений;
— наличие, устройство и оборудование дополнительных помещений;
— предметно-пространственная (развивающая) среда.

6.4.3. Медико-социальные условия

До установления федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования их источником могут быть:

— санитарные правила и нормы;
— временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение 2 к приказу Минобразования от 22.08.1996 № 448);
— примерные образовательные программы дошкольного образования;
— иные нормативные правовые акты.

Медико-социальные условия для реализации соответствующей образовательной программы:

— организация питания детей;
— медицинское обслуживание детей;
— гигиенические условия организации и осуществления образовательного процесса;
— условия для коррекции недостатков в развитии и для оздоровления детей.

7. Организационно-ресурсные условия деятельности дошкольных образовательных учреждений различных видов

Вид ДОУ: Детский сад

Структура групп:

группы общеразвивающей направленности

Наполняемость групп:

от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 до 7 лет — 20 детей.

Разновозрастные:

любые два возраста (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
любые три возраста (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любые два возраста (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Вид ДОУ: Детский сад для детей раннего возраста

Структура групп:

группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации).

Наполняемость групп:

Группы формируются

от 2 месяцев до 3 лет:
от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Вид ДОУ: Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста

Структура групп:

Группы для детей от 5 до 7 лет:

  • общеразвивающей направленности (осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации);

  • комбинированной направленности (осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей);

  • компенсирующей направленности (осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и(или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей).

Наполняемость групп:

группы формируются для детей от 5 до 7 лет.

Наполняемость для общеразвивающих групп — 20 детей.

Разновозрастные: два возраста (от 5 до 7 лет) — 15 детей.

Для комбинированных групп:

— 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
— 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и(или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
— 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Для компенсирующих групп:

— для детей с тяжелыми нарушениями речи — 10 детей;
— для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
— для глухих детей — 6 детей;
— для слабослышащих детей — 8 детей;
— для слепых детей — 6 детей;
— для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 10 детей;
— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 8 детей;
— для детей с задержкой психического развития — 10 детей;
— для детей с умственной отсталостью легкой степени — 10 детей;
— для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
— для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
— для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и(или) психическом развитии) — 5 детей;
— для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и(или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Дополнительные помещения, необходимые для реализации образовательной программы:

— кабинет педагога-психолога,
— физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования),
— другие кабинеты (кабинет медсестры-массажистки) в зависимости от коррекционной направленности групп,
— бассейн.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru