№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1.
Ребенок как Person. Я, Самость, Самоценность у
детейдошкольников. Теоретические основы курса. |
18 |
Лекция № 2. Поведенческие
проявления нарушений развития личности.
Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод,
принципы и технология.
Контрольная работа № 1. |
19 |
Лекция № 3. Составляем
«Воспитательный план действий». |
20 |
Лекция № 4. Привлечение
внимания: описание поведения, стратегии
воспитательного воздействия и принципы
профилактики. Характеристики поведения,
направленного на привлечение внимания. |
21 |
Лекция № 5. «Власть и месть»
как мотивы: описание поведения, техники
экстренного педагогического вмешательства и
принципы профилактики. |
22 |
Лекция № 6. «Избегание
неудачи»: описание поведения, техники
воспитательного воздействия и принципы
профилактики.
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция № 7. Поддерживающие
стратегии и направленное развитие самости.
Понимание чувств и потребностей детей. |
24 |
Лекция № 8. Как помочь детям
и родителям вносить свой собственный вклад в
общую деятельность. Способы привлечения
родителей к профилактике и коррекции нарушений
самости. |
|
Итоговая работа |
Фото Галины Соловьевой
Лекция № 4. Привлечение внимания:
описание поведения, стратегии воспитательного
воздействия и принципы профилактики.
Характеристики поведения, направленного на
привлечение внимания
Одна из причин «плохого» поведения у
детей — потребность в особом внимании к себе.
Объясним термин «особое внимание». Мы все
нуждаемся во внимании со стороны окружающих
людей и не хотим чувствовать себя «пустым
местом», мы хотим быть в диалоге с людьми и с
миром — это естественная человеческая
потребность. Одиночество, изоляция от других —
это неестественная форма существования.
Особенно для ребенка, у которого пока еще нет
внутреннего собеседника — собственного Я, для
того чтобы выдерживать одиночество и
наслаждаться им, как это умеет делать взрослый
человек.
Для ребенка важно быть с кем-то, быть в
группе, к которой он себя причисляет. Однако есть
дети, которые своим поведением все время
стремятся привлечь внимание и никогда не
удовлетворены получаемым вниманием. Им нужно
больше и больше, им кажется, что внимания им
уделяется недостаточно. Ощущая недостаток
внимания к себе, такие дети придумывают сотни
способов обратить на себя внимание, при этом они
совсем неразборчивы в средствах, не чувствуют
уместность своего поведения, не думают о
чувствах и интересах других. Поэтому часто
получают отрицательную обратную связь и даже
агрессию со стороны не только детей, но и
взрослых, и все же продолжают придумывать новые и
новые выходки, суть которых — демонстративность.
Что спонтанно чувствует воспитатель в
компании такого ребенка? Сначала легкое
напряжение, затем нарастающее раздражение,
наконец, негодование. Так нельзя! Это бестактно,
неприлично, некультурно, такие слова нельзя
произносить, это невоспитанно! Вот что хочет
сказать раздраженный воспитатель. Мы же с вами
понимаем, что эти дети нуждаются в специальном
внимании, и можем записать в наш Воспитательный
план действий:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННОГО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
(мы уже подробно рассказывали об этом в
лекции № 2. Здесь добавлены также и другие
причины, вытекающие из тех, которые описаны
ранее)
Первая причина. Как ребенок научится
получать больше внимания от взрослых, когда он
плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем
детстве ребенок плачет — к нему бегут родители.
Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за
целый день нормального поведения. «Если я хочу,
чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать
что-то, что они делать запрещают!» —
вот что «усвоил» ребенок. Сердитое внимание
лучше, чем никакого. Это переносится и в детский
сад, и в школу. Вот обычная ситуация. Миша тихо и
сосредоточенно собирает пазл. Вера громко что-то
выкрикивает и мешает двум другим девочкам начать
игру. Как вы думаете, к кому в первую очередь
обратится воспитательница?
Вторая причина. Никто не учит
ребенка, как попросить внимания в приемлемой
манере, когда он нуждается в нем. Потребность во
внимании — базовая психологическая потребность,
такая же, как еда и питье с точки зрения
физиологии. Но если детей учат просить еду, то как
они должны вести себя, когда они «психологически
голодны»?
Третья причина. Чем меньше внимания
дома — тем больше вероятность поведения,
направленного на привлечение внимания, в детском
саду, а позже — в школе. Часы у телевизора,
формальные вопросы родителей: «Что ты ел
сегодня в саду?», «Гулять ходили?», узкий круг
общения, одиночество — и проблем с поведением не
избежать. Демонстративным, привлекающим
внимание ребенок становится также и тогда, когда
он получает слишком много внимания, когда он
становится кумиром семьи, им любуются и
восхищаются, но при этом никто из взрослых не
видит в действительности его нужд, желаний, боли,
не понимает его.
Поведение, направленное на
привлечение внимания: активная форма
Такие дети имеют свои хитрости, которые
можно назвать «механизмами привлечения
внимания» (МПВ).
Сеня имеет тысячу и один такой МПВ:
стучит карандашом по столу и корчит рожи во время
развивающих занятий, вертится и разговаривает,
подставляет ножки ребятам у дверей туалета,
закатывает глаза за спиной воспитательницы,
часто использует слова, которые его
воспитательница узнала только в старших классах.
Его сестра Даша учится в старшем классе и тоже
имеет много МПВ. Она часто входит в класс, когда
урок продолжается уже 10 минут, вдруг начинает
причесываться во время объяснения нового
материала, передает записочки через весь класс и
задает учителю вопросы, не относящиеся к теме
урока.
Активные МПВ действуют беспроигрышно.
Такие поступки отвлекают всех в группе или в
классе, так что работать уже невозможно.
Поведение, направленное на
привлечение внимания: пассивная форма
У детей с пассивным поведением,
направленным на привлечение внимания, также
масса способов привлечения к себе внимания. В
отличие от «активных» они редко «заводят» всю
группу или класс. Опасность с ними подстерегает
вас, когда кажется, что группа готова приступить
к занятию, слушать сказку, идти на прогулку и т.д.
Только вы подумаете: «Слава богу, все
тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня»,
— как через несколько мгновений осознаете, что в
группе несколько тихих саботажников — пассивных
нарушителей поведения.
Они не отказываются выполнять ваши
требования, но делают все в темпе, который можно
назвать «в-час-по-чайной-ложке». Все, что они
должны делать, исполняется медленно, еще
медленнее, еле-еле. Они только успевают надеть
один ботинок к тому времени, когда все уже стоят
одетые для прогулки. Вам кажется, что вы «из
болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что
в других ситуациях они и реагируют, и действуют
совершенно нормально.
Исправить «пассивных» труднее, чем
«активных». Они часто говорят: «За что вы меня
ругаете? Я не делаю ничего плохого!» «Активные»
уже не могут позволить себе так оправдаться — их
выходки слишком вызывающи и заметны.
Сильная сторона поведения,
направленного на привлечение внимания
Дети, демонстрирующие поведение,
направленное на привлечение внимания, просто
показывают, что они хотят взаимодействовать со
взрослым, но не знают, как общаться в позитивной
манере. Большинство педагогов скорее предпочтут
иметь дело с такими воспитанниками, чем с теми,
кому нет дела ни до чего и ни до кого. Если об этом
помнить все время, возможно, наше раздражение и
возмущение угаснут.
Принципы профилактики: как себя вести,
чтобы эти нарушения поведения не возобновлялись?
Этих принципа два:
1. Уделяйте больше внимания тем, кто
сегодня ведет себя хорошо. В 2, 3, 10 раз
больше внимания за хорошее поведение, чем за
плохое!
2. Научите детей просто и открыто просить
внимания у взрослого или сверстников, когда они в
нем особенно нуждаются. О том, как реализовать
эти два принципа, речь пойдет в теме «Как
помогать детям устанавливать нормальные
отношения и чувствовать свою коммуникативную
состоятельность».
Как же вести себя в тот самый момент,
когда вы встречаете поведение, направленное на
привлечение внимания, и это поведение не дает вам
и группе нормально работать? Ниже описаны приемы,
используя которые вы будете оставаться в рамках
партнерского стиля общения и в то же время
сможете прекратить или постепенно свести на нет
нежелательное поведение. Эти приемы
сгруппированы в 6 общих стратегий.
СТРАТЕГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Стратегия 1. Минимизация внимания
Происходит парадоксальная вещь:
естественным образом реагируя на выходки детей,
целью которых является привлечение внимания, мы
как будто даем им положительное подкрепление в
виде нашего внимания, закрепляя их плохое
поведение. Они начинают чувствовать себя
увиденными (не «пустым местом») только когда
получают много замечаний, а наши гневные
проповеди и угрозы они воспринимают как вид
особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с
помощью внимания такое поведение? Стратегия
минимизации внимания содержит множество
приемов, призванных уменьшить демонстративное
поведение, поскольку оно будет оставаться
незамеченным.
Игнорируйте такое поведение. Часто
лучший способ прекратить демонстративное
поведение — перестать на него реагировать. «Нет
ответа» — значит, цель не достигается с помощью
этого действия. Когда ребенок ведет себя
демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет,
если я совсем проигнорирую его выходку?» Если вы
ответите себе, что ничего не случится, кроме того,
что он лишится моего внимания, смело применяйте
прием игнорирования. Через несколько попыток
ребенок прекратит вести себя подобным образом.
Контакт глазами. «Пристально
посмотрите на него, — советуют опытные педагоги.
— Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю,
что они делают. И они знают, что этот взгляд
означает «хватит». Пристальный взгляд (без
осуждения) — это все внимание, которое они
«выручили» за свою проделку. Никаких слов —
только взгляд.
Встаньте рядом. Физическое
приближение — другой инструмент, помогающий
минимизировать поведение, направленное на
привлечение внимания. Продолжая вести занятие
(читать сказку и т.д.), просто подойдите и встаньте
рядом с ребенком. Без контакта глазами и без слов.
Дети начинают понимать, что делают что-то не то,
когда воспитатель стоит так близко.
Используйте имя ребенка. Этот прием
позволяет одновременно дать минимум внимания «в
награду» за демонстративное поведение и
рекомендовать ребенку присоединиться к тому, что
делают все ребята. Педагог делает это,
периодически вставляя имя ребенка в контекст
занятия. Это может звучать так: «Таким образом, по
правилам этой игры, Вова, нельзя заходить за
черту...». Или «Тогда, Игорь, Белоснежка решила
остаться у гномов...».
Пошлите «секретный сигнал». Вы
можете использовать какие-то жесты, смысл
которых известен детям. Например, приложить
палец к губам и сказать: «Тсс». Вот интересный
рассказ одной воспитательницы. «Однажды,
разговаривая с шестилетним Борей, который очень
раздражал меня на занятиях по рисованию, я
поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты
спокойно сидел, пока я занята другими детьми?»
Боря поднял над головой скрещенные руки, как это
делает баскетбольный судья. «Что это значит?» —
спросила я. «Это значит, что игра окончена», —
ответил Боря. Теперь, когда Боря шалил, я делала
ему этот знак — и он помогал!
Я часто добавляла подмигивание к этому основному
сигналу, и Боря улыбался и успокаивался,
удовлетворенный тем, что получил хотя бы две
секунды моего внимания только себе».
Формулируйте «Я-высказывания».
Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают, и
просто хочется крикнуть ребенку, который заводит
всю группу: «Прекрати немедленно!». В этих
случаях эффективным оказывается
«Я-высказывание». Это словесное утверждение дает
в специфической форме информацию о нарушении
поведения и о том, какое оно производит на вас
впечатление. Вот пример: «Катя, когда я слышу,
как ты разговариваешь с Леной во время тихого
часа, я сержусь, потому что другие ребята не могут
уснуть. Пожалуйста, перестань».
«Я-высказывание» состоит из четырех
частей:
первая — содержит объективное описание
плохого поведения, которое имеет место здесь
и сейчас: «Когда ты разговариваешь с Леной во
время тихого часа...»;
вторая — называет чувства
взрослого в этот момент: «...я чувствую сильное
раздражение...»;
третья — описывает эффект от
плохого поведения: «...потому что другие ребята не
могут уснуть»;
четвертая — содержит просьбу:
«...пожалуйста, перестань».
Стратегия 2. Разрешающее поведение
Запретный плод всегда сладок. Это
свойство человеческой натуры известно со времен
Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия
заключается не в том, чтобы запретить есть
яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть
содеянного, объявив яблоко не запретным. Вот
рассказ педагога-психолога одного из
подмосковных ДОУ.
«Мои ребята очень любят игру-разминку «Я
— паровозик». По правилам игры ведущий подходит
к любому ребенку из группы и говорит: «Я —
паровозик Ваня (называет свое имя). Будешь моим
вагончиком?» Другой ребенок берется руками за
талию «паровозика» и говорит: «Я — Петя (называет
свое имя), буду твоим вагончиком». Теперь вдвоем
они «едут» по группе и подъезжают к кому-нибудь
из ребят. Вагончик Петя говорит: «Мы — паровозик
Ваня и вагончик Петя. Будешь нашим вагончиком?»
Теперь они едут втроем. И т.д. В группе есть
мальчик, который раз за разом отказывается
принимать участие в игре. Он медленно-медленно
говорит: «А я не буду с вами играть, не хочу». Я
разрешаю ему не играть и спокойно отвечаю: «Тогда
порисуй, пока другие играют». Ребенок тут же
просится в игру».
Стратегия 3. Делайте неожиданности!
Прекратить поведение НПВ мы можем,
действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно
«выкидываем», мы как будто говорим: «Я все вижу и
знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в
твою игру». Игра требует по меньшей мере двух
участников. Когда же взрослый отказывает в игре,
лучше делать это необычным способом. Скажем,
короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо
другое, могут разрядить атмосферу в группе. Чем
больше юмора в момент нарушения поведения, тем
быстрее оно прекратится. Вот некоторые
конкретные приемы данной стратегии.
Выключите свет. Это старый,
испытанный способ, который педагоги используют
давно. Когда кто-то из детей или вся группа
становится неуправляемым, просто поверните
выключатель, подождите тишины несколько секунд.
Нет необходимости в очередной раз читать
обвинительную речь или лекцию о том, как дети
плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно
понимают, что нарушают поведение. В этой ситуации
молчание дает больший эффект, чем громкие слова.
Издайте музыкальный звук.
Преподаватели музыки часто исполняют аккорд или
несколько аккордов на пианино в момент нарушения
поведения. Вместо пианино может быть использован
любой музыкальный инструмент, и не только на
занятиях по музыке.
Начните говорить тихим голосом.
Когда мы начинаем говорить тише, дети начинают
прислушиваться и обращают на нас внимание, а это
отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы
говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.
Измените ваш голос. Используйте
необычную манеру говорить, звуки, произношение,
ударения или другой язык, может быть, даже
бессмысленную речь. Шепчите или пойте слова,
говорите монотонно, высоким или низким голосом,
меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций
отвлекут детей от того, чем они занимаются,
нарушая поведение, и заставят обратить на вас
внимание.
Стратегия 4. Отвлеките ребенка
Никто долго не может делать два дела
одновременно. А именно это и происходит, когда
ребенок нарушает поведение. Поэтому вы можете
просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на
чем-либо другом. Как это сделать практически?
Задавайте прямые вопросы. В момент,
когда ребенок нарушает поведение, полезно задать
ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я
только что дала?» или «Миша, что ты думаешь о
том, чем сейчас будет заниматься вся группа?».
Такие вопросы и отвлекают от плохого поведения, и
направляют внимание ребенка на то, чем он сейчас
должен заниматься. Эту технику мы рекомендуем
сочетать с приемами стратегии 1 «Минимизация
внимания».
Попросите об одолжении. «Саша,
собери, пожалуйста, рисунки ребят!», «Маша, не
могла бы ты отнести этот список нашей заведующей,
Марии Ивановне, прямо сейчас?», «Гриша, сходи к
Татьяне Петровне в младшую группу и спроси, не
могла бы она дать нам цветной мел?». Только не
используйте этот прием часто, так как ученики с
поведением НПВ могут решить, что именно такое их
поведение награждается особыми поручениями. Но
как единовременная мера он работает очень
хорошо.
Стратегия 5. Обращайте внимание детей на
примеры хорошего поведения
Полезнее не говорить ребенку-нарушителю
о его плохом поведении, а уделить внимание
кому-то из группы, кто, может быть, сидит рядом и
ведет себя хорошо. Так вы подчеркнете, что
хорошее, а не плохое поведение заслуживает
внимания взрослого и его уважения.
Благодарите детей. Благодарите и
отмечайте тех детей, которые делают то, что вы
просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты
внимательно слушаешь, как выполнять это
задание!», «Спасибо, Оля, что твои руки заняты
поделкой».Такие утверждения, обращенные к
соседу по парте или приятелю ребенка-нарушителя,
должны точно описывать то самое поведение,
которое мы ждем от шалуна. Этот прием работает,
только если мы описываем желаемое поведение в
объективных терминах.
Стратегия 6. Меняйте детей местами
Дети, которые нуждаются во внимании, как
правило, нуждаются в аудитории. Когда вы убираете
таких детей от их зрителей, вы лишаете их главной
награды, и это заставляет их успокаиваться.
Меняйте детей местами. Иногда этого
вполне достаточно. «Игорь, пересядь,
пожалуйста, на свободное место, рядом с Таней».
И продолжайте занятие, пока Игорь
пересаживается. Возможно, такой вид внимания с
вашей стороны окажется вполне достаточным, будет
воспринят как награда.
«Стул размышлений». Некоторые
воспитатели ставят в группе специальный «стул
размышлений». Подойдет любой стул, не похожий на
остальные. Его можно перекрасить, например, в
ярко-красный цвет или покрыть куском яркой ткани.
Этот стул — место, где нарушитель может подумать
о том, как он будет вести себя по-другому,
вернувшись на свое место. Две-три, пять минут на
этом стуле — достаточное время. Остальные ребята
должны понимать, что нельзя беспокоить сидящего
на «стуле размышлений».
Но может быть так, что когда вы говорите
ребенку-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на
«стул размышлений», — он не идет туда. Это не
означает, что плох прием, просто цель ребенка —
власть, а не внимание. Если вернувшись на свое
место, Женя вновь делает то же, используйте в этом
случае техники экстренного вмешательства при
властолюбивом поведении.
Теперь, когда вы познакомились со
стратегиями обхождения с поведением,
направленным на привлечение внимания, вам легче
будет выбрать подходящую стратегию и прием. Учитывайте
при выборе три основных фактора:
1) возраст ребенка,
2) что будет для него самым впечатляющим,
3) что подходит вам, как личности и как
профессионалу.
Обобщающая схема ориентировки по работе
с детьми, постоянно привлекающими внимание:
Активное поведение,
направленное на привлечение внимания |
Приемы: дети делают то, что
отвлекает внимание других ребят и воспитателя |
Пассивное поведение,
направленное на привлечение внимания |
Приемы: дети демонстрируют
поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть то, что
от них ждут, они выполняют очень и очень медленно
(не путать с детьми просто медлительными!) |
Спонтанное чувство
воспитателя |
Раздражение, негодование и
возмущение |
Спонтанная реакция (что
хочется сделать?) |
Делать замечание, выговор,
наконец, применить угрозу |
Ответная реакция ребенка |
Временно прекращает |
Происхождение (причины)
поведения |
1. Дети часто испытывают
дефицит уважительного внимания к себе, чувствуют
себя «пустым местом» (даже если родители
проводят с ребенком много времени, их внимание не
всегда уважительное, учитывающее чувства и
потребности ребенка).
2. Дети замечают, что дефицит внимания
можно вероятнее удовлетворить, когда ведешь себя
непослушно, вызывающе (только тогда тебя
замечают) — выученный способ поведения.
3. Дети не научились пока просить
внимания и вступать в конструктивный диалог со
взрослыми и сверстниками (у них не было образцов
для подражания, или уже слишком сильны страхи
показать свое «настоящее лицо» из-за прежних
обид) |
Сильная сторона поведения,
направленного на привлечение внимания |
Дети нуждаются в диалоге со
взрослым, готовы меняться ради внимания и
понимания со стороны взрослого |
Принципы предотвращения
такого поведения |
1. Больше внимания уделять
хорошему поведению, минимизировать внимание к
плохому.
2. Строить с детьми диалог, в котором они
будут поняты.
3. Учить детей просить внимания
(формировать социальные умения: «Как начать
беседу», «Как познакомиться», «Как примкнуть к
группе, которая занимается каким-то делом», «Как
попроситься в игру» и т.д.) |
Для профилактики нарушений поведения,
направленного на привлечение внимания,
предлагаем вам несколько игр-упражнений для
детей-дошкольников. Эти игры можно проводить в
течение дня в группе, на прогулке, как ритуал
приветствия утром или прощания в конце дня.
1. Игра-упражнение «Аплодисменты по
кругу»
Цели: В этом замечательном и
неординарном ритуале все происходит по
парадоксальной логике. Последние становятся
первыми. Игра построена таким образом, что
интенсивность аплодисментов постепенно
нарастает и достигает своего апогея, когда
последний ребенок получает аплодисменты всей
группы. Эта игра — одна из самых любимых
практически во всех возрастных группах.
Инструкция: Кто из вас может
представить, что чувствует артист после концерта
или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром
аплодисментов? Возможно, он чувствует эти
аплодисменты не только ушами. Быть может, он
воспринимает эти овации всем своим телом, душой,
как приятное волнение. У нас очень хорошая
группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я
хочу предложить вам игру, в ходе которой
аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем
становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит
так. Вы становитесь в общий круг. Один из вас
начинает. Он подходит к кому-нибудь из ребят и
дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая
в ладоши. Затем они оба выбирают следующего
ребенка, который тоже получает их аплодисменты,
— они оба подходят к нему, встают перед ним и
аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает
претендента на овации. Каждый раз тот, кому
аплодировали, имеет право выбирать следующего.
Таким образом, игра продолжается, а овации
становятся все громче.
2. Игра-упражнение «Что важно для меня?»
Цели: Эта игра способствует развитию
взаимодействия между детьми и дает возможность
каждому ребенку представить себя другим детям.
Это очень быстро сплачивает детей друг с другом.
Многие дети изумляются, когда видят, сколько
одногруппников, оказывается, разделяют их
интересы и ценности.
Материалы: Бумага и карандаш
(фломастер) — каждому ребенку.
Инструкция: Представьте себе, что вы
с родителями надолго уезжаете, чтобы провести
каникулы на необитаемом острове. Мама говорит
вам, что вы можете взять с собой только три вещи,
самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо
подумайте и нарисуйте эти три вещи на листке
бумаги.
Теперь все дружно встаньте и начните
бродить по комнате. Держите при этом свой рисунок
так, чтобы его могли видеть остальные.
Пожалуйста, ходите молча и лишь внимательно
смотрите, что нарисовано у других (если не
понятно, можно тихонечко спросить у автора
рисунка). Когда я крикну: «Стоп!», вы
останавливаетесь рядом с кем-то из детей.
Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно
эти вещи.
Анализ упражнения: Задайте детям
следующие вопросы: 1) Кто-нибудь выбрал то же, что
и ты? 2) Чьи рисунки тебя удивили? 3) Есть ли на
свете такие вещи, которые интересны и важны
большинству из нас? 4) Какой предмет был самым
необычным? 5) О ком ты узнал что-то новое?
3. Игра-упражнение «Что я люблю делать…»
Цели: В этом упражнении дети имеют
возможность рассказать что-нибудь о себе,
проявив при этом оригинальность и артистизм.
Поскольку игра построена на принципе
отгадывания, она нравится детям и развивает их
любознательность.
Инструкция: Я хотела бы, чтобы мы
лучше узнали друг друга. Один из нас выбирает
что-то, что он очень любит делать, и начинает без
слов нам показывать это. Все остальные
внимательно смотрят и пытаются угадать, что нам
хочет сказать выступающий. Мы с вами молчим.
Когда пантомима закончится, мы выскажем свои
догадки.
Анализ упражнения: Задайте детям
следующие вопросы: 1) Из выступлений кого ты
сразу догадался о любимом занятии? 2) Кто из детей
любит делать то же, что и ты? 3) Кто из выступавших
удивил тебя? 4) Трудно ли объяснять что-либо без
слов?
Задания воспитателю
1. Наблюдали ли вы в своей практике
примеры активного и пассивного поведения детей,
направленного на привлечение внимания? Опишите
их.
2. Дополните следующее предложение:
«Когда я был ребенком, одним из способов привлечь
к себе внимание (родителей, воспитательницы,
сверстников и т.д.) был следующий: …»
Задание по составлению ВПД
Определите цели неприемлемого
поведения для конкретного ребенка. Вспомните
свои чувства и импульс, когда вы столкнулись с
поведением ребенка, привлекающего внимание. Как
вы отреагировали на выходку? Что ответил ребенок?