Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2009

В дни осенних каникул пройдет 60-я Неделя игры и игрушки.

Как бы ни был разнообразен сегодняшний мир игрушек, мы порой заново открываем для себя игрушки с богатой историей. Некоторые из них удивительно органично возвращаются в игровые комнаты наших детей. А некоторые становятся незаменимыми пособиями в педагогической работе.

Что стоит на одной ножке? или Педагогика волчка

Кто умеет стоять на одной ножке?
Маша умеет, Петя умеет. И Саша, хоть он совсем маленький, тоже чуть-чуть простоит. Молодцы, ребята!
Но это непросто, непросто. Не каждый так сможет.
Вот палочка, стерженек от игры в кольцеброс, одинокая «ножка».
Может ли она устоять на своем кончике? Попробуем: бумс! Упала!
Может, у Пети получится заставить палочку устоять? Или у Маши?
Нет, не получается.
А что если надеть на палочку «юбочку»? Колечко от той же пирамидки? Только надо, чтоб «юбочка» плотно «сидела» на палочке. Может, что-то изменится? Нет, не изменилось: все равно не стоит наша палочка, заваливается на бок.
Но если поколдовать… Кто знает волшебные слова?

Крибле-крабле-бумс!
Пикапу-трикапу, ёрики-морики.
Колдуй, баба, колдуй, дед!

Сейчас все таинственным полушепотом скажут волшебные слова — и…
Палочка в юбочке заплясала, закружилась — удерживается, не падает!
Это ль не чудо?

 





Конечно, дело не в волшебных словах. То есть (волшебники, извините!), не только в них.
Дело в том, что палочке, стерженьку с кольцом придали вращательное движение. И движение удерживает ее в вертикальном положении.
Физики и по сей день разгадали не все тайны волчка. Но можно и не углубляться в дебри великой и сложной науки физики.
Достаточно и того, что на глазах у детей действительно свершилось чудо: то, что казалось невероятным, за счет ловкого движения рук стало возможным.
Это превращение важно зафиксировать, превратить его в эксперимент (пусть и обставленный сказочной атрибутикой). Это и есть введение в мир занимательной (а потом —
и серьезной) науки — с помощью игры и игрушки.
Ведь только что мы вместе с детьми «создали» игрушку — волчок, или юлу.
Историки игры отмечают: у разных народов свои игрушки. Это неудивительно, если учесть, что игрушка — во многом потомок обрядовых атрибутов. А обряды разных народов отличаются друг от друга. Тем не менее такие игрушки, как мяч и волчок, встречаются почти повсеместно — и в Африке, и на Севере. Образ шара (круга) и образ вращения глубоко укоренены в человеческой психике. Это, что называется, образы архетипические.
Потому волчок в тот или иной момент обязательно появляется в детской — динамическая игрушка, завораживающая движением.

Для педагога волчок — поистине кладезь образовательных возможностей.
То, что трехлетний малыш с удовольствием следит за вращением и способен самостоятельно заставить игрушку двигаться, — это всего лишь один, самый начальный момент.
То, что полезно запускать волчок для тренировки пальчиков, — это почти банальность. Для пальцев полезны любые манипуляции с любыми предметами. И было бы жалко сводить смысл волчка только к этому.
Главное — что волчок открывает возможности для различных экспериментов.
Самые известные опыты связаны с преобразованием рисунков на дисках вращающихся волчков.
Здесь возможны различные «степени сложности». Диск, разделенный на секторы с чередованием красного и белого, при вращении становится розовым. Желто-синий диск становится зеленоватым.
Эффект смешения цветов на крутящемся диске не всегда точно совпадает с эффектом смешения красок на палитре. Получаемый цветовой оттенок может определяться и размерами секторов, и частотой их чередования, и скоростью вращения волчка. Но тем не менее дети, знающие законы смешения красок, способны «предвидеть» результат при запуске двухцветных волчков.
А значит — волчки могут стать наглядными пособиями на занятиях по изобразительному искусству.
А вот что получится при наличии секторов трех и более цветов, это загадка.
Ответ на нее можно получить лишь в ходе наблюдения.
Не менее интересно наблюдать за превращениями рисунков: чем во время движения становится зигзагообразная линия? Что происходит с разноцветными окружностями?
Они изменяются, да, неузнаваемо изменяются — за счет вращательного движения, за счет скорости. Это серьезный вывод. Во многом он определяет характер исследований в современной физике.
Здесь открывается широкое поле для детских опытов.
Простейший самодельный волчок — картонный диск на спичке с подточенным кончиком. (Чтобы спичка не «бегала», ее с изнаночной стороны диска закрепляют пластилиновым шариком.) Дети пяти-шести лет способны с помощью педагога сделать такой волчок самостоятельно.
А потом на картонную основу можно нанизывать круги из альбомной бумаги, раскрашенные самыми разными способами, запускать волчки и наблюдать, что получилось.
Возможно, дети сумеют даже сформулировать некоторые закономерности.

Вот вопрос: из чего можно сделать волчок?
Ответ: из всего, что можно собрать в конструкцию «палочка с юбочкой», или «стержень с диском», или «блин и штырек».
Убедиться в этом можно, отыскивая «в ближайшем окружении» предметы подобной конструкции. Например, крышка от заварного чайника — «урожденный» волчок. Ее при желании можно заставить крутиться.

Затем можно поставить перед детьми и родителями увлекательную творческую задачу — сделать свой собственный, ни на что не похожий волчок.
Такой конкурс может увлечь пап: ведь требуется конструкторское мышление!
Изготовленные волчки не должны просто стоять на выставке.
Их назначение — вертеться. Значит, нужно устроить конкурс волчков. Он может стать изюминкой любого праздника с участием родителей.
Так что запуск волчка — не только тренировка пальчиков. Это еще и способ объединить исследовательской игрой детей и родителей.

Некоторые идеи для изготовления волчков

Дисками самодельных волчков могут служить старые компьютерные диски, круглые консервные крышки, кольца от пирамидки и от лыжных палок.
У консервной крышки обрабатывают края и насаживают ее на резьбовую шпильку с двумя гайками.
Кольца от лыжных палок хорошо «усаживаются» на палочки от игры в кольцеброс.
Вырезанное из фанеры деревянное кольцо можно насадить на карандаш с не очень остро заточенным носиком. Такой волчок во время движения может рисовать по бумаге.
Можно превратить в волчок маньчжурский орех. Природный кончик у него имеется.

Запускаем волчки



Разные волчки запускаются по-разному.
Маленькие запускаются с помощью трех пальцев.
Волчки с длинными ножками (как в случае с палочкой от кольцеброса) запускаются другим способом: палочку зажимают между ладонями и раскручивают.
При запускании волчков существует разная степень сложности: легче запустить волчок на короткой ножке. Труднее всего — на длинной.
Эта закономерность может подсказать ход состязаний на праздниках.
Сначала играющие запускают волчки на «пипочках», потом, от этапа к этапу, ножка волчка удлиняется. Для такого вида соревнований удобно использовать волчки, сделанные из колец пирамидки и палочек от кольцеброса. Участники и зрители будут видеть, как меняется длина стержня под диском.
Вертящиеся волчки эффектно смотрятся на деревянной тарелке с круговой резьбой. Такую тарелку можно купить в магазинах сети «Икеа». Тарелка является идеальным полем для состязаний волчков.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru