— Сергей! Мы привыкли к словам
«игротека», «игровой уголок». И нам кажется, что
они были всегда. По крайней мере всегда были в
детских садах. Но ведь и у них есть своя история?
— Конечно. Интересная, неоднозначная и
теперь уже довольно длинная история. Если
вдуматься, даже песочницу для детей кто-то
придумал.
— Автор идеи известен?
— Чье-то конкретное имя назвать не
возьмусь. Качели как ярмарочное развлечение
существовали еще внутри народной культуры. А в
конце XIX века в столицах и в уездных городах на
деньги зажиточных граждан, прежде всего —
купцов, стали разбивать городские парки для
гуляний. В таких парках обязательно
предусматривались игровые площадочки для
родителей с детьми (или для нянь с детьми). Там
появились песочницы привычной для нас
конструкции — короб с песком — и другие игровые
сооружения. А еще примерно в это же время по
инициативе педагогической интеллигенции
организовывались уличные игровые площадки для
детей из среды рабочих. На этих площадках с
детьми играли в разные игры. Понятно, что игры
следовало продумывать, педагогов для «работы»
(такая работа, как правило, была совершенно
бесплатной) нужно было готовить. Так что
организация игрового пространства для детей с
самого начала была связана с педагогической
составляющей.
— Но игрушек на уличных площадках не
было?
— Нет. Игрушки обитали в другой «среде»,
в детских зажиточных горожан — прежде всего
дворян. У царских детей конечно же были игрушки и
наборы игр. Во второй половине века, когда в
России стало развиваться и богатеть
образованное сословие (оно состояло из
адвокатов, врачей, педагогов, актеров, инженеров),
и в этих семьях появились детские комнаты с
игрушками. А вообще игрушка к концу XIX века
привлекает к себе внимание исследователей и
коллекционеров. Ее начинают собирать. Над ней
начинают думать: откуда она взялась, как
воздействует на ребенка. Можно ли этим
воздействием прямо управлять? В 1864 году в
Петербурге был открыт Военно-педагогический
музей. В его задачу входил сбор материала,
связанный с воспитанием будущих военных, прежде
всего — офицеров. Их, как вы знаете, готовили с
юных лет — в пажеских корпусах, в юнкерских
училищах. Так вот, в этом Военно-педагогическом
музее была представлена одна из первых коллекций
детских игрушек. Там можно было увидеть
оловянных солдатиков, некоторые виды военной
техники, характерной для того времени, и то, что
мы сегодня назвали бы строительными наборами, —
материалы для сооружения крепостей.
— А в 1863 году в том же Санкт-Петербурге
был открыт первый в России детский сад.
— Можно посчитать это совпадением. Но
вообще-то 60-е годы XIX века — это период важнейших
для страны реформ и бурного развития во всех
сферах жизни. Видимо, с новым историческим этапом
связано и пробуждение интереса к феномену
детства, попытка увидеть в развивающемся ребенке
ростки будущего, связывать с ним перспективы
развития общества. Для нас это кажется
естественным: как может быть иначе!
— Ну, да: «Дети — наше будущее» — по
меньшей мере банальность.
— Но в то время это только начинали
понимать. Мысль о том, что на развитие ребенка
можно влиять, и влиять сознательно, что детство
можно как-то специально организовывать, — эта
мысль была настоящим открытием.
— То есть нужно не только думать об
обучении детей, но и о чем-то другом?
— Безусловно. В первую очередь
обсуждались проблемы школьного обучения. Но в
интеллигентской среде начинают возникать
вопросы: зачем обучать, чему обучать, как обучать?
Как готовить к этому обучению? И почти сразу
возникает ответ: с помощью игры и игрушки.
— Но это — общий ответ. А вообще-то и
под играми, и под игрушками разные педагоги
понимают разные вещи. В первых детских садах не
было игрушек. В садиках, устроенных по
фребелевской модели, детям дозволяли играть с
«дарами Фребеля». Туда, к примеру, входил мячик.
Но о куклах и машинках, и тем более —
о солдатиках речи не было. В детском садике Юлии
Фаусек использовались дидактические материалы
Марии Монтессори. Их лишь с натяжкой можно
назвать игрушками. По крайней мере
Монтессори-педагоги сохранили за ними название
«материалы».
— Игрушки и игры, как только они попали в
сферу зрения педагогов, сразу оказались
предметом различных дискуссий и исследований. Но
особую остроту эти дискуссии, безусловно,
приобрели после революции. И дискуссии — какой
должна быть детская игрушка? —
и исследования на эту тему. С 1918 года выходит
журнал под названием «Игра», который редактирует
лично нарком просвещения Луначарский. Создается
специальная комиссия «Ребенок и игрушка»,
открывается «Институт игры и праздников». Чуть
позже начинает издаваться журнал «Игрушка». А в
30-е годы начался настоящий бум создания игротек и
игровых залов. Их открывали повсеместно, в разных
городах России.
— Это, по-видимому, объяснялось
заботой о детях из пролетарских семей. Время было
не очень сытое. Промышленность только
развивалась. Игрушек было мало. А население было
бедным: не каждая семья могла позволить себе
такую роскошь. К тому же одним из постулатов
Советского государства был постулат
«общественной собственности». Игротеки
позволяли разом решить эти проблемы.
— Я бы не стал объяснять открытие
игротек только прагматическими задачами — хотя
они, безусловно, присутствовали. Дети, независимо
от окраски власти, любят играть вместе. Часто,
чтобы игра возникла, нужна по крайней мере пара
детей. А для многих игр требуется больше детского
народа. Именно поэтому игры необходимы детям для
успешной социализации. Но за созданием игротек
стояла и педагогическая, исследовательская
мысль. Одна из первых игротек была открыта в 1934
году на базе опытно-экспериментальной школы
педологической лаборатории в Сергиевом Посаде.
Сергиев Посад — традиционный центр производства
кустарной игрушки. Сюда же потом переехал
Художественно-педагогический музей Николая
Дмитриевича Бартрама — одного из классиков
музейного игрушечного дела в нашей стране. Так
вот: первой игротекой руководила Ольга Дьячкова.
И задачи этой игротеки с самого начала
рисовались в форме «любовного треугольника».
Одна его сторона — мастера-игрушечники. Они
придумывают и создают игрушки. Другая сторона —
дети с их потребностями и игровыми
предпочтениями. Новые (и забытые старые) игрушки
выставляются в игротеке. Дети приходят в них
играть. Педагоги и психологи (педологи)
наблюдают, что из этого получается: какие игрушки
вызывают интерес, какие — недовольство?
В какие игрушки дети играют группами, в какие —
по одному? Какова продолжительность игры? Ее
сюжет? Почему возникают или не возникают
конфликты вокруг игрушки? И так далее. На много
разных вопросов в ходе наблюдения нужно найти
ответы. Для чего? Чтобы понять, можно ли и как
руководить игровой деятельностью ребенка. Это и
есть третья сторона треугольника —
психолого-педагогическая. Правда, и тут нужно
внести уточнение. В игротеку Ольги Дьячковой
приходили дошколята и младшие школьники.
И главной ее задачей была апробация игрушек. (То,
из чего выросло современное представление об
экспертизе игрушек.) Другой инициатор
игротечного дела в нашей стране — Ефим Минскин —
считал, что по смыслу своему игротека должна быть
приближена к библиотеке: недаром у них есть общая
словесная составляющая — сочетание «тека». Это
значит, что в игротеке дети не только должны
играть, но и получать игры на дом. Точно так же,
как в библиотеке они берут на дом книги. Кроме
того, игротека — место, где игры придумываются —
совместными усилиями педагогов и детей. Это
качественно новый подход.
— Но Ефим Минскин работал с детьми
старшего возраста? С подростками?
— Да. Однако и для детей помоложе, для
детей младшей школы этот принцип тоже очень
эффективен. Ведь игра очень часто рождается
внутри детского мира. Взрослым лишь надо вовремя
ее заметить, вычленить, помочь детям в
оформлении, в совершенствовании атрибутов.
— А иногда бывает и наоборот. Взрослый
предлагает детям игру, а дети ее трансформируют,
развивают, переосмысляют. И такое можно
наблюдать уже в среде пяти-шестилеток.
— Собственно, в этом и состоит главный
пафос игротечного дела — способствовать
детскому творчеству. Потому что для ребенка игра
— самый первый и главный вид творчества. То, из
чего произрастает все остальное.
В следующих номерах мы обсудим, что
такое «игровой уголок» в детском саду, сколько
игрушек должно быть в детской, можно и нужно ли
учить детей играть.
Продолжение следует