Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2009

Как и во что играет современный дошкольник?

Центр праздничной и социоигровой культуры Московского городского дворца детского (юношеского) творчества приглашает педагогов и психологов, работающих с детьми дошкольного возраста, принять участие в исследовании «Как и во что играет современный дошкольник?».
Для этого вам в течение двух недель необходимо провести наблюдения за свободными играми ваших воспитанников и заполнить специальную карту (схему наблюдений).
Полученные данные вы сможете использовать для психолого-педагогической диагностики игровой активности детей.
Также ваши сведения помогут составить представление об игровой активности современных дошкольников в детском саду в целом.
Копии записанных наблюдений присылайте на адрес газеты.
Участники акции получат специальное свидетельство о своем вкладе в исследовательскую работу.

Карта наблюдений за детской игрой

Часть первая. Общий паспорт игры

Дата

День недели

Время дня

Место действия

Вид и название игры

По чьей инициативе возникла

Сколько времени дети играли в игру

Кол-во участников
в начале — в конце

               
Пример 1

Дата

День недели

Время дня

Место действия

Вид и условное название игры

По чьей инициативе возникла

Сколько времени дети играли в игру

Кол-во участников в начале — в конце

13.10.2009

Вторник

Вторая половина дня, после полдника

Участок детского сада

Сюжетно-ролевая, «Человек-паук»

Игру предложил Сережа, 5,5 лет

Игра длилась около 20 минут

3 человека — 5 человек

Пример 2

Дата

День недели

Время дня

Место действия

Вид и условное название игры

По чьей инициативе возникла

Сколько времени дети играли в игру

Кол-во участников в начале — в конце

13.10.2009

Вторник

Первая половина дня, прогулка

Участок детского сада

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Игру предложил воспитатель

Игра длилась около 15 минут

4 человека — 8 человек

Возможные виды игр: сюжетная, сюжетно-ролевая, режиссерская, строительная, подвижная (с устойчивыми правилами), подвижная (с неустойчивыми правилами), хороводная (с правилами), спортивная (с правилами), речевая (с правилами).  Список может быть дополнен.

Часть вторая. Речевое взаимодействие участников игры

Речевая активность детей в процессе игры

Стимулирует/препятствует игровым действиям

Количество детей, активно разговаривающих в ходе игры

Количество «молчунов», играющих в игру

0   1   2   3   4

-3   -2   -1   0   1   2   3

   

Часть третья. Наличие конфликтов в ходе игры

Уровень конфликтности в ходе игры

Инициаторы конфликта

Участники конфликта

(имена, кол-во детей)

Ведет/не ведет

к прекращению игры

0   1   2   3   4

     

Часть четвертая. Роль взрослого в игре

Не участвует в игре.
Инициатор игры.
Участник игры.
Посредник при конфликтах в ходе игры.

Соберите карты за некоторый период наблюдений (не меньше двух недель) и проанализируйте их.

1. В какие игры дети играли особенно часто по собственному желанию?
2. Удовлетворяет ли вас продолжительность затеваемых игр?
3. Можно ли выделить постоянных инициаторов тех или иных игр?
4. Можно ли выделить детей, наиболее часто провоцирующих игровые конфликты?
5. Другие замечания.

Рейтинг@Mail.ru