Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2009
В сентябре 2009 г. исполнился год со дня, когда было принято новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Принятый документ, как это часто бывает в российской жизни, вызвал к жизни и новые проблемы, к которым практики не были готовы.
Чтобы дать заведующим ориентиры при подготовке к лицензированию и аккредитации, чтобы управленцы оказались защищенными от вопросов прокуратуры, агентство
образования Минобрнауки Красноярского края разработало специальное Методическое письмо о применении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении при регулировании деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В нем прописаны те «подводные камни», с которыми могут столкнуться практики, разъяснены невнятные моменты Положения.
Плодами этой трудоемкой и важной работы красноярские коллеги делятся с вами.

Методическое письмо

Фото из архива детского сада «Светлячок», г. Абакан

Фото из архива детского сада «Светлячок», г. Абакан

Продолжение. Начало в № 20/2009

Вид ДОУ: Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей.

Структура групп:

группы общеразвивающей направленности (осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации).

Наполняемость групп:

Группы формируются от 2 месяцев до 7 лет:

от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 до 7 лет — 20 детей.

Разновозрастные:

любые два возраста (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
любые три возраста (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любые два возраста (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности можно отнести все сферы интеллектуального и экологического развития);

социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста). К данной направленности следует отнести социальное, личностное, нравственно-патриотическое, гражданское развитие воспитанников;

художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру).

или физическое (охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями). К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все направленности физического развития и оздоровления воспитанников.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Дополнительные помещения, необходимые для реализации образовательной программы:

  • комната (кабинет) для дополнительных занятий с детьми по каждому из приоритетных направлений деятельности ДОУ,

  • музыкальный зал,

  • спортивный зал.

(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов обязательно при превышении Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по физическому и художественно-эстетическому развитию детей.)

Вид ДОУ: Детский сад компенсирующего вида.

Структура групп:

группы компенсирующей направленности (осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и(или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей).

Наполняемость групп:

Группы формируются от 2 месяцев до 7 лет.

В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

— для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
— для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
— для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
— для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
— для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
— для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
— для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
— для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
— для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
— для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
— для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и(или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
— для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и(или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и(или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Дополнительные помещения, необходимые для реализации образовательной программы:

  • кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп,

  • кабинет педагога-психолога,

  • физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования),

  • другие кабинеты (кабинет медсестры-массажистки, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп,

  • бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Вид ДОУ: Детский сад присмотра и оздоровления.

Структура групп:

группы оздоровительной направленности (создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Наполняемость групп:

Группы формируются от 2 месяцев до 7 лет:

наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

дети с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;
часто болеющие дети — 10 и 15 детей;
другие категории детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и(или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Дополнительные помещения, необходимые для реализации образовательной программы:

  • кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп,

  • кабинет педагога-психолога,

  • физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования),

  • другие кабинеты (кабинет медсестры-массажистки, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп.

Вид ДОУ: Детский сад комбинированного вида.

Структура групп:

группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании.

Наполняемость групп:

Группы формируются от 2 месяцев до 7 лет:

от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 лет до 7 лет — 20 детей.

Разновозрастные:

любые два возраста (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
любые три возраста (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любые два возраста (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

Для компенсирующих групп (до 3 лет и старше 3 лет):

для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и(или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

Для оздоровительных групп (до 3 лет и старше 3 лет):

для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;
для часто болеющих детей — 10 и 15 детей;
для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.

Для комбинированных групп (до 3 лет и старше 3 лет):

до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и(или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и(или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Дополнительные помещения, необходимые для реализации образовательной программы:

  • кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в зависимости от коррекционной направленности групп,

  • кабинет педагога-психолога,

  • физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нарушений в развитии детей с использованием физиотерапевтического оборудования),

  • другие кабинеты (кабинет медсестры-массажистки, медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной направленности групп,

  • бассейн (при функционировании групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Вид ДОУ: Центр развития ребенка — детский сад.

Структура групп:

группы общеразвивающей направленности (осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации).

Наполняемость групп:

Группы формируются от 2 месяцев до 7 лет:

от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 до 7 лет — 20 детей.

Разновозрастные:

любые два возраста (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
любые три возраста (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любые два возраста (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

Программы:

реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое (обеспечивает развитие познавательных процессов, (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность, освоение сферы общения. К этой направленности можно отнести все сферы интеллектуального, экологического развития);

социально-личностное (освоение норм и правил поведения в соответствии с возрастными возможностями; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста)). К данной направленности следует отнести социальное, личностное, нравственно-патриотическое, гражданское развитие воспитанников;

художественно-эстетическое (обеспечивает овладение различными видами художественной деятельности и развитие художественных способностей, приобщение к искусству, способствует формированию эстетического отношения к миру);

или физическое (охрана и укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и качеств, двигательной активности, усвоение гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями). К данной направленности, на наш взгляд, можно отнести все сферы физического развития и оздоровления воспитанников.

Организационно-ресурсное обеспечение:

Педагогический состав дошкольного образовательного учреждения.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, подтвержденное документами государственного образца о соответствующем уровне образования и(или) квалификации.

Перечень помещений дошкольного образовательного учреждения:

  • игровая комната,

  • спальное помещение,

  • раздевальная комната,

  • умывальная комната,

  • буфетная комната,

  • туалетная комната,

  • пищеблок,

  • медицинский кабинет,

  • прачечная.

Дополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса за рамками Временных (примерных) требований к методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении по направлениям:

интеллектуальное развитие (краеведческий музей, библиотека, компьютерный класс, кабинет иностранного языка и др.);
художественно-эстетическое развитие (музыкальный зал, изостудия, театральная студия и др.);
физическое развитие (спортивный зал, физиокабинет и др.);
социально-личностное развитие (кабинет педагога-психолога, сенсорная комната и др.).

Рейтинг@Mail.ru