Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2009
Идеи, предложенные автором, можно использовать при работе по любой программе и при разработке интегрированных занятий.

Природа и художник

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20/2009

Чеботарева Настя, 6 лет. Москва, ДОУ № 1439

Чеботарева Настя, 6 лет. Москва, ДОУ № 1439.
«Собака увидела себя в отражении». Гелевая ручка, пед. Агафонова Н.А.

Тема вторая: Мир животных

Занятия для детей предшкольного возраста

Занятие «Следы на снегу. “Снежная страница”»

Содержание. Внимательно рассмотрите репродукции лесных пейзажей с первым снегом. Обратите внимание на следы, оставленные лесными обитателями. Изображая на доске или на листе бумаги цепочки следов в том или ином ритме, спросите детей, как вел себя зверь, который оставил эти следы (зайка оставил беспорядочные следы, извилистые, поскольку прыгал то вправо, то влево; волк оставил степенный след, шел прямо и медленно; сорока добежала до дерева и вспорхнула, след прерывается и т.п.). На некоторых репродукциях можно увидеть следы человека или повозки, лыж или саней. Белые страницы могут о многом рассказать; чтобы занятие прошло более эмоционально, можно прочитать стихи В.Кузнецова «Следы на снегу» или С.Маршака «Белая страница».
Поработайте над композицией будущего рисунка, при этом важно, чтобы земле (белому снегу) было уделено особое внимание. Если углем очертить линию встречи неба и земли и в технике «плашмя» перекрыть небо, то нижняя часть белого листа и будет снежной страницей, на которой будут изображены деревья и следы.

Задание. Изображение пейзажа с цепочками следов.

Материалы. Бумага, уголь или черный и синий фломастеры.

Примечание. Возможно выполнение следов на снегу гуашью, на основе смешения белой и черной гуаши, белой и синей и т.п.

Занятие «Пеликан»

Содержание. Организуя процесс восприятия детей при показе репродукций различных птиц, произведений художников-анималистов (И.Ефимов, В.Ватагин и др.), обратите внимание на выразительность и грациозность птиц с длинной шеей. Попросите детей пластикой собственного тела передать характер птицы (птица стоит на одной ноге, запрокинула голову назад, замахала крыльями, спрятала голову под крыло, наклонила голову к птенцу и т.п.). Многие птицы занесены в Красную книгу, к ним относится и пеликан. Расскажите историю об этой птице, способной пожертвовать собой ради птенцов. Известна легенда о том, как пеликан, чтобы накормить своих детенышей, отрывал от своей груди кусочки кожи. Спросите детей, почему эта птица является символом педагогов, воспитателей и учителей.

Задание. Изображение большой и маленькой птиц с длинной шеей, пластика фигуры (положение крыльев, изгиб шеи и т.п.) свидетельствует о нежном и заботливом отношении птицы-мамы (папы) к своему птенцу. Например, пеликан-мама кормит голодных малышей, цапля целует своего птенца и т.п.

Материалы. Бумага, уголь и другие материалы.

Примечание. Возможна лепка пеликана с птенцами из цветного пластилина или глины.

Занятие «Перелетные птицы»

Содержание. Внимательно рассмотрите с детьми изображения стаи птиц в полете (лебедей, гусей, цапель, журавлей и т.п.). Используя вырезанных из цветной бумаги птиц, поиграйте с детьми в игру «Догонялки»: размещая фигурки птиц в разных углах листа, в разном ритме, спросите детей: «Какая птица отстает? Какая самая сильная? Самая слабая?» и т.п.

Задание. Изображение больших и маленьких птиц в полете: разлетающихся в разные стороны, летящих одна за другой, одна летит впереди, другие отстают и т.п. (главное — на рисунке показать движение).

Материалы. Бумага, черный или коричневый фломастер или другие материалы.

Примечание. Возможно вырезание птиц из бумаги и составление композиций «Взлет птиц», «Приземление птиц», «Игра в догонялки» и т.п.

Занятие «Страус — самая крупная птица»

Содержание. Организуя процесс восприятия детей при показе репродукций различных птиц, произведений художников-анималистов (И.Ефимов, В.Ватагин и др.), обратите внимание на выразительность и грациозность птиц с длинной шеей. Попросите детей пластикой собственного тела передать характер птицы (птица стоит на одной ноге, запрокинула голову назад, замахала крыльями, спрятала голову под крыло, наклонила голову к птенцу и т.п.).
Самая большая птица на планете — страус. Она родом из Африки (завезена в Австралию). Ее рост порой достигает более двух метров (сравните высоту птицы с высотой потолка в группе).

Задание. Лепка большой и маленькой птиц с длинной шеей, пластика фигуры (положение крыльев, изгиб шеи и т.п.) свидетельствует о нежном и заботливом отношении птицы-мамы (папы) к своему птенцу. Например, страус-мама переворачивает яйцо и т.п. Для того чтобы длинные ноги были устойчивы, можно использовать деревянную подставку с вбитым в нее гвоздем (гвоздь используется как каркас для ноги или как каркас, поддерживающий туловище птицы).

Материалы. Бумага, пластилин (глина), кубик с вбитым гвоздем (подставка) или другие материалы.

Примечание. Возможно изображение длинноногих птиц графическими материалами в движении («Бег страуса» и т.п.).

Занятие «Букашки-таракашки»

Содержание. Рассмотрите с детьми репродукции различных насекомых. Обратите внимание на красоту их окраски и необычное строение.
Прочитайте фрагменты произведений К.Чуковского («Муха-Цокотуха» и «Тараканище»), в которых в образной форме дается описание разных насекомых.
Покажите способы изображения стрекозы, комара, пчелы, бабочки, обратите внимание на узоры перепончатых крыльев.

Задание. Иллюстрация к любому произведению К.Чуковского про насекомых («Муха-Цокотуха», «Тараканище»).
Возможно выполнение этого задания в технике лепки, создание коллективной работы «Чаепитие у Цокотухи»: каждый ребенок индивидуально лепит того или иного насекомого и стул (табурет) для него, кто-то лепит стол и самовар, затем все работы оформляются в единую композицию.

Материалы. Бумага, тушь, перо, палочка или другие материалы.

Занятие «Жуки»

Содержание. Рассмотрите с детьми изображения различных жуков (жуков-носорогов, скарабеев, майских и т.п.). Обратите внимание на их строение.
Приведите интересные факты из жизни жуков. Например, о том, как скарабеи, которые живут в Африке, откладывают свои личинки в навозные шарики и катают их по земле, чтобы они равномерно прогревались (скарабей по форме напоминает майского жука).
Покажите приемы лепки жуков.

Задание. Лепка жука, который катит шарик, или жука с рогом, как у носорога, и т.п.

Материалы. Пластилин, картонная подставка.

Занятие «Рыбы коралловых рифов»

Содержание. Рассмотрите репродукции рыб, имеющих необычную форму и окраску. Особенно выразительны рыбы коралловых рифов (Тихий океан), они поражают зрителя своей красотой, словно дивные цветы украшают они подводное царство. Примечательны названия некоторых рыб: рыба-бабочка, рыба-еж, рыба-игла и т.п. Не менее интересны рыбы глубоководные, они имеют угрожающий вид и соответствующие названия: рыба-черт, рыба-дракон, рыба-острозуб и т.п.
Акулы — обитатели тропических морей. Несмотря на свой угрожающий вид, акула такая же заботливая мама, как и другие рыбы.
Напомните детям приемы работы в смешанной технике (восковой мелок + акварель).

Задание. Изображение разнообразных по форме рыб, рисунки на темы «Погоня», «Догонялки», «Танец» и т.п. Возможно изображение семьи акул «Мама-акула и детеныш», «Заботливая мама-акула» и т.п.

Материалы. Бумага, восковой мелок + акварель или другие материалы.

Примечание. Возможно выполнение мозаичного образа рыбы из разных природных материалов, например, вдавливая в пластилиновую основу семечки тыквы, арбуза, подсолнечника и др.

Занятие «Кто на себе дом носит?»

Содержание. Загадайте детям загадку: «Кто на себе дом носит?». Рассмотрите изображения улиток, черепах, раков и т.п. Если есть возможность, принесите на занятие разные по форме раковины, полюбуйтесь вместе с детьми их перламутровым блеском, приложив раковину к уху, послушайте «шум моря». Если в детском саду есть живой уголок, в котором живет черепаха, то вместе с детьми рассмотрите ее внимательно и попросите детей сделать зарисовки с натуры.

Задание. Изображение с натуры (по поводу натуры) больших и маленьких улиток (черепах, раков, крабов) с красивыми панцирями-домиками или работа над композицией на тему «Улитки (черепахи, раки и т.п.) любуются морскими цветами — актиниями, камнями, травинками, солнышком, луной» и т.п.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Примечание. Возможна лепка из пластилина или глины больших и маленьких черепах (крабов или улиток), составление индивидуальных работ в общую композицию, например, «Черепашка-сын путешествует на спине черепахи-мамы», «Семья улиток любуется цветком» и т.п.

Занятие «Кто сказал “мяу”?»

Содержание. Кошку и собаку человек приручил в далекой древности, однако между собой эти животные часто не ладят. Рассмотрите с детьми изображения разных пород кошек и собак, произведения художников-анималистов (В.Ватагин, И.Ефимов и др.), обратите внимание на выразительность движений этих домашних животных. Попросите детей пластикой собственного тела передать те или иные движения, например: кошка потягивается, собака стоит на задних лапках, кошка лижет лапу, собака чешет за ухом и т.п. Можно вспомнить сюжет известной детям истории о незадачливом щенке, который не знал, кто сказал «мяу», и попросить выполнить к этому рассказу иллюстрации. Можно рассказать о необычных ситуациях, которые встречаются в жизни животных. Известны случаи, когда кошка воспитывает щенят, у которых умерла мама-собака, или, наоборот, собака воспитывает котят.

Задание. Изображение любого сюжета из жизни кошек и собак, например, «Любопытный щенок», «Котенок играет в мяч», «Догонялки», «Погоня», «Мама-кошка ухаживает за щенками», «Мама-собака ухаживает за котятами» и т.п.

Материалы. Бумага, уголь, сангина или другие материалы.

Примечание. Возможна лепка из пластилина или глины кошки и собаки, играющих в мяч, догоняющих друг друга, и т.п.
Возможно выполнение композиции «Кошка с котятами» или «Мама-кошка со щенятами», «Мама-собака с котятами». Занятие организуется на основе рассказа о том, как животные принимают в свою семью животных других видов. Известны случаи, когда свинья вскормила львят, кошка воспитывала цыплят, и т.п.

Занятие «Конь-огонь»

Содержание. Человек приручил лошадь в далекой древности. У разных народов (особенно тех, которые раньше вели кочевой образ жизни) лошадь является первым другом и помощником. Раньше на Руси состояние семьи оценивалось наличием лошади, людей называли лошадниками (если у них была лошадь) и безлошадниками (если лошади не было).
Лошадь — незаменимый помощник крестьянина. Она — одно из самых красивых животных в мире.
Проанализируйте картины художников, на которых изображена лошадь (К.Петров-Водкин «Купание красного коня»; А.Пластов «Купание лошадей»; М.Греков «Головы белых лошадей», «Тачанка» и др.). Обратите внимание на то, как художники передают пластику лошади, грациозность ее фигуры, динамичность скачущей лошади.
Вспомните сказки, в которых лошадь является одним из главных героев («Сивка-Бурка», «Конек-горбунок», «Конь-огонь» и др.).
Покажите приемы изображения лошади, выполняя наброски лошади на доске в разных движениях.
Проанализируйте наглядное пособие «Лошади».

Задание. Изображение лошади в движении (например, «Полет над полями, над лесами Коня-огня»; через цвет (растирая краску пальцем) и движение ног, головы, хвоста показать быстроту лошади — скачет, летит, словно луч солнца). Возможно выполнение иллюстрации к сказке П.Ершова «Конек-горбунок», изображение скачущей (летящей) лошади с всадником.

Материалы. Бумага, пастель, цветные фломастеры или другие материалы.

Примечание. Возможна лепка из пластилина или глины лошади в движении.
Можно организовать занятие на основе анализа городецкой росписи, нацелить деятельность детей на создание бегущего (летящего) сказочного черного, красного или белого коня, или коня с всадником (при этом важно, чтобы дети не копировали образы коней народных мастеров, а создавали бы свои).

Занятие «Слоны, жирафы, носороги, верблюды…»

Содержание. В Африке обитают необычные звери, которых в нашей стране можно встретить лишь в зоопарке или цирке, — это жирафы, слоны, носороги. Все они занесены в Красную книгу.
Рассмотрите репродукции этих животных, обратите внимание на строение их фигур. Спросите детей, кто видел этих животных в цирке или зоопарке? Попросите ребят пластикой собственного тела показать образ слона, обливающегося водой из хобота; жирафа, смотрящего вверх; носорога, роющего землю рогом, и т.п.

Задание. Изображение больших и маленьких жирафов, слонов или носорогов в их естественной среде обитания — африканской саванне или в зоопарке, или в цирке, например: «Семья жирафов на прогулке», «Слон стоит на шаре», «Слоны обливают малышей водой из хоботов», «Жирафы шепчутся», «Бедный носорог скучает в клетке» и т.п.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей (аппликация разрезная и обрывная), гуашь. Остальной материал по выбору педагога.

Примечание. Возможно создание коллективной композиции «В саванне», «В зоопарке» или «В цирке». Каждый ребенок на цветной бумаге рисует то или иное животное, а затем его вырезает, а в это время главные художники на большом листе гуашью рисуют элементы пейзажа (солнце, облака, траву, цветы, деревья и т.п.) или цирковой манеж и зрителей, затем вместе с педагогом все монтируют в единую композицию.

Занятие «Вараны — драконы пустынь»

Содержание. Говоря о богатстве и многообразии представителей животного мира, покажите диковинного зверя — варана (большую ящерицу). Это животное занесено в Красную книгу. Из-за своего грозного вида люди прозвали его драконом. Вспомните с детьми сказки, в которых сказочный дракон похож на варана, рассмотрите книжные иллюстрации. Варан совершенно не опасен для человека. Он питается мелкими млекопитающими, змеями и ящерицами. Варан — заботливый родитель, откладывает яйца в землю и бережно их охраняет.
Покажите способы лепки варана.

Задание. Лепка варана, охраняющего свои яйца, или варана-мамы и варана-детеныша, которые «беседуют» между собой на своем «вараньем» языке. Можно организовать коллективную работу, когда один ребенок лепит варана-папу, другой — маму, третий — детеныша и т.п.

Материалы. Пластилин или глина.

Примечание. Возможно выполнение этого задания в любой другой технике.

Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.hyundai-kuntsevo.ru/shop/legkovye-avtomobili/i30/, Вы получите подробную информацию о Hyundai i30: узнаете о доступных комплектациях и ценах. Также компания «Технический Центр Кунцево» предлагает и другие услуги, такие как сервисное обслуживание автомобилей, тест-драйв, кредитование и страхование транспортного средства.

Занятие «У кого на голове дерево растет?»

Содержание. Рассмотрите изображения рогатых животных (олень, лось, винторогий козел и т.п.). Обратите внимание на необычную конструкцию их рогов. Используя наглядное пособие «Движение копытных животных», сфокусировать внимание детей на изображении передних и задних ног, на сгиб суставов ног во время движения. На занятии можно прочитать стихотворение А.Бродского «Лось и лосенок», в котором ведется рассказ о безрогом маленьком лосенке и сильном папе-лосе («Он грозно и прямо поставит рога, не пятясь, не прячась пойдет на врага. В обиду лосенка не даст никогда»).

Задание: Выполнение иллюстрации к стихотворению А.Бродского «Лось и лосенок» или изображение вожака стаи оленей («Гордый, сильный вожак»). Возможно изображение мамы-козочки и козленка и т.п.; поворот головы, шеи свидетельствует о том, что родители переживают за своих детенышей, заботятся о них.

Материалы. Бумага, уголь, сангина, мел или другие материалы.

Примечание. Можно организовать занятие на основе анализа иллюстраций к сказке П.Бажова «Серебряное копытце».

Занятие «Кенгуру и кенгуренок»

Содержание. Занятие можно провести как путешествие на Австралийский континент — родину кенгуру, животного, которое занесено в Красную книгу. Рассмотрите с детьми изображения кенгуру, обратите внимание на сильные ноги и хвост, благодаря которым животное делает прыжки. Детеныш прячется в сумке, пока не окрепнет.

Задание. Изображение кенгуру с кенгуренком в сумке на фоне солнечного пейзажа (теплый колорит).

Материалы. Бумага, пастель, восковые мелки или другие материалы.

Занятие «Чудо-зверь»

Содержание. Рассмотрите с детьми произведения художников с изображением фантастических животных. Обратите внимание на то, что образ несуществующего животного формируется на основе знаний о реальных зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.п. Покажите изображение египетского Апопа — дракона подземного царства, который напоминал образ крокодила; греческого Кербера — собаки с тремя головами и хвостом в виде змеи; китайского дракона — символа счастья и благополучия, который изображался с головой льва, туловищем крокодила и крыльями птицы. Трехглавый Змей-Горыныч в русских народных сказках — символ злых, подземных сил. Одна его голова изрыгает огонь (образ вулкана), другая — воду (образ водопада), третья — дым (образ пожарищ на торфянике).
Покажите способ создания образа фантастического существа, комбинируя на листе части тела разных животных в одно изображение: голова — орла, туловище — верблюда, хвост — лошади, крылья — птицы и т.п.

Задание. Изображение фантастического животного. Соединяя части от разных животных, юный художник изображает несуществующее животное (например, голова — слона, туловище — крокодила или голова — поросенка, туловище — змеи, крылья — бабочки, хвост — рыбы и т.п.) и придумывает ему название (например, «Слонолет», «Бегемоторысь», «Бабочкослон», «Тигрожираф» и т.п.). Названия могут отражать характер или настроение чудо-зверя (например, «Добрушка», «Весельчак», «Угрюмчик», «Хохотун», «Злюка» и т.п.).

Материалы. Бумага, восковые мелки, пастель или другие материалы.

Примечание. Можно организовать это занятие как путешествие в далекое прошлое к динозаврам. Занятие пройдет увлекательно, если образ фантастического животного — дракона вы смастерите из листа мятой бумаги или газеты или журнальной страницы (лепка из мятого листа). Для этого возьмите лист, сомните его в комок. Отыщите один из концов листа, вытяните его так, чтобы получилась голова зверя. Затем вытяните противоположный уголок — это хвост, два других конца сомните так, чтобы было видно, что это две передние лапы.
Можно создать образ фантастического существа, вырезая его из белой или цветной бумаги. Для этого возьмите бумажный квадрат, сложите его по диагонали так, чтобы получился треугольник. Один угол треугольника сложите (методом обратной складки) так, чтобы получилась голова, из двух других вырежьте ноги. Ребро, получившееся во время складывания, разрежьте так, чтобы получились на спине горбы или рога.
Образ фантастического животного можно выложить из бумажных пластинок. Для этого возьмите лист, сложите его пополам и разрежьте в произвольном порядке: отрежьте уголок, квадрат, овал и др. Попросите детей из получившихся осколков выложить образ какого-нибудь фантастического животного (при этом важно, чтобы в составлении образа зверя принимали участие все нарезанные бумажные пластины).

Занятие «Ноев ковчег»

Содержание. Рассмотрите вместе с детьми иллюстрации к детской Библии. Познакомьте детей с содержанием библейской истории о Ное, о том, как он смастерил ковчег (большую лодку) и собрал в нем «каждой твари по паре», чтобы жизнь на Земле не прекратилась после потопа. Спросите детей, почему животные называются в Библии тварями (от слов «творить», «сотворенные»).
Рассматривая иллюстрации этого сюжета, созданные разными художниками, обратите внимание на то, что каждый художник по-своему видит это событие.
Попросите детей создать образ ковчега с животными, которые поднимаются на борт корабля, выглядывают из иллюминаторов, стоят на палубе или сходят по трапу на землю. Возможно, ребят заинтересует рассказ о голубе и вороне, которые поочередно отправлялись в разведку, но лишь голубь принес добрую весть, неся в клюве веточку. Так Ной смог догадаться, что земля рядом. Голубь с тех времен считается вестником добра и счастья, жизни и мира.

Задание. Иллюстрация библейского сюжета о потопе и ковчеге Ноя.

Материалы. Бумага, восковые мелки + акварель или пастель.

Примечание. Возможно коллективное выполнение этого задания. Каждый ребенок из пластилина или глины лепит понравившееся ему животное или «каждой твари по паре», а затем вся композиция оформляется в единую.
Можно познакомить детей с тем, как описывается в Библии жизнь животных в раю, и попросить детей проиллюстрировать райскую жизнь, где овцы и львы, быки и тигры, волки и зайцы и т.п. живут вместе.

Занятие «Как рисуют животных художники-анималисты»

Содержание. Познакомьте детей с произведениями известных художников-анималистов (В.Ватагин, И.Ефимов, Е.Чарушин и др.). Обратите внимание на то, что каждому художнику присуща своя изобразительная манера. Показывая произведения двух художников, например Е.Чарушина и В.Ватагина, попросите детей угадать, какой рисунок кому принадлежит. Спросите у детей, какой художник-анималист им больше понравился?
Дайте представление о копии как о точном воспроизведении, повторении чего-нибудь, объясните, что художники выполняют копии с чужих рисунков для того, чтобы познакомиться с творческой манерой понравившегося художника, поучиться у него мастерству. Машины (типографские станки) могут делать много копий (показать одинаковые иллюстрации в двух или трех книгах или одинаковые открытки). Когда люди не имели таких станков, то им приходилось переписывать от руки книги и рисовать книжные иллюстрации.
Покажите и проанализируйте самые древние изображения животных — наскальные рисунки. (Пещерная живопись: Бык. Зубры. Лошадь. Олени и др. Палеолит. Пещера Ласко. Франция; Зубр или др. Пещера Альтамира. Испания или др.). Обратите внимание на передачу движения (бег, наклон головы и т.п.).

Задание. Выполнение копии с понравившегося изображения животного того или иного художника-анималиста (дети должны постараться с максимальной точностью передать образ нарисованного зверя).

Материалы. Бумага, уголь, сангина или другие материалы.

Занятие «Карнавальная маска животного»

Содержание. Занятие проходит в канун Нового года. По восточному календарю каждому новому году и каждому месяцу соответствует то или иное животное. Спросите у детей, в год какого зверя они родились, под знаком какого животного встречается этот Новый год. Покажите приемы вырезания маски. Согните цветной лист бумаги пополам. Карандашом наметьте, где будут глаза, нос, рот. Вырежьте отверстие для рта (рот улыбающийся или печальный), отверстия для глаз и носа. По необходимости в верхней части заготовки вырежьте рога или уши. Затем разверните сложенный лист и украсьте маску, вырежьте из цветной бумаги и доклейте усы, брови, ресницы, бороду, челочку и т.п.

Задание. Изготовление маски животного, которому посвящается новый год (по восточному календарю 2000 год является годом Дракона, 2001-й — Змеи, 2002-й — Лошади, 2003-й — Овцы, 2004-й — Обезьяны, 2005-й — Петуха, 2006-й — Собаки, 2007-й — Кабана, 2008-й — Крысы, 2009-й — Вола (быка), 2010-й — Тигра, 2011-й — Кролика (кота), 2012-й — Дракона и т.д.).

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей (разрезная или обрывная аппликация) или другие материалы.

Примечание. Возможно изображение животного — символа года или его маски (портрет) гуашевыми красками.

Обобщающее занятие

Содержание. Во время прогулки понаблюдайте за птицами и животными, полюбуйтесь небесными переливами, обратите внимание на разные деревья, торчащие из снега сухие травы, следы на снегу и т.п.
Выполнение с натуры набросков встретившихся животных, зарисовки деревьев, сухих травинок.
Игра «Отгадай-ка»: дети размышляют над вопросом: «О чем думает пробегающая мимо собачка (летящая птица, шапка на голове, заледенелый камень и т.п.)?». Игра «Что чем?»: дети отвечают на вопрос: «Каким художественным материалом (углем, гуашью, акварелью, пастелью, цветной бумагой, пластилином и т.п.) они бы изобразили воробья (голубя, небо, кору дерева, сугроб и т.п.)?». Сбор природных материалов (шишек, веток и т.п.). Игра «Что на что похоже?»: дети, рассматривая найденные предметы, отвечают на вопрос: «На что (на кого) похож сучок (камень, снежинка, облако и т.п.)?».

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru