— Сергей! Современным детям интересно
в вашем музее? Ведь игрушки в витринах старые. А
нынешние мальчики и девочки в отличие от
поколений советского времени дефицита в
игрушках не испытывают. Ну, сидит на полке
облезлый медведь. И что в нем такого?
— Не скажите. Не помню случая, чтобы
кто-нибудь из детей-посетителей вдруг сказал: «Да
тут у вас ерунда!» Первая их реакция — это всегда
восторг: как здесь много всего!
— Поражает изобилие?
— Изобилие разного. Кроме того, дети
остро и безошибочно чувствуют: это не просто
игрушки. За ними стоит нечто большое.
— Как за лаптями и прялками
Исторического музея? Как за старинным костюмом?
— Совершенно верно. Игрушки нашей
коллекции причастны к истории. Они и есть
квинтэссенция детской истории и культуры. К тому
же у многих игрушек есть своя легенда. Да, этот
медведь на полке — облезлый. Но ведь он прожил на
свете больше ста лет! Ребеночку-посетителю
сколько лет? Пять, шесть? Пусть даже десять. Все
равно медведю в десять раз больше. Он появился на
свет в то время, когда на свете не было ни
компьютеров, ни мобильников. Даже телевизоров не
было, а телеграф недавно изобрели. В то время наши
прабабушки были маленькими девочками. И этот
мишка тогда был совершенно новым, с блестящей
шерсткой. Его подарили одному мальчику.
И мальчик так его полюбил, что укладывал с собой
спать. И прижимался к нему, когда хотелось
плакать. И шептал на ушко свои секреты. И везде
таскал за собой. Мишка от этого пачкался, и его
приходилось стирать. Медвежья шкурка от этого
облезла и вытерлась. Виной всему то, что мишку
очень любили.
И, может, игрушечный мишка тоже причастен к тому,
что мальчик, когда он вырос, стал композитором по
имени Матвей Блантер. Его военные песни были
известны всей стране. Попросите бабушку спеть
вам песню «Катюша»! Она споет с удовольствием. А
вы ей скажете: я видел мишку, с которым играл
композитор «Катюши», когда был мальчиком Мотей.
— Но такую историю можно рассказать не
про каждую игрушку?
— Каждая игрушка есть слепок времени.
Вам стихотворение про бычка известно?
— То, что Агния Барто написала? «Идет
бычок, качается»?
— Это самое. А ведь цикл стихов Агнии
Барто называется «Игрушки». И написан он о
реальных игрушках того времени. У нас этот самый
качающийся бычок есть — бычок тех времен, когда
Агния Барто сочинила стихотворение. А «Уронили
мишку на пол, оторвали мишке лапу» — помните?
— Я думаю, человек может забыть, как
открывается книга. И никогда в жизни не выучить
ни одного стихотворения. Но этот детский стишок
он будет знать обязательно: несчастный мишка
бессмертен.
— А знаете, почему ему лапу так легко
оторвали? И главное — почему это выглядит, как
трагедия? Потому что лапы подобных медведей
крепились с помощью дисков на шарнирах. За счет
этого они шевелились — поднимались вверх-вниз. А
бедный мишка в стишке упал неудачно, так что
металлический стержень сломался. Вот лапа и
отлетела. Починить ее будет непросто.
Детям это все интересно слушать.
— В вашей коллекции много мягких
игрушек. Есть даже такие, которые и представить
себе трудно: верблюд, например. И крупный такой —
ростом с большую собаку.
— Это игрушка из серии «Цирк». Была
такая. Дети всегда просят разрешения посидеть на
этом верблюде. Иногда разрешаем.
— Но доминируют куклы. Кукол
неизмеримо больше: маленькие, большие,
фарфоровые, деревянные, пластмассовые.
— Этому есть объяснение. Дети со временем
вырастают из «игрушечного возраста».
А игрушка, как и любая вещь, стареет — теряет свои
эстетические качества, ломается. Что легче
починить — куклу или металлическую машину?
Конечно, куклу. За починку кто берется? Мамы и
бабушки. А убирается кто в квартире? Тоже мамы и
бабушки. Вот наткнулись они во время уборки на
сломанную машину. Что они с нею сделают? Да
выбросят — и рука не дрогнет. И другое «железо» —
вроде солдатиков — тоже выкидывается. Что
хранить, если ржавое! Кукол, даже старых, они чаще
милуют. Кукла женщинам ближе.
— То есть в игрушечном мире существует
дискриминация по гендерному признаку?
— Только здесь обратная ситуация. Кукла
всегда преобладала и сейчас преобладает в
игрушечном мире. Производят кукол гораздо
больше, чем собственно «мальчиковых» игрушек. И в
магазине кукла всегда в более выгодной позиции.
— Но в музее вы постарались и
игрушечному транспорту отвести достойное место?
— Да. У нас большая коллекция
транспорта. Хотя игрушечный автомобиль намного
моложе куклы.
— Когда появились игрушечные машинки?
—
Как появились первые автомобили, так сразу же,
вслед за ними, появились игрушечные. Игрушка
всегда отражает наш быт. Первые транспортные
игрушки в Советской России делались из дерева:
деревянный автомобиль, деревянный паровоз,
деревянный трамвай. Трамвай был очень популярной
игрушкой. На старых деревянных трамвайчиках
можно увидеть буквы «А» и «Б». Это были два самых
известных московских маршрута, и москвичи
называли такие трамваи «аннушкой» и «букашкой».
Затем, с развитием автомобильной промышленности,
наступает период автомобилей из металла —
игрушечных моделей реальных машин. Появляется
автомобиль «ЗИС», и следом — игрушка «ЗИС»,
появляется «АМО» — и тут же игрушка «АМО». С
появлением легковушек «М-1» появляются
игрушечные эмки.
В первые годы советской власти игрушки
выпускались в основном силами мелких артелей. Но
и некоторые серьезные заводы этим занимались.
«Серп и молот», к примеру, выпускал большие
металлические грузовики. На базе модели ЗИЛ
существовали игрушечные цистерна, пожарная
машина, самосвал. А с 1975 года появились грузовики
с мазовскими кабинами.
— Но это были именно игрушки — не
коллекционные автомобили?
— Именно игрушки. Производство
коллекционных игрушечных автомобилей началось
на Западе. Там изначально делали очень красивые
транспортные игрушки. И после войны в Японии,
например, уже можно было увидеть нечто,
казавшееся советскому человеку чудом: открытый
кабриолет, за рулем водитель и девушка. Оба
сделаны из винила. У водителя немного
поворачиваются руки: он рулит. А у девушки
фотоаппарат со вспышкой. Машинка едет, а девушка
поворачивается в разные стороны и щелкает
фотоаппаратом.
— Наши психологи относятся
отрицательно к таким игрушкам. Но недавно я
прочитала в довоенном журнале «Игрушки»
восторженное описание чего-то подобного,
увиденного «за кордоном». Авторы статьи называют
такие игрушки «забавными» — т.е. рассматривают
их как что-то сродни цирковому аттракциону и
предлагают в этом качестве использовать.
— Знаете, дискуссии о вреде и пользе
разных игрушек насчитывают не меньше ста лет.
— Как и дискуссии о разных подходах к
воспитанию.
— Это лишний раз подтверждает то, что я
сказал раньше: игрушки представляют собой целый
пласт материальной культуры. И выясняется, что
общение с игрушкой, воспоминания, связанные с
игрушками, очень важны для взрослых. Для них это
своеобразная психотерапия. А для детей очень
важно видеть игрушки своих мам и бабушек, слушать
рассказы о том, во что они играли. Это прекрасный
способ проложить мостки понимания между разными
поколениями.
Фото Галины Соловьевой
Беседу вела