Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2009
При Центре праздничной и игровой культуры Московского городского дворца детского творчества существует Музей игрушки. Руководит музеем Сергей Романов, художник-реставратор и историк игрушки. Фонды музея по большей части сформированы на основе его личной коллекции.
Люди каждого из ныне живущих поколений — и родители, и бабушки с дедушками, и прабабушки, родившиеся на пороге прошлого века, — найдут здесь предметы игрушечного мира своего детства. В одних игрушках посетители музея узнают те, в которые когда-то играли. Другие игрушки так и остались предметом недостижимых мечтаний: не каждый родитель в минувшие времена имел возможность исполнить любое желание своего малыша. К тому же игрушечный товар, как большинство товаров советского времени, подчинялся «правилу дефицита». И, рассматривая музейные витрины, можно лишь удивляться: оказывается, и такое было! Кто бы мог подумать!
С Сергеем Романовым мы беседовали о музее, о судьбе игрушек и о том, как в игрушках отражается наша история.

О чем рассказали игрушки?

— Сергей! Современным детям интересно в вашем музее? Ведь игрушки в витринах старые. А нынешние мальчики и девочки в отличие от поколений советского времени дефицита в игрушках не испытывают. Ну, сидит на полке облезлый медведь. И что в нем такого?

— Не скажите. Не помню случая, чтобы кто-нибудь из детей-посетителей вдруг сказал: «Да тут у вас ерунда!» Первая их реакция — это всегда восторг: как здесь много всего!

— Поражает изобилие?

— Изобилие разного. Кроме того, дети остро и безошибочно чувствуют: это не просто игрушки. За ними стоит нечто большое.

— Как за лаптями и прялками Исторического музея? Как за старинным костюмом?

— Совершенно верно. Игрушки нашей коллекции причастны к истории. Они и есть квинтэссенция детской истории и культуры. К тому же у многих игрушек есть своя легенда. Да, этот медведь на полке — облезлый. Но ведь он прожил на свете больше ста лет! Ребеночку-посетителю сколько лет? Пять, шесть? Пусть даже десять. Все равно медведю в десять раз больше. Он появился на свет в то время, когда на свете не было ни компьютеров, ни мобильников. Даже телевизоров не было, а телеграф недавно изобрели. В то время наши прабабушки были маленькими девочками. И этот мишка тогда был совершенно новым, с блестящей шерсткой. Его подарили одному мальчику.
И мальчик так его полюбил, что укладывал с собой спать. И прижимался к нему, когда хотелось плакать. И шептал на ушко свои секреты. И везде таскал за собой. Мишка от этого пачкался, и его приходилось стирать. Медвежья шкурка от этого облезла и вытерлась. Виной всему то, что мишку очень любили.
И, может, игрушечный мишка тоже причастен к тому, что мальчик, когда он вырос, стал композитором по имени Матвей Блантер. Его военные песни были известны всей стране. Попросите бабушку спеть вам песню «Катюша»! Она споет с удовольствием. А вы ей скажете: я видел мишку, с которым играл композитор «Катюши», когда был мальчиком Мотей.

— Но такую историю можно рассказать не про каждую игрушку?

— Каждая игрушка есть слепок времени. Вам стихотворение про бычка известно?

— То, что Агния Барто написала? «Идет бычок, качается»?

— Это самое. А ведь цикл стихов Агнии Барто называется «Игрушки». И написан он о реальных игрушках того времени. У нас этот самый качающийся бычок есть — бычок тех времен, когда Агния Барто сочинила стихотворение. А «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» — помните?

— Я думаю, человек может забыть, как открывается книга. И никогда в жизни не выучить ни одного стихотворения. Но этот детский стишок он будет знать обязательно: несчастный мишка бессмертен.

— А знаете, почему ему лапу так легко оторвали? И главное — почему это выглядит, как трагедия? Потому что лапы подобных медведей крепились с помощью дисков на шарнирах. За счет этого они шевелились — поднимались вверх-вниз. А бедный мишка в стишке упал неудачно, так что металлический стержень сломался. Вот лапа и отлетела. Починить ее будет непросто.

Детям это все интересно слушать.

— В вашей коллекции много мягких игрушек. Есть даже такие, которые и представить себе трудно: верблюд, например. И крупный такой — ростом с большую собаку.

— Это игрушка из серии «Цирк». Была такая. Дети всегда просят разрешения посидеть на этом верблюде. Иногда разрешаем.

— Но доминируют куклы. Кукол неизмеримо больше: маленькие, большие, фарфоровые, деревянные, пластмассовые.

— Этому есть объяснение. Дети со временем вырастают из «игрушечного возраста».
А игрушка, как и любая вещь, стареет — теряет свои эстетические качества, ломается. Что легче починить — куклу или металлическую машину? Конечно, куклу. За починку кто берется? Мамы и бабушки. А убирается кто в квартире? Тоже мамы и бабушки. Вот наткнулись они во время уборки на сломанную машину. Что они с нею сделают? Да выбросят — и рука не дрогнет. И другое «железо» — вроде солдатиков — тоже выкидывается. Что хранить, если ржавое! Кукол, даже старых, они чаще милуют. Кукла женщинам ближе.

— То есть в игрушечном мире существует дискриминация по гендерному признаку?

— Только здесь обратная ситуация. Кукла всегда преобладала и сейчас преобладает в игрушечном мире. Производят кукол гораздо больше, чем собственно «мальчиковых» игрушек. И в магазине кукла всегда в более выгодной позиции.

— Но в музее вы постарались и игрушечному транспорту отвести достойное место?

— Да. У нас большая коллекция транспорта. Хотя игрушечный автомобиль намного моложе куклы.

— Когда появились игрушечные машинки?

— Как появились первые автомобили, так сразу же, вслед за ними, появились игрушечные. Игрушка всегда отражает наш быт. Первые транспортные игрушки в Советской России делались из дерева: деревянный автомобиль, деревянный паровоз, деревянный трамвай. Трамвай был очень популярной игрушкой. На старых деревянных трамвайчиках можно увидеть буквы «А» и «Б». Это были два самых известных московских маршрута, и москвичи называли такие трамваи «аннушкой» и «букашкой». Затем, с развитием автомобильной промышленности, наступает период автомобилей из металла — игрушечных моделей реальных машин. Появляется автомобиль «ЗИС», и следом — игрушка «ЗИС», появляется «АМО» — и тут же игрушка «АМО». С появлением легковушек «М-1» появляются игрушечные эмки.
В первые годы советской власти игрушки выпускались в основном силами мелких артелей. Но и некоторые серьезные заводы этим занимались. «Серп и молот», к примеру, выпускал большие металлические грузовики. На базе модели ЗИЛ существовали игрушечные цистерна, пожарная машина, самосвал. А с 1975 года появились грузовики с мазовскими кабинами.

— Но это были именно игрушки — не коллекционные автомобили?

— Именно игрушки. Производство коллекционных игрушечных автомобилей началось на Западе. Там изначально делали очень красивые транспортные игрушки. И после войны в Японии, например, уже можно было увидеть нечто, казавшееся советскому человеку чудом: открытый кабриолет, за рулем водитель и девушка. Оба сделаны из винила. У водителя немного поворачиваются руки: он рулит. А у девушки фотоаппарат со вспышкой. Машинка едет, а девушка поворачивается в разные стороны и щелкает фотоаппаратом.

— Наши психологи относятся отрицательно к таким игрушкам. Но недавно я прочитала в довоенном журнале «Игрушки» восторженное описание чего-то подобного, увиденного «за кордоном». Авторы статьи называют такие игрушки «забавными» — т.е. рассматривают их как что-то сродни цирковому аттракциону и предлагают в этом качестве использовать.

— Знаете, дискуссии о вреде и пользе разных игрушек насчитывают не меньше ста лет.

— Как и дискуссии о разных подходах к воспитанию.

— Это лишний раз подтверждает то, что я сказал раньше: игрушки представляют собой целый пласт материальной культуры. И выясняется, что общение с игрушкой, воспоминания, связанные с игрушками, очень важны для взрослых. Для них это своеобразная психотерапия. А для детей очень важно видеть игрушки своих мам и бабушек, слушать рассказы о том, во что они играли. Это прекрасный способ проложить мостки понимания между разными поколениями.

Фото Галины Соловьевой

Беседу вела

Рейтинг@Mail.ru