…Об игрушках, существовавших на Руси, мы
находим упоминания начиная с XVI века. При царе
Алексее Михайловиче царский двор закупал
игрушки на «Московском торгу». По-видимому,
народная игрушка была тогда уже широко
распространена, если ею торговали на базаре.
В записях расхода Екатерины Первой есть
данные, по которым можно судить об ассортименте
народной игрушки XVIII века: «Куплено в Москве
разных игрушек государыне царевне Наталье
Петровне и великому князю и княжне — три коровы,
два коня, два оленя, четыре барана, две пары
лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей,
город с солдатами, три баули — за все заплачено
четыре рубля девять алтын две деньги». Как видно,
ассортимент народных игрушек в XVIII веке уже был
довольно разнообразен.
С большой полнотой было представлено
животное царство. Создавались сказочные игрушки:
мощные широкогрудые кони с крутыми шеями, на них
богатыри-всадники вроде Микулы Селяниновича.
Среди кустарных игрушек встречаются
Соловей-разбойник и разные чудища. Многие
игрушки изображают воинов, теремки с золочеными
крышами. Вырабатывались кустарями и
сатирические игрушки: пузан-воевода, кабатчик,
дьяк, пьяный монах. Позднее появляются франт и
барышня, гусары, франтихи. Была и игрушечная
посуда из глины.
Из чего только не делали самодельные
игрушки в народе! Из лоскутков, позумента, дерева,
соломы, лопухов, сена и даже — из коровьего
помета.
Игрушечный промысел сначала носил
узкосемейный характер; в изготовлении игрушек
участвовала вся семья, вплоть до семилетних
детей. Но постепенно кустарное производство
начинает широко распространяться и охватывает
целые деревни.
Появляются скупщики-торговцы. Они
кредитуют кустарей, скупают и перепродают их
изделия. Не довольствуясь скупкой,
предприимчивые торговцы начинают
организовывать специальные игрушечные
мастерские. Первая мастерская деревянной резной
игрушки появилась в Сергиевом Посаде. Кустари
работали на дому по ее специальным заданиям. В
Дмитровском районе появляются мастерские
металлической игрушки.
Незадолго до войны 1914 года среди русской
интеллигенции, особенно земской, усиливается
интерес к народным игрушкам. Такие художники, как
Н.Бартрам,
И.Ефимов, В.Ватагин, обращают на нее внимание,
начинают изучать народное творчество и
поддерживать кустарей.
Благодаря их усилиям игрушки кустарных
промыслов попадают на международную Лейпцигскую
ярмарку. С этого момента их начинают
коллекционировать музеи Западной Европы...
По материалам статьи журнала «Игрушка»,
№ 2, 1939