Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2009
Упражнения для развития мелкой моторики — одно из средств физических упражнений, которые должны входить в систему непрерывного образования и оздоровления детей предшкольного возраста.
На формирование моторики ребенка оказывают влияние как созревание соответствующих функциональных структур (коры головного мозга, развитие способности к произвольным движениям, развитие соответствующих мышц и т.п.), так и фактор научения. То есть совершенствование моторного развития детей обусловлено взаимодействием двух факторов — врожденными способностями ребенка к движению, которые изменяются по мере его роста и развития («моторное созревание»), и влиянием на это развитие различных форм двигательной деятельности. Так, уровень развития мелкой моторики у детей достигает высокой степени развития при непосредственном целенаправленном стимулировании двигательных действий. Формирование движений происходит при участии речи, слуха и зрения. И наоборот: специальные упражнения способствуют развитию речи, слуха, укреплению зрения. Упражнения, для выполнения которых требуются мелкие моторные движения, способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Уровень моторной зрелости ребенка-первоклассника находится в тесной связи с его успеваемостью.

Палочки для пальчиков девочек и мальчиков

Маленькие палочки — материал для развития мелкой моторики.
С целью развития мелкой моторики у детей предшкольного возраста можно использовать упражнения по выкладыванию различных изображений из маленьких палочек размером примерно со спичку. Количество палочек у каждого ребенка должно равняться количеству палочек в двух-трех спичечных коробках.
Палочки должны быть безопасны для детей. Так, у спичек должны быть удалены серные головки. У зубочисток — срезаны острые края.
Наиболее удобным вариантом являются палочки для коктейля, которые можно резать на части.
Составлять узоры и выкладывать предметные изображения лучше всего на небольших специальных дощечках, которые можно переносить с места на место. При работе с палочками от коктейля, чтобы они не сдвигались, нужно обить дощечку ворсистой тканью (или просто расстелить ее на дощечке).
По мере того, как дети совершенствуются в движениях, размер палочек можно уменьшать.

Спонсор статьи - веб-студия «Мой мастер». Посетив сайт веб-студии, расположенный по адресу http://my-master.net.ua/, Вы получите подробную информацию об услугах «Моего мастера», оформите заявку и прочитаете отзывы клиентов веб-студии. «Мой мастер» занимается созданием сайтов в Киеве и их раскруткой. «Мой мастер» - это команда профессионалов, готовая взяться за работу любой степени сложности и делающая все для того, чтобы клиент остался доволен результатом.

Последовательность усложнения заданий

Сначала детям с помощью палочек предлагают выложить рисунок по узору, который педагог рисует мелом на классной доске. Первые задания должны быть очень простыми. Это выкладывание простых горизонтальных и вертикальных линий. Каждая линия строится из нескольких палочек (рис. 1). При этом необходимо требовать от детей выполнять задание точно и аккуратно. Затем задание несколько усложняется (рис. 2, 3). Если дети справляются с ним, можно предложить им самостоятельно придумать узор из горизонтальных и вертикальных линий.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Нужно научить детей выкладывать фигурки быстро и легко. При этом можно варьировать способы передвижения палочек. Например, сначала выложить узор, ухватывая палочки большим и указательным пальцами, а потом большим и безымянным, большим и мизинцем; за середину и за концы.

Затем задание усложняется: теперь дети не видят, как педагог рисует узор, а выкладывают рисунок по уже готовому образцу. Следующая степень сложности — предъявить детям образец только на короткое время, а затем убрать.

Можно усложнить задание, предлагая детям построить по образцу симметричное изображение двумя руками, одновременно выкладывая детали справа и слева (рис. 4).

Рис. 4

Варианты заданий:

  • самостоятельно построить рисунок левой рукой, имея перед глазами образец, развернутый в правую сторону;

  • выкладывать рисунок то одной, то другой рукой в зеркальном отражении (рис. 4а);

  • выкладывая фигуры, брать спичку большим пальцем и мизинцем, большим и безымянным пальцами;

  • выполнять задание сначала одной (привычной) рукой, а затем другой рукой;

  • выполнять задание двумя руками одновременно.

Рис. 4а

Примеры упражнений

Детям предлагается выложить флажки и стулья, которые зеркально повернуты друг к другу (рис. 5). Нужно выложить эти рисунки одновременно двумя руками.

Рис. 5

Рис. 6

Как только задание будет выполнено, детям предлагается превратить флажки в стулья, убрав одну палочку и изменив положение еще одной палочки.
На рис. 6 представлен более сложный рисунок. Задание выполняется разными пальцами.

Примеры заданий на превращение фигур

1. Как, сдвигая палочки, превратить одну фигуру в другую?

2. Во что можно превратить эти фигуры?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru