Самодельные книги помогают учить
стихи
…Стихи Валентина Дмитриевича очень
помогают мне в общении с детьми моей группы и их
родителями.
Мой сын Саша тоже очень любит стихи Берестова. Мы
с ним решили смастерить книжку по нашим любимым
стихотворениям. Саша в этом году стал школьником,
и одним из самых любимых его стихотворений
оказалось «У меня в портфеле». Он с упоением
читал мне это стихотворение, подбирал
необходимые вещи, перечислял, что должно лежать в
портфеле, очень гордился новым пеналом,
купленным специально к школьным занятиям. Именно
он подсказывал мне идеи оформления, рисовал
эскизы заголовков, макеты страниц, а я старалась
учесть все его пожелания. Вот так получилась
книжка в виде портфеля, с «сюрпризом»-пеналом
внутри. Мы показали книжку детям в детском саду.
Они с восторгом рассматривали ее, очень быстро
запомнили стихи и нарисовали свои картинки: ведь
все они — будущие школьники, и эта тема им очень
близка.
А затем у меня возникла идея сделать еще одну
книгу, которую можно использовать как обучающее
пособие. У Валентина Дмитриевича есть цикл
стихотворений «Оригами». И мы решили сделать
своего рода «учебник» по складыванию фигурок из
бумаги. Рассматривая его, ребенок может
смастерить поделку, используя схемы и готовые
образцы, придумать для нее сюжетное действие и
разыграть сказку.
Для детей это оказалось очень интересным.
Лариса СИДОРЕНКО,
г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наш любимый детский сад
Одного из участников конкурса
сотрудники Центра В.Берестова не просто особо
отметили, но и полюбили. Это коллектив детского
сада № 2370 г. Москвы. Дети, педагоги и родители
садика прислали на конкурс множество разных
поделок по самым разным (известным и не очень
известным) стихам поэта, и все они — все! — вышли
в финал, все стали экспонатами выставки,
посвященной 80-летию Валентина Дмитриевича
Берестова и открытой в галерее РГДБ в Москве.
В результате детский сад, педагоги и
воспитанники московского детского сада получили
за участие в конкурсе 12 лауреатских дипломов, и
им позавидовали даже устроители конкурса. Не
количеству дипломов, конечно. Нет. Тому, что у
детей сада № 2370 такие творческие и влюбленные в
свою работу педагоги, и что взрослых и детей
может объединять любовь к поэзии.
От имени членов жюри — Вера СЕМЕНОВА,
сотрудник РГДБ, Москва
Берестов открыл нам наши возможности
…Мы решили участвовать во всех
номинациях, которые предлагали газета и
Литературный центр им. В.Д. Берестова
Российской государственной детской библиотеки.
Для реализации проекта «Мой Берестов» мы
приобрели дополнительную литературу и
разработали план открытых мероприятий для детей
и родителей.
В группе раннего возраста воспитатель Людмила
Капленко создала театр в картинках по мотивам
стихотворений Берестова «Курочка с цыплятами» и
«Цыплята».
В кружке «Мир красок» педагог дополнительного
образования Софья Ладова совместно с творческой
группой воспитателей Ириной Сафаровой и
Светланой Грошевой создали скульптурные
композиции на тему «Магазин игрушек».
В подготовительной группе по стихам Берестова
был создан «Театр перчаток». «Превращается рука
и в котенка, и в щенка» — так дети назвали свое
театрализованное выступление. С этим спектаклем
юные таланты обошли весь детский сад, выступая
перед детьми из других групп и их родителями.
А еще педагоги детского сада разработали
сценарии литературно-музыкальных развлечений.
Одно из них — «Арены яркий круг» — создано по
мотивам стихотворения Берестова «Цирковая
азбука», а другое — «Литературная гостиная».
Итогом творческой работы стала большая
общесадовская выставка. Проект «Мой Берестов»
позволил детям больше узнать о выдающемся
писателе, развить свои творческие способности,
привлек родителей к участию в мероприятиях НДОУ
и повысил профессиональный уровень педагогов.
Валентина АНТОНОВА,
детский сад № 118 ОАО «РЖД»
Мы прикоснулись к сокровищам!
…Можно бесконечно много и долго
говорить о значении детской литературы в
воспитании ребенка, а можно присоединиться к
юбилейной акции, посвященной Валентину
Дмитриевичу Берестову, и убедиться на практике в
огромной значимости и влиянии, актуальности его
творчества и в XXI веке. Каждый из нас может найти в
его творчестве для себя что-то дорогое сердцу из
Страны детства.
На много лет вперед смотрел Валентин Дмитриевич,
когда говорил, что стихи писать надо так, «чтобы в
стихах о мальчике 30-х годов узнала свое детство
девочка 70-х». Его творчество востребованно и
остается понятным, значимым и для сегодняшних
дошколят, и для «бывших», ставших теперь
педагогами и родителями.
Прежде чем говорить о творчестве литератора,
поэта, надо узнать о нем как о человеке. И тогда
станет понятным его творчество, проявится
интерес ко всему, чем в жизни занимался поэт,
найдутся объяснения его поискам и находкам.
Нельзя обвинить дошкольных педагогов в
литературном невежестве, но бывают ситуации,
когда понимаешь, что знаешь недостаточно.
Большую помощь в подборе материалов о Валентине
Дмитриевиче нам оказали сотрудники Центральной
детской библиотеки «Данко» пос. Шушенское. Эти
материалы помогли нам в организации работы с
педагогами: педагогического часа «Поэт для
больших и маленьких детей» (по страницам
биографии поэта), творческого часа «Калейдоскоп
поэзии».
Родители наших воспитанников — активные
помощники педагогов ДОУ. Поэтому участие семьи в
акции педагогов рассматривалось как необходимое
условие ее успешности.
В родительских уголках всех возрастных групп
были размещены информационный материал о
юбилейной акции, портрет поэта и его биография.
Свое участие в различных номинациях конкурса
родители обсуждали дома с детьми и на клубных
встречах.
Как результат семейного творчества, в детском
саду появились рисунки по стихам поэта,
«изданные» в семье детские книжки-малышки о
героях его произведений. И самое главное:
родители, окунувшись в литературный мир поэта,
имели возможность учить ребенка искусству
понимания книги, формировать истоки таланта
читателя с дошкольных лет. А что же дошколята?
Дети стали участниками конкурса чтецов по
произведениям В.Д. Берестова. Благодарные
зрители встречали дружными аплодисментами всех
конкурсантов. Конкурс помог детям вспомнить
известные им произведения и услышать новые, еще
незнакомые. А взрослые убедились: интерес к
художественному чтению и литературному слову
зависит не только от возраста ребенка, но и от
литературного воспитания будущего читателя.
А еще дошкольники вместе с воспитателями читали
и обыгрывали берестовские произведения,
используя различные атрибуты театрализации.
Дети старших и подготовительных групп (87
дошколят) посетили Центральную детскую
библиотеку поселка, где для них организовали
путешествие по замечательной литературной
стране с названием «Поэзия Берестова».
Дети подготовительных групп и их воспитатели
пригласили на литературный праздник «Сказка в
гости к нам пришла» домовенка Кузю, с которым
играли, пели песни, читали стихи и показывали
сказку.
Конкурс позволил детям и взрослым прикоснуться к
литературным сокровищам…
Жаннета ШАМАРИНА,
старший воспитатель детского сада № 1, пос.
Шушенское Красноярского края