Продолжение. Начало в № 22, 23/2009
В любую программу по
формированию первоначальных математических
представлений у детей дошкольного возраста
входит знакомство с плоскими геометрическими
фигурами — такими, как квадрат, прямоугольник,
треугольник.
Маленькие палочки — удобный материал
для построения этих фигур. (Только круг с их
помощью невозможно выложить. Но это может стать
интересным проблемным вопросом, обращенным к
детям: «Почему с помощью палочек нельзя выложить
круг?»)
С помощью маленьких палочек можно
выкладывать большие и маленькие формы. Попутно
дети могут решать несложные логические задачи.
Например: «Вот квадрат. Сколько у него
сторон? Сколько палочек нам потребуется, чтобы
его выложить? А если мы захотим выложить квадрат
больше того, что у нас есть, сколько потребуется
палочек?»
Такие вопросы открывают возможность и
для раздумий, и для экспериментирования.
А можно, как и в заданиях предыдущего
этапа, предлагать детям выкладывать фигуры по
образцу (используя разные приемы
«прихватывания» палочки (спички)).
После выкладывания фигур по образцу
можно предложить детям пересчитать получившиеся
квадраты (треугольники) и ответить на вопросы:
«Сколько всего квадратов в узоре?», «Сколько
больших квадратов? Сколько маленьких
квадратов?», «Каких квадратов больше — больших
или маленьких?», «Сколько маленьких квадратов
составляют один большой квадрат?» и т.п.
Выкладывать узоры можно не только по
образцу, но и по памяти: образец предъявляется на
несколько минут, а потом убирается. Это сложнее. И
для начала не нужно предлагать детям очень
сложные узоры.
Еще одно упражнение связано с
рисованием фигур по «следам» сконструированной
фигуры.
Дети по образцу (или по памяти)
выкладывают фигуру на белом листе бумаги. Затем,
убирая по одной палочке, рисуют вместо нее
отрезок карандашом. После того как все палочки
будут убраны, должна получиться точно такая же
фигура, как и на образце.
Знакомые фигуры можно отыскивать в
образных конструкциях из палочек.